Премьер-министр Украины Арсений Яценюк 19 июля заявил, что в предстоящей масштабной приватизации должны участвовать исключительно западные инвесторы. Только таким образом, по словам политика, можно побороть коррупцию.
«Мы начинаем прозрачную и честную приватизацию, и поэтому хотим, чтобы в ней принимали участие исключительно качественные иностранные инвесторы, а не бывшие украинские олигархи, — заявил Яценюк в своем традиционном обращении „10 минут с премьер-министром". — Надо откровенно сказать, что сегодня государственный сектор экономики коррумпированный, и для того, чтобы побороть коррупцию, сюда надо завести новых качественных иностранных специалистов с их знанием, опытом и деньгами. Чтобы создать дополнительные рабочие места, усилить экономику, торговать как внутри страны, так и вовне».
В том же ролике Яценюк рассказал, что в ходе недавнего визита в США ему уже удалось добиться успехов в переговорах с американскими и канадскими инвесторами. Якобы, компания Cargill согласилась строить новый зерновой терминал в городе Южный, а еще ряд компаний помогут превратить «незалежую» в энергетический хаб с помощью строительства LNG-терминалов и продажи сжиженного газа.
Напомним, что ранее украинские власти утвердили список предприятий, выставленных на приватизацию. В перечень вошли госцконцерн «Центрэнерго», ряд ТЭЦ, около 30 шахт, а также химические, транспортные и промышленные предприятия. Всего чуть больше 300 наименований. Кстати, уже тогда премьер заявил, что этого недостаточно. А 17 июля заявил, что приватизировано должно быть все, кроме объектов, связанных с национальной безопасностью, и некоторых инфраструктурных предприятий.
Но о том, что в тотальной приватизации должны участвовать только иностранные компании, премьер официально заявил впервые. Неизвестно, каким образом он сможет ограничить права украинских олигархов и предпринимателей, но можно не сомневаться, что нужные механизмы найдутся.
Руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов объясняет, что передача украинскихактивов западному капиталу — закономерный результат госпереворота и так называемой «революции достоинства».
— С самого начала было понятно, что приватизация на Украине будет носить характер перераспределения ресурсов страны от олигархов в пользу западных компаний. Яценюк сейчас действует в этой логике. Это новый этап так называемой революции. Олигархов не только не допустят к приватизации, но и отберут уже принадлежащие им активы. И первым это коснется Коломойского.
— Почему именно его?
— Мы видим, что против Коломойского запущена новая волна атаки. Против него выступил Саакашвили с обвинениями в контрабанде. Естественно, что такой замаранный и нечестный предприниматель не будет допущен к скупке активов на Украине. Со временем он потеряет и то, что имеет, в том числе очень важный для страны «ПриватБанк». Так что приватизация в пользу западных компаний — это только начало истории. Потом они получат и лакомые куски, принадлежащие сегодня олигархам. Олигархи были крайне наивны, когда поддерживали переворот против Януковичаи свергали власть с помощью «западных партнеров». Ведь после этого они потеряли политическое влияние, а раз они не контролируют происходящее в стране, они потеряют и активы.
— А какие сферы интересуют западных инвесторов?
— Большой интерес вызывает энергетика, важна добывающая и обрабатывающая промышленность. В сфере их внимания также продовольственная промышленность и аграрный сектор, особенно земля и производство продуктов питания. Кроме того, им нужна вся украинская торговля, которую они хотят контролировать. Сюда можно добавить портовое хозяйство, таможню и все, что связано с транспортной сферой. На Украине довольно много зон, куда они хотели бы войти и сразу занять господствующие позиции.
Не сомневаюсь, что так оно и произойдет. Никакие фирташи и коломойские не смогут оказать серьезного сопротивления. Посмотрите, как развивается «мятеж» «Правого сектора» *. Он явно выдыхается и не имеет шансов на успех. Политически западные компании могут считать себя вполне защищенными. Да Яценюк и не сделал бы этого заявления, не будь он твердо уверен в том, что у украинских олигархов больше не осталось серьезных рычагов давления, с помощью которых они могли бы остановить этот процесс.
— А может, это не так уж и плохо для Украины?
— Не думаю, что что-то изменится в лучшую сторону для государства. Украина уже попала в капкан. Но что касается рядового украинца, ему должно быть абсолютно все равно, Коломойский будет контролировать «ПриватБанк» или какой-то английский или немецкий инвестор. Ему без разницы, кто будет держать таможню — «Правый сектор» * вместе с коррумпированными полудельцами-полуполитиками или западная компания. Поэтому украинские олигархи оказались в ситуации, когда их попытки собрать народные массы на свою защиту ни к чему не приводят. Это пытался сделать Коломойский, но струсил и отступил, потому что увидел полное безразличие днепропетровцев. Сейчас ту же мелодию играет «Правый сектор» и тоже проваливается, потому что к ним во всех регионах относятся плохо и считают шайкой бандитов.
Получается, что Порошенко, Саакашвили и Яценюк, несмотря на то, что отдают страну в руки западных корпораций, в глазах украинцев выглядят более симпатично, чем местные олигархи. Для них Коломойский более неприятен, чем неизвестный западный предприниматель, о котором они слышали только то, что он честный и всем подряд платит высокую зарплату. Свою роль играет еще и запредельная наивность украинских обывателей.
Хотя в том, что Украина ничего не выиграет от того, что хрен поменяли на редьку, люди убедятся уже очень скоро. И тогда там, возможно, будет формироваться совершенно другое национально-освободительное движение, которое будет ставить вопрос о выдворении западных компаний с территории страны.
— Но может западные инвесторы, как обещает Яценюк, действительно сделают украинскую экономику более эффективной?
— Всю эту историю уже проходили в Латинской Америке. Там были те же самые россказни, что вот сейчас придет United Fruit Company, и все станет превосходно. У всех будет зарплата, как в Нью-Йорке и Калифорнии, и все будут жить хорошо. Но очень скоро выяснилось, что эта компания занималась только тем, что вывозила богатства страны. Эти «прозрачные и не коррумпированные» компании ничем принципиально не отличаются от украинских олигархов. Они точно так же вывозят ресурсы. И именно потому, что олигархи слишком много вывезли на Запад, ими стало легко управлять и устранить из игры.
Отмечу, что т же самые компании, которые войдут в украинскую экономику, уже сейчас диктуют через МВФ всю экономическую политику Украины. К чему она привела? К гибели целых отраслей и обнищанию населения. Не было никаких шансов, что на Украине не произошло бы того, что происходило в других странах. Вспомните, как Аргентину лечили-лечили по рецептам МВФ, и долечили до дефолта, удравшего на вертолете президента и «бунта пустых кастрюль». Только после этого появилась администрация, которая стала учитывать местные интересы. Естественно, никакие западные компании учитывать местные интересы, тем более, интересы общества, не будут. И новая не коррумпированная полиция, которая с обществом почти никак не связана, в этом им поможет.
Политический аналитик Виктор Пироженко считает, что технологии перераспределения украинских активов опробуют на Одесской области.
— Явную дискриминацию граждан Украины нужно будет как-нибудь обосновать с точки зрения закона. Это очень непросто, и какие бы законы власти не написали, они будут входить в противоречие с Конституцией страны. Ведь отстранение украинского капитала от приватизации — это ограничение в фундаментальных правах и дискриминационный подход.
Хотя цель этой политики понятна — вышибить украинских олигархов из экономики. Лишним оказался даже крупный национальный капитал, который частично поддержал государственный переворот. Мы видим, что в этом направлении уже начали предприниматься определенные действия. Михаил Саакашвили, назначенный губернатором Одесской области, первым делом пригласил иностранных инвесторов и представителей европейских бизнес-структур для осмотра портов области и оценки активов. Эти действия идут в русле потери суверенитета и разрушения украинской промышленности.
— Неужели украинские предприятия, в их нынешнем состоянии, интересуют инвесторов?
— Не думаю, что независимые иностранные инвесторы пойдут на Украину в нынешней ситуации, когда здесь бесчинствуют неконтролируемые неонацистские формирования. Хотя в обмен на некие геополитические услуги заход инвесторов возможен, но только под определенные условия.
Их интересуют активы, которые не столько приносят прибыль, сколько важны в плане геостретегического контроля Запада над Украиной и закрепления на этой территории. Прежде всего, это земля. Для этого нужно разрешить свободное отчуждение земель сельхозназначения, и этот процесс, как я понимаю, уже идет. Дальше это порты в Одесской области и на Дунае. Недаром именно эта область поставлена под контроль Запада через Саакашвили. Это своеобразная экспериментальная лаборатория по отработке разных способов отчуждения активов и внедрения западных стандартов управления.
Не исключаю, что Западу интересны некоторые активы в сфере ВПК, где, несмотря на разгром в отрасли, остались предприятия и конструкторские бюро, которые могут быть встроены в западные производственные цепочки. Но на неких примитивных обслуживающих стадиях. Конкуренция западным фирмам и разработчикам не нужна.
— А не могут те же украинские олигархи поучаствовать в приватизации через офшорные компании?
— До сих пор так оно и было. Основная часть иностранных инвестиций в Украину идут с Кипра или Виргинских островов, то есть из офшорных зон. На самом деле это украинский капитал. Но сейчас ситуация может измениться. Яценюк давно уже не является главой национального украинского правительств. Он выполняет не функции экономического управления или поднятия реальной промышленности, а работает на другие страны и обслуживает чужие интересы. Думаю, он четко ориентирован на обслуживание международного капитала.
— Сторонники власти говорят, что передача активов в руки западных инвесторов — это совсем не плохо…
— Это не просто плохо, а катастрофично для Украины. Если сюда и зайдет западный капитал, он постарается встроить Украину в систему разделения труда на изначально дискриминационных условиях. Конкурентоспособная часть украинской промышленности и наукоемких производств будет обанкрочена и ликвидирована. А малая часть активов будет участвовать в примитивной кооперации. Украинская экономика нужна только в евразийской системе, так как вышла из советской экономики. Иностранных инвесторов украинские активы интересуют только выборочно — порты, земля и оставшаяся часть ВПК. Но мы же понимаем, на каком уровне социально-экономического развития окажется Украина, если это произойдет.
Это будет аграрно-сырьевой придаток, в лучшем случае страна для дешевой сборки изделий. Об этом речь шла еще с 2010 года, когда Янукович взял курс на соглашение об ассоциации с ЕС. Эксперты столько говорили о рисках и угрозах для экономики Украины, что повторять нет смысла.
*Организация «Правый сектор» признана экстремистской и запрещена в России решением Верховного суда РФ от 17 ноября 2014 г.
Фото: EPA/ТАСС