Россия рассматривает возможность поставок до 200 тыс. тонн сжиженного углеводородного газа в год в Сирию через простаивающие терминалы в крымском порту Керчи, сообщил Reuters со ссылкой на трейдеров.
По данным трейдеров, речь идет о поставках СУГ (получают из попутного нефтяного газа в отличие от СПГ) крупнейшего в РФ производителя и экспортера сжиженного газа – "Сибура" - через посреднические госкомпании.
Представитель "Сибура" опроверг участие в подобных схемах.
"Сибур" не вел и не ведет торговые операции с сирийскими государственными или частными компаниями. "Сибур" не поставляет и не ведет переговоры о поставках СУГ в указанную страну, в том числе в рамках каких-либо государственных программ", - сказал он.
"Почему бы и нет? Запрета на поставку ведь нет. В Сирию поставляют разные страны", - сообщил участник средиземноморского рынка.
Терминалы Керчи необходимо загрузить
На территории Керченского морского торгового порта (МТП) находятся четыре терминала по перевалке сжиженного газа общей мощностью более 2,0 млн тонн в год: "АЕГАЗ-терминал" мощностью до 1 млн тонн в год, "ТЭС-Терминал" (720 тыс. тонн), "ЮВАС-Газсервис" (600 тыс. тонн) и "Гермес-Ойл" (200 тыс. тонн).
Три из четырех терминалов ранее работали по схеме прямого варианта перевалки (железнодорожная цистерна-судно) и только "АЕГАЗ-терминал" имел небольшие мощности по хранению сжиженного газа.
Каждый из перечисленных терминалов озвучивал планы расширения мощностей перевалки или строительства резервуаров для хранения СУГ и миллионные инвестиции.
Так, в 2012 г. в Керчи открылся новый газовый терминал "АЕГаз-Терминал" для поставок в европейские страны и Турцию в объеме до 1 млн тонн сжиженного газа в год. Терминал состоит из причала для налива сжиженных углеводородных газов в танкеры грузоподъемностью до 5 тыс. тонн, базы хранения объемом 8 тыс. куб. м. Инвестиции составили $30 млн.
Но после объявления Евросоюзом и Украиной блокады Крыма работа терминалов Керчи была нарушена.
В настоящее время эпизодически работают только два терминала по перевалке сжиженного газа в Керчи – "ТЭС-Терминал" и "ЮВАС-Газсервис", отгружая один или два небольших танкера в месяц дедвейтом 1,5-3 тыс. тонн, уточнил один из участников рынка.
По его данным, возможность поставок СУГ в Сирию через терминалы в Керчи, а не через другой черноморский порт - Тамань в Краснодарском крае - выглядит логичной.
Необходим мост и господдержка
"Тамань работает с европейскими покупателями, а через Керчь вполне логично было бы работать тем странам, кому безразличны санкции ЕС (в отношении России)", - отметил один из трейдеров.
"Сложная логистика поставок - это использование паромной переправы в порту Кавказ до Керчи, затем слив в танкер и отгрузка. Перспективы у терминалов такие же, как и у всего Крыма: развития не будет, пока не будет построен мост", - добавил трейдер.
Другой участник рынка отметил, что без господдержки или поручительства активизировать работу простаивающих терминалов в Керчи не получится.
"Слухи по активизации работы терминалов в Керчи ходили и раньше, но без господдержки или поручительства это невозможно", - сообщил трейдер.
Сирия примет российский газ
Раньше РФ не поставляла газ напрямую в Сирию из Керчи, но это делали другие .
По расчетам "Рейтер", основанным на данных таможенной статистики, Россия экспортировала в 2014 г. 5,19 млн тонн СУГ.
В том числе в Турцию поставлено 1,121 млн тонн, в Польшу – 914 тыс. тонн, в Финляндию – 855 тыс. тонн, в Нидерланды – 347 тыс. тонн, в Венгрию – 329 тыс. тонн, в Швецию – 307 тыс. тонн, на Украину – 243 тыс. тонн, в Белоруссию – 233 тыс. тонн.
Ряд участников рынка усомнились в необходимости 200 тыс. тонн СУГ в год для рынка Сирии, однако другие считают данный объем вполне приемлемым.
"Сирия ранее объявляла тендеры на закупку СУГ от 10 тыс. до 20 тыс. тонн в месяц, поэтому объем в 200 тыс. тонн выглядит реальным", - сообщил один из трейдеров.
По его данным, транзитные поставки СУГ из Турции в Сирию также были, но закончились в декабре 2014 г.
СУГ в Сирии используется в качестве автотоплива и для коммунально-бытовых нужд.
"Поставки (в Сирию) выглядят логичными, если покупатель предлагает хорошие цены. Но работать с керченскими терминалами, находящимися под санкциями, мы бы не стали", - сказал источник в одной из компаний.
По подсчетам одного из трейдеров, в настоящее время отгрузить из Керчи в Сирию до 200 тыс. тонн в год нереально как из-за сложной логистики, так и из-за ограниченного количества танкеров, готовых работать через Керчь.
"Раньше были поставки из Керчи в Сирию (до ввода санкций), и не раз. Мощности по приемке СУГ в Сирию, скорее всего, есть", - сообщил трейдер.
"Однако на данном этапе отгрузить СУГ из Керчи в таком объеме проблемно технически. По моим подсчетам, турецкие танкеры, заходившие в Керчь и попавшие под санкции Евросоюза, сейчас могут перевозить максимум 8 тыс. тонн в месяц (до 100 тыс. тонн в год)", - утверждает другой участник рынка.
|