Греция: огромные проблемы в маленьком государстве
Благодаря Греции информпространство нашей страны наконец-то забыло об Украине и посмотрело куда-то дальше своего носа. В прошедшее воскресенье на родине демократии состоялся референдум, на котором у греков спрашивали: стоит ли поддержать меры жесткой экономии, предложенной Еврокомиссией, Европейским центральным банком и Международным валютным фондом? Большинство греков (порядка 60%) высказались отрицательно: «Хватит, натерпелись уже!» — на весь мир прогремел голос народа.
Ситуация какая: с середины нулевых Греция проводила крайне неэффективную экономическую политику, фактически бесконтрольно набирая долги, покрывая этим дефицит бюджета. Дефицит же возникает тогда, когда государство не может соотнести свои доходы с расходами, и последние превышают первые. В греческом бюджете велика доля социальных выплат, резать которые и предлагают для сокращения дефицита бюджета и выплаты по долгам.
В 2009 году ситуация усугубилась, дефицит составил около 13% при допустимой ЕС норме в 3%. Официальные структуры ЕС, МВФ и Греции начали работать над тем, чтобы выделить стране помощь в размере 110 миллиардов евро за три года, что означало выдать кредит под низкий процент. Ситуация заметно усложнилась, но если утрировать, то эта помощь и послужила причиной надувания долгового пузыря страны и привела к экономическим проблемам: Греция набирала кредиты, чтобы расплатиться с кредитами, соотношение госдолга к ВВП (стоимость всех товаров, произведенных в стране за год) росло бешеными темпами, далеко превышая отметку в 100%.
Сейчас госдолг Греции к ВВП составляет порядка 150%, что является очень плохим показателем и главным сигналом для кредиторов, что их вложенные средства могут не окупиться.
Корни греческого кризиса находятся еще глубже: в самом устройстве Европейского союза. На данный момент это единственная полноценно функционирующая интеграционная группировка в мире, достигнувшая предпоследнего уровня интеграции — экономический союз. В идеале уровень жизни всех государств ЕС был бы на одном уровне, и сверхприбыли в одних государствах шли бы на покрытие убытков в других. Но так это не работает. ЕС постоянно регулирует экономическую деятельность внутри союза, выдавая квоты на производство продукции и прочее: отсюда и знаменитые истории про закрытие заводов в Болгарии и Прибалтике, вырубание виноградников в Греции и так далее.
Подход в целом здравый, если говорить об экономическом союзе: зачем перенасыщать рынок продукцией, провоцируя кризис перепроизводства, если можно все четко ограничить. Но в Европе это работает все крайне топорно: основные экономики, то есть Германия, Великобритания и Франция, способны выпускать большинство видов продукции, что они и делают, остальные государства ЕС довольствуются малым.
Опять-таки, даже если так: продукция перечисленных трех стран известна во всем мире своим качеством, пускай себе выпускают, получают сверхприбыли от своего монополизма, но с условием, что эта сверхприбыль, как мы уже говорили, пойдет на покрытие убытков в других странах союза. Но этого не происходит: прибыль оседает в Германии, Франции и Великобритании, которые, конечно, отчисляют проценты в бюджет ЕС и различные европейские фонды, но это капля в море.
Очень утрируя, скажем, что принцип работы ЕС как экономического союза можно обозначить как «дружба-дружбой, а табачок врозь». Греки, собственно, в итоге тоже попали в зависимость от такой экономической модели. Например, крупный производитель вина Франция не хочет видеть конкурента в Греции, которая тоже «с усами» и производит вино тысячелетиями. Следовательно, виноградники в Греции вырубаются, государство теряет часть доходов, рабочие места и прочее. Но ЕС дает доступ к дешевым кредитам, чем и пользуется Греция, дабы восполнить образовавшийся дефицит от сокращения производства вина. И пока на дворе сытые нулевые, все довольны: греки могут не работать, банки богатеют на процентах, французские промышленники получают рынок без конкурентов.
Но грянул кризис, и все сломалось. Правительство Греции объявило о мерах жесткой экономии, которая запустила цепную реакцию, вызвав кризис, безработицу, обнищание населения и массовые протесты. Чтобы как-то решать ситуацию, в 2010 году проводилась и приватизация (а у Греции до сих пор значительные активы находятся в руках государства). Естественно, прошли сокращения социальных выплат, повышение пенсионного возраста и прочие меры экономии на населении. Более-менее в таких условиях страна живет и до сих пор, однако свет в конце туннеля так и не показывается.
Сейчас Еврокомиссия настаивает на продолжении и усугублении политики жесткой экономии, но еще сильнее затянуть пояса греки не способны. Тут ведь еще вот какой момент: сейчас экономисты все больше уходят от понятия ВВП к понятию ВВП по паритету покупательной способности (ППС). В целом по миру показатель ВВП по ППС превышает ВВП, а вот в Греции наоборот — он почти в два раза ниже. То есть, имея весьма впечатляющую по размерам экономику, на жизнь грекам приходится тратить очень много, а очередное сокращение соцвыплат может запросто привести к гуманитарной катастрофе, учитывая и ужасающую ситуацию с безработицей — более четверти греков сидят без дела.
Прошедший референдум значительно усложнил положение дел. Согласись греки на условия ЕС, все было бы достаточно просто: греки бы и дальше нищали, экономика страны работала на пределе, долги бы все равно росли и так до очередного витка кризиса. Сейчас же все может развиваться очень неожиданно. Для начала, уже в пятницу Греция должна выплатить проценты по долгам — это 1,6 млрд. евро. Если она этого не сделает, такой жест можно расценивать как дефолт и обыгрывать ситуацию вокруг этого: объявлять приватизацию и так далее.
Самое опасное: выход Греции из ЕС и/или зоны евро, что, не вдаваясь в подробности, может вызвать цепную реакцию и спровоцировать развал ЕС как такового, отчего сладко не будет никому: ликвидация экономического субъекта таких масштабов спровоцирует глобальный экономический кризис. Чтобы этого не допустить, лидеры ЕС работают в режиме нон-стоп, обсуждая ситуацию на всех уровнях.
Деликатная ситуация складывается и для кредиторов Греции: задобрить Грецию путем списания долгов не получится, поскольку создается опасный прецедент для других государств с огромным долгом, например, Испания и Италия, госдолг которых уже давно превысил показатель ВВП.
В общем, что можно сказать: греки очень сильно взбаламутили воду, заварили такую кашу, расхлебывать которую предстоит очень долго и очень осторожно, поскольку малейшая ошибка приведет к непредсказуемым последствиям.
Сергей КЛЁНОВ Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|