В Молдове 14 и 28 июня прошли два тура местных выборов. После окончательного подсчета голосов стало понятно, что правящие проевропейские партии, несмотря на огромный скандал с кражей 1 миллиарда долларов из банковской системы РМ, несмотря на явную коррумпированность и невнятную социально-экономическую политику, в общем-то, практически не пострадали.
Можно удивляться или нет, но не случилось пока в Молдове «левого поворота». Партия социалистов, выступающая за евразийскую интеграцию РМ, довольно ощутимо (с разницей почти в 7%) проиграла выборы мэра Кишинева пока непотопляемому либеральному кандидату Дорину Киртоакэ. Это неудача по сравнению с 2011 годом, когда разница между левым и правым кандидатами составляла менее 1%. В целом же по числу избранных мэров социалисты заняли лишь пятое место, уступив и демократам, и либерал-демократам, и даже либералам.
Резко усилилась, правда, другая партия, относимая к левому флангу – «Наша партия» Ренато Усатого (которую в ноябре 2014 года сняли с парламентских выборов). Ей удалось провести своих кандидатов на посты мэров в трех городах Гагаузской автономии, не говоря уже о том, что сам Усатый одержал сокрушительную победу еще 14 июня во втором по величине городе Молдовы – «северной столице» Бельцах, набрав на выборах мэра более 72%.
Но все это, повторим, на сегодняшний день не меняет общей картины – позиции проевропейских (и прорумынских) партий оказались достаточно крепкими более чем в 2/3 районов Молдовы. Несмотря в том числе на скрытую (а кое-где и вполне открытую, как у Д. Киртоакэ) русофобию, большинство молдавских избирателей поддержало эти партии. И, судя по последним пассажам политиков, после отставки премьера Кирилла Габурича 12 июня страна теперь стоит перед возможностью воссоздания полноценной правой коалиции – с участием уже не только Демократической и Либерально-демократической, но и Либеральной партии.
На необходимости такой коалиции открыто настаивает Бухарест. Экс-советник президента Румынии по национальной безопасности Юлиан Кифу призывал ДПМ, ЛДПМ и ЛП сделать это еще до местных выборов. Сейчас не исключено, что к вышеупомянутым трем партиям присоединится и недавно созданный политический проект бывшего молдавского премьера Юрия Лянкэ – Народная европейская партия (НЕПМ). По своей программе и политическим приоритетам она мало чем отличается от ЛДПМ, первым вице-председателем которой Лянкэ не так давно и состоял. На местном уровне союз НЕПМ с либералами, либерал-демократами и демократами уже есть.
Резюмируя, можно сказать, что как раз 28 июня – на 75-летие освобождения Бессарабии от оккупации королевской Румынией и возвращения ее в состав СССР – уже современная Молдова сделала, в общем-то, еще один шаг к интеграции с Румынией. Такое вот получилось совпадение.
***
Правая коалиция, в которую могут войти либералы, будет означать и еще большую интенсификацию отношений с НАТО, поскольку ЛП прямо и давно выступает за отказ от нейтралитета Молдовы и вступление в Североатлантический альянс. В этом плане ЛП будет действовать заодно с ЛДПМ, выдвинувшей в нынешнем году на должность министра обороны РМ бывшего директора кишиневского Центра информирования и документирования НАТО Виорела Чиботару.
Сотрудничество Молдовы и НАТО именно в нынешнем году по-настоящему начало набирать обороты. Если говорить о последних событиях, то прежде всего нужно упомянуть о пакете мер по реализации программы «Консолидация обороноспособности» для РМ. Этот пакет был утвержден на встрече министров обороны стран-членов Североатлантического альянса на прошлой неделе. На той самой встрече, где были приняты решения о трехкратном увеличении сил оперативного реагирования НАТО, а также определена конфигурация шести «малых штабов», которые будут развернуты в Румынии, Болгарии, Польше и трех странах Балтии.
Министерство обороны Молдовы не скрывает, что пакет мер разрабатывался и согласовывался при активном участии и посредничестве Бухареста. Что и неудивительно, если вспомнить, что у Молдовы и Румынии есть договор о военном сотрудничестве от 2012 года, а также договор о сотрудничестве в области военной стандартизации, подписанный не далее как в нынешнем году.
На этой неделе специалисты НАТО должны провести оценку качества военного образования в РМ, а также такого важного документа, как Стратегия национальной безопасности и обороны. Можно ожидать, что по нему будут какие-то рекомендации, вероятно, эксперты альянса открыто или кулуарно поддержат появление новой редакции Стратегии, которая может стать ступенькой к отказу от нейтралитета Молдовы. Высший совет безопасности страны, кстати, уже выступил за разработку новой Стратегии национальной безопасности.
Нужно обратить внимание на такой важный момент – нынешнее резкое сближение РМ и НАТО негативно влияет и на другие сферы жизни в этой стране, например на свободу средств массовой информации. Когда в Молдове месяц назад запрещали трансляцию телеканала «Россия 24», депутат от Либерально-демократической партии Валерий Стрелец признался, что в офисе Североатлантического альянса молдавским парламентариям от правых партий показывали какие-то «фальсификации» российского телевидения. «Фальсификации» – по мнению НАТО. И это мнение, очевидно, повлияло не только на историю с «Россией 24», но и на внесение в парламент законопроектов, которые могут явно сузить сферу русскоязычного вещания.
Отметим еще одно – расширение сотрудничества с НАТО неизбежно приведет к существенному увеличению военных расходов в и без того бедной стране. Именно к этому идет. По словам бывшего министра обороны РМ Виталия Маринуцы, после принятия пакета «Консолидация обороноспособности» нужно увеличивать бюджет для Минобороны. Рост военных ассигнований одобрил и министр военно-морских сил США Рэй Мабус, в середине минувшей недели встречавшийся с президентом Молдовы Николаем Тимофти.
***
Что принесет воссоздание правой коалиции для Приднестровья? Молдавская власть станет более стабильной, а значит, системное давление на ПМР может усилиться. Правительство РМ также еще больше поправеет, а значит, будет более агрессивным, националистическим и антироссийским.
Все это может привести к тому, что вторая половина 2015 года может стать для Приднестровья довольно сложной. Со стороны Молдовы могут и почти наверняка будут продолжаться попытки давления на миротворческую операцию и на российский военный контингент в ПМР. С сентября вероятны и новые санкции в отношении крупных приднестровских предприятий – с этим, например, может столкнуться Тираспольский винно-коньячный завод KVINT, которому Лицензионная палата Молдовы продлила лицензии на импорт сырья и на производство алкогольной продукции только на три летних месяца.
Что касается возможных мер давления в экономике, то здесь молдавская правая коалиция наверняка найдет хорошего союзника в лице одесского губернатора Михаила Саакашвили. Последний явно готовит почву, обвиняя Приднестровье в контрабанде то наркотиков, то оружия, утверждает, что из ПМР «идет дестабилизация и ничего хорошего», едут в Одессу «какие-то бандюки» (!) и т.д. Все это, разумеется, без фактов и доказательств. Но предпосылки для оправдания нажима на Приднестровье, подчеркнем, готовятся.
Растущее сотрудничество Молдовы с НАТО, естественно, продолжает создавать в регионе угрозы и военного характера. Да, по сравнению с экономическими они пока находятся на втором плане, в том числе и потому, что, начав конфликт на Днестре, власти РМ рискуют столкнуться с очень серьезными протестами как в Гагаузии, так и на севере страны. Но недооценивать вероятность какого-либо силового конфликта ни сейчас, ни в перспективе нельзя. Источник: ritmeurasia.org.
Рейтинг публикации:
|