Инструменты влияния России на мировой политический процесс
Введение к магистерской диссертации
Современный мировой политический процесс всё больше затрагивает жизнь людей, не связанных с политическими отношениями. Это вызвано характером изменений, происходящих как внутри отдельных государств, так и на уровне мирового сообщества. Мы живём в эпоху глобальных перемен структурного и системного плана, когда меняется архитектура системы международных отношений, появляются новые акторы мировой политики, происходят события, невозможные 20 лет назад на уровне прогнозов. Данные процессы связаны с развитием глобального рынка и поведением акторов мирового политического процесса, которые обеспечивают собственные интересы. Выстраивается новый мировой порядок, в котором каждый субъект определяет свою роль.
Для Соединённых Штатов Америки, единственной на текущий момент сверхдержаве, ключевой задачей является сохранение глобального лидерства, о чём зафиксировано в Стратегии национальной безопасности США от февраля 2015г .
Европейский Союз продолжает в значительной степени сохранять зависимость от США в политической сфере на уровне политических элит, однако долгосрочные экономические интересы явно противоречат стратегии, диктуемой из Вашингтона. Разрешение данного противоречия является, на мой взгляд, основным полем политического действия.
Китай в стремлении к статусу мирового лидера сталкивается с серьёзными проблемами структурного характера – уходит эпоха индустриальной экономики, которую на протяжении десятилетий выстраивала Китайская народная республика. Сокращающаяся в глобальном масштабе скорость оборота капитала, перенос производств к рынкам сбыта и локализация вместо аутсорсинга ставят перед Китаем задачу новой перестройки экономики.
Арабский мир и Ближний Восток превращён в поле боевых действий. Вслед за «Арабской весной», событиями в Ливии и Сирии, в войну включается Саудовская Аравия, хотя и не на своей территории. Новый актор политического процесса в данном регионе – «Исламское государство», дестабилизирует ситуацию, придавая новый облик боевым действиям, информационной пропаганде.
Латинская Америка, как регион ресурсов и возможностей используется в качестве альтернативы Китаю и Юго-Восточной Азии. По этой причине данный регион привлекателен с точки зрения инвестиций, в большей степени политических. Специфика взаимодействия со странами Латинской Америки показывает, что для выгодного присутствия необходимо участие и поддержка политических элит и политических режимов.
Африканский регион после распада колониальной системы сформировал государства, которые переживают дестабилизацию и значительные угрозы. В условиях, когда не стало СССР, поддерживающего режимы этих государств, западные страны пытаются установить в данном регионе порядок, выгодный собственным ресурсным транснациональным корпорациям. Переплетение различных интересов в Африке послужило причиной многих вооружённых конфликтов, как, например, война в Ливии и в Сирии.
Наиболее близкое для наше страны постсоветское пространство и СНГ, как основная региональная структура, переживает серьёзный кризис. Связано это не только с вооружённым конфликтом на Юго-востоке Украины. На протяжении последних лет несколько стран, на территории которых проживает значительное количество русских, русскоговорящих граждан стали проводить антироссийскую политику. Речь идёт о Грузии, Молдавии, Украине.
Российская Федерация в данных условиях стоит перед угрозами глобального характера. Защита национальных интересов России связана с поиском и использованием инструментов влияния на мировой политический процесс. Россия должна иметь стратегию развития в XXI веке, и исходя из этого, выстраивать отношения с основными акторами мирового политического процесса. Для реализации данных решений Россия создаёт и участвует в международных организациях, таких как Евразийский союз, ШОС, БРИКС. Перспективы данных площадок являются одним из инструментов нашего влияния. В экономике страна по-прежнему значительно зависит от экспорта сырья и импорта продовольствия. По этой причине использование такого мощного инструмента влияния, как нефтегазовые потоки в Европейский Союз, значительно ограничено. Более того, в условиях снижения цен на энергоресурсы, Россия становится заложником данного фактора. Вооружённые силы Российской Федерации обретают современный облик и являются серьёзным аргументом и сдерживающей силой, обеспечивающей баланс в регионе. Они способны решать разные задачи и обеспечивать интересы России на современном театре военных действий. Информационное пространство России более защищено, по сравнению с предыдущим состоянием, однако, для наиболее полного обеспечения и защиты национальных интересов этого не достаточно. Согласно Конституции Российской Федерации, у нашей страны нет, и не может быть идеологии. Восприятие данного факта в 90-е годы воспринималось как достижение, однако последнее время приходит понимание, что идеология является одним из основных компонентов стратегии и долгосрочного развития.
Таким образом, Россия стоит перед серьёзным испытанием, когда на прочность проверяются все компоненты национальной безопасности. Учитывая данное обстоятельство, у России есть шанс обрести не только надёжные инструменты влияния на мировой политический процесс, но и встать на путь глобального лидерства. Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|