Страна евроатлантической ориентации
На днях страна Македония устами премьер-министра Николы Груевского сделала заявление. Груевский сказал, что Македония присоединится к российскому проекту «Турецкий поток» только при условии соответствующей договорённости между Россией и Еврокомиссией, поскольку Македония — страна евроатлантической ориентации. Далее он заметил, что страна эта не очень-то и нуждается в развитии газовой инфраструктуры.
Как сообщала в конце мая «Лента.ру» со ссылкой на болгарское агентство «Novinite», премьер-министр Македонии Никола Груевский сделал заявление, касавшееся проекта газопровода «Турецкий поток».
По словам Груевского, Македония присоединится к проекту только при условии достижения договорённости между Россией и Еврокомиссией. Премьер добавил, что Македония — страна, которая принимает решения на базе евроатлантической ориентации.
Далее господин Груевский отметил, что Македония не очень нуждается в развитии своей газовой инфраструктуры. Правда, Македонии нужны новые источники поставок: страна хочет иметь гарантии энергетической безопасности в долгосрочной перспективе. Ну, а ещё эта страна собирается строить электростанции, работающие на газе.
Юрий Барсуков («Коммерсантъ») пишет, что небольшая страна Македония может сыграть в судьбе газопровода «ту же роль, что и Болгария для «South Stream». С другой стороны, отмечает эксперт Алексей Гривач из ФНЭБ, Македония, точно так же как и Болгария, может лишить себя возможных доходов от транзита газа. Что же касается России, то она теоретически может обойтись без Македонии, проложив трубу из Греции сразу в Южную Италию или воспользовавшись проектом «Eastring» для транспортировки газа в Баумгартен. Правда, это крайне сложный вариант, требующий запуска крупного Трансбалканского газопровода (в котором не участвует «Газпром») в реверсном режиме.
«В такой ситуации источники «Ъ» всё активнее сомневаются, что у «Турецкого потока» вообще будет сухопутная часть за пределами Турции. Подавляющее большинство собеседников «Ъ» на газовом рынке как в Европе, так и в России, полагает, что «Газпром» ограничится в лучшем случае прокладкой двух ниток газопровода через Чёрное море. Тем более что именно на такой проект у монополии уже есть подрядные контракты с итальянской Saipem и швейцарской Allseas Group. Как Saipem, так и голландской дочерней компании «Газпрома» South Stream Transport B.V. осенью прошлого года пришлось из-за санкций против России запрашивать разрешения на проведение работ и закупку оборудования у властей соответственно Италии и Нидерландов. Разрешения получены только на одну нитку».
Пока эксперты гадали, чем кончится македонско-европейская история, в страну Македонию прибыл вестник из ЕС — еврокомиссар по политике соседства и вопросам расширения ЕС Йоханнес Хан.
Как передало 2 июня РИА «Новости», Йоханнес Хан заявил, что лидеры политических сил Македонии согласились провести выборы до конца апреля 2016 года. По словам еврокомиссара-посредника, Никола Груевский и его оппоненты договорились, что «досрочные выборы должны быть проведены к концу апреля следующего года».
Впрочем, спустя три дня поступило другое заявление — от непримиримой оппозиции.
5 июня ТАСС передало, что лидер Социал-демократического союза Македонии (крупнейшей оппозиционной партии страны) Зоран Заев отказался участвовать в переговорах по урегулированию внутриполитического кризиса.
Упомянутый Заев счёл заявления еврокомиссара Йоханнеса Хана «предвзятыми».
Аналитик Дмитрий Седов («Фонд стратегической культуры»), выходя за пределы собственно македонского вопроса, напомнил, что США сотрудничали с так называемой Армией освобождения Косова, несмотря на то, что АОК торговала героином и человеческими органами, а её боевики обучались в лагерях «Аль-Каиды». В довершение всего её главаря Хашима Тачи по кличке «Змей» (ныне премьер-министр «Республики Косово») разыскивал Интерпол. По мнению аналитика, американский «проект Косово» создавался «с прицелом на полную ликвидацию влияния России на Балканах и уничтожение самой памяти о единении славян». Очевидным этот замысел сделала сегодня Македония.
Главным инструмент внешней политики США на Балканах — «великоалбанский проект». Идея предполагает перекройку всего балканского геополитического пространства.
«Чтобы «Великая Албания» состоялась, от Македонии должны быть оторваны её северо-западные районы, от Сербии и Черногории — их южные территории, от Греции — север страны».
Как считает Д. Седов, строители «Великой Албании» не удовлетворятся приобретением Косовского края. Следующим этапом расширения станет попытка оторвать от Сербии её южные районы со смешанным сербско-албанским населением.
Сегодня ждущие своего часа боевики АОК перемещаются между «Республикой Косово», югом Сербии и северо-западной Македонией. Косово для Европы является территориально-политическим образованием «принципиально нового типа», указывает аналитик. Это «классический протекторат, полностью подконтрольный Соединённым Штатам».
Ну, а что же будет с Македонией?
По мнению эксперта, решения относительно будущего этой страны принимаются вовсе не в Скопье. В Скопье есть лишь глашатай: это американский посол. Он «доводит принятые решения до македонского правительства и лидеров оппозиционных партий».
Американские уши торчат и из логова террористов. К примеру, после отражения македонской полицией известного нападения косовско-албанских боевиков 9 мая на Куманово на месте боестолкновения было найдено четырнадцать трупов террористов. Интересно то, что потом четыре тела исчезли. Выяснилось, что это были тела двух американских и двух британских инструкторов, которые входили в состав атаковавших. Тела «всплыли» в Косово, на базе «Бондстил».
О сценариях вероятного расчленения государства пишет и Нана Яковенко («ИноСМИ»), экономист, аналитик международной организации космической связи «Интерспутник», эксперт Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО (У).
Она напоминает, что идут разговоры о более глубокой «федерализации» Македонии, делании из неё «гибкой федерации», а то и «конфедерации». Западные эксперты поговаривают и о возможном расчленении страны, поскольку Македония якобы представляет собой искусственное государство. А раз так, часть страны нужно отдать Болгарии, а часть — Албании.
Тем временем в Тиране, пишет аналитик, премьер-министр провозглашает лозунги «Великой Албании». Именно в Тирану (столицу Республики Албания. — О. Ч.) наведываются лидеры албанских партий Македонии за инструкциями.
Не сидит без дела и американский посол в Скопье. Он вызывает лидеров политических партий и оппозиции: видимо, тоже «раздаёт соответствующие американской трактовке сценария инструкции».
По мнению эксперта, ситуация в Македонии крайне серьёзна: «Опыт Майдана на Украине показывает, что смена неугодных глав государств, похоже, теперь поставлена на поток. Ирак, Ливия, Сирия, Украина, теперь — Македония». Но как быть с «Великим Албанским государством»? Разве мало Западу «Исламского государства»? Такими вопросами справедливо задаётся Нана Яковенко.
России же, добавим от себя, из уроков очередного «майдана» следует извлечь самый простой факт: там, где Москва желает так или иначе развивать торговые отношения с другими государствами, поперёк экономике немедленно становится политика. Был «Южный поток», были вложены огромные деньги в инфраструктуру — но в Болгарии побывал Джон Маккейн, и «Южный поток» был «заморожен», а потом и отменен. Теперь есть идея о «Турецком потоке», однако македонский премьер Груевский заявил, что его страна присоединится к проекту только при соответствующей договорённости между Россией и Еврокомиссией, поскольку Македония — страна евроатлантической ориентации. А чтобы Груевский был сговорчивее, западные «кураторы» пугают его одновременно «майданом» и «гибкой федерацией».
Короче говоря, в наше время прокладка трубопроводов превратилась скорее в политическое, нежели в экономическое занятие. Господин Груевский, может, и хотел бы электростанции на природном газе построить и на транзите «голубого топлива» заработать, но ещё больше он хочет, чтобы его страну не разрезали на куски «федералисты».
Обозревал и комментировал Олег Чувакин
Источник: topwar.ru.
Рейтинг публикации:
|