Продолжается обмен недружелюбными заявлениями. Пользуясь ухудшением обстановки на международной арене, некоторые зарубежные страны позволяют себе обвинять оппонентов в агрессивных намерениях и делать смелые заявления. Кроме того, подобные обвинения активно используются в качестве повода для различных действий, в том числе переброски войск. Очередной виток подобного словесного противостояния начался в последних числах мая.
27 мая средства массовой информации сообщили о выступлении генсека НАТО Йенса Столтенберга в вашингтонском Центре стратегических и международных исследований (CSIS). Руководитель Североатлантического альянса затронул несколько тем, но самые интересные тезисы касались военно-политической обстановки в Восточной Европе. В середине мая стало известно, что ракетная бригада сухопутных войск, несущая службу в Калининградской области, к 2018 году будет полностью оснащена новыми оперативно-тактическими комплексами «Искандер-М». Й. Столтенберг отреагировал на оглашение подобных планов российского Минобороны.
По мнению генерального секретаря НАТО, переброска ракетных комплексов в Калининградскую область кардинальным образом изменит баланс безопасности в Европе. Чиновник назвал подобные планы дестабилизирующими и опасными. При этом, говоря об опасности российских действий, Й. Столтенберг подчеркнул, что НАТО не желает вступать в противостояние с Россией.
В тот же день были сделаны другие важные заявления о военно-политической обстановке в Европе. 27 мая в Праге на конференции «Наша безопасность» выступил чешский генерал Петр Павел. Особенно интересно это выступление выглядит, если учесть, что с 1 июня П. Павел занимает пост председателя Военного комитета НАТО. Таким образом, заявления генерала можно трактовать самым широким образом, а также считать «инаугурационной речью» перед вступлением в новую должность.
П. Павел выразил озабоченность ситуацией в Восточной Европе. Он полагает, что военная мощь России позволит ей в случае начала вооруженного конфликта оккупировать прибалтийские страны. При этом на завоевание Латвии, Литвы и Эстонии уйдет всего два дня. Также чешский генерал был вынужден отметить, что в случае начала такого конфликта странам Прибалтики вряд ли стоит надеяться на адекватный ответ со стороны НАТО. Дело в том, что на принятие решение об оккупации соседних государств у официальной Москвы уйдут считанные часы. НАТО, в свою очередь, является достаточно сложной структурой, из-за чего согласование единой позиции 28 государств займет слишком много времени.
Также генерал Павел заявил, что руководителям и членам Североатлантического альянса в случае начала подобного гипотетического конфликта придется принять крайне сложное и тяжелое решение: вступать ли в войну с Россией или найти иной выход из положения. Ситуация дополнительно осложняется тем фактом, что Россия имеет мощные стратегические ядерные силы, а также способна использовать их.
Наконец, П. Павел предположил, что подобные угрозы нависают не только над Прибалтикой. По его мнению, Россия в состоянии всего за двое суток пробиться к Киеву и занять его.
27 мая появились первые комментарии российских официальных лиц. Постпред России при НАТО Александр Глушко полагает, что некоторые зарубежные страны пытаются использовать заявления о некой российской угрозе для решения своих внутренних проблем. В случае с Прибалтикой, по мнению постпреда, наблюдается создание стереотипа «прифронтовых государств». Создается впечатление, что некоторым государствам выгодно относить себя к подобной категории, поскольку это позволяет требовать особого внимания к себе и просить защиты. Но самая главная особенность такой политики заключается в том, что поиск внешнего врага в лице России оказывается удобным оправданием для различных собственных ошибок, а также внутренних и внешних проблем.
Необходимо напомнить, что последние заявления высокопоставленных чиновников НАТО не являются чем-то новым и удивительным. На протяжении последних лет Североатлантический альянс с завидной регулярностью обвиняет Россию в агрессивных планах в отношении ближайших соседей. Естественно, подобные подозрения, не подкрепленные никакими доказательствами, оказываются поводом для реализации собственных планов: проведения совместных учений, переброски войск и т.д. С началом украинского кризиса количество подобных заявлений со стороны НАТО увеличилось. Кроме того, повысилась активность этой организации в восточноевропейских странах.
Еще прошлой весной руководители НАТО называли Россию потенциальным агрессором, а также обвиняли в нежелании сообща участвовать в урегулировании кризиса на Украине. К примеру, в марте прошлого года главнокомандующий Объединенных сил НАТО в Европе генерал Филипп Бридлав заявил, что в процессе урегулирования украинского кризиса Россия является скорее противником, чем партнером. Кроме того, американский генерал отметил высокую численность и хорошую подготовку российских соединений, находящихся в близости от границы с Украиной.
По мнению Ф. Бридлава, состояние и подготовка этих частей позволяла при получении соответствующего приказа выполнить бросок до Приднестровья. При этом российские военные вряд ли встретили бы серьезное сопротивление со стороны вооруженных сил Украины.
Также на тему войск в приграничных районах высказывался тогдашний генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. Он выразил беспокойство, связанное с наращиванием российского военного присутствия на границах.
По понятным причинам за заявлениями руководителей НАТО последовал ответ российских официальных лиц. Так, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков в ответ на слова Бридлава и Расмуссена заявил, что данные об усилении группировки вооруженных сил на российско-украинской границы не соответствуют действительности. При этом Песков подчеркнул, что подобная ситуация иногда наблюдается и в иных областях. Все это, по его мнению, никак не способствует нормализации обстановки и разрешению кризиса.
Обвиняя Россию в стягивании войск к украинской границе, НАТО выполняет переброску своих подразделений в государства Восточной Европы. Таким образом, бездоказательные обвинения оказываются удобным поводом для реальных действий. Вполне ожидаемо переброска войск не вызывает никаких претензий со стороны представителей Альянса. Российское издание «Свободная пресса» изучило активность натовских военных с марта по май и составило весьма интересный список операций по переброске войск, учениях и т.д.
В начале марта в Латвию прибыло около трех тысяч американских военнослужащих, а также танки и боевые машины пехоты. По официальной версии, они должны были участвовать в учениях Atlantic Resolve. Тем не менее, учения прошли, а американские военные по-прежнему расквартированы в Латвии. Более того, уже не скрывается, что военные и их техника не уедут, пока присутствует «российская угроза».
4 марта в Черное море вошла 2-я постоянная минно-тральная группа НАТО. В состав этого соединения вошли корабли США, Канады, Турции, Германии, Румынии и других государств.
В середине марта несколько подразделений с танками и иной бронетехники прибыли в Латвию, Эстонию и Румынию. Немного позже в Латвию приехали военнослужащие Национальной гвардии США. Кроме того, в страну была доставлена американская самоходная артиллерия.
25 марта на полигонах Болгарии и Румынии стартовали очередные международные учения. На следующий день в Австрии был замечен эшелон с американской бронетехникой, двигавшийся в восточном направлении.
В апреле полигоны Восточной Европы стали площадкой для нескольких учений. 13 апреля в Литве начались учения с участием США, Польши и Португалии. 20 апреля начали отрабатывать взаимодействие военные Эстонии и США. 21 апреля авиация НАТО при поддержке ВВС Швеции и Финляндии приняла участие в еще одних учениях.
23 апреля Польша приняла 300 французских военнослужащих с 15 танками. В последний день апреля в Эстонию прибыли четыре штурмовика A-10 из состава ВВС США.
4 мая у берегов Норвегии начались учения военно-морских сил НАТО, целью которых являлась отработка совместного поиска и уничтожения подлодок противника. В этих мероприятиях участвовало 20 кораблей и судов из 11 стран.
11 мая рядом с берегами Литвы начались другие учения флотов. На этот раз были задействованы 20 кораблей и судов и три международных штаба.
18 мая в Румынии начались учения сухопутных войск, в которых так же приняли участие военнослужащие США и Болгарии.
Наконец, с 25 мая по 5 июня в северных районах Финляндии, Швеции и Норвегии проводятся учения Arctic Challenge Exercise 15, в ходе которых военные нескольких стран тренируются противодействовать противнику в условиях Арктики.
Таким образом, заявления и обвинения в адрес России оказываются прикрытием и оправданием для проведения массы по-настоящему недружественных мероприятий. Прикрываясь мифической российской угрозой, НАТО перебрасывает войска в Восточную Европу, а также проводит различные учения. В результате дела, в отличие от слов, показывают истинные намерения сторон.
Что будет дальше – пока не вполне понятно. Ввиду отсутствия предпосылок к разрешению международных проблем следует ожидать, что Североатлантический альянс продолжит стягивать войска в восточноевропейские страны и проводить учения. Кроме того, продолжат звучать заявления об агрессивных планах России и угрозе, которую она представляет для Прибалтики, Украины и других стран. Такая недоказанная «угроза» будет использоваться в качестве повода для усиления военного присутствия у западных границ России. Все это заставляет вспомнить прошлогодние заявления Ф. Бридлава, но исправить их в соответствии с текущей обстановкой: в настоящее время именно НАТО является не партнером, а возможным противником.
По материалам сайтов:
http://vz.ru/
http://gazeta.ru/
http://ria.ru/
http://svpressa.ru/
http://inosmi.ru/