Если верить данным Ассанжа, проект договора о ТТП был направлен на уничтожение свободной конкуренции
Идея Транс-тихоокеанского партнерства (ТТП) потерпела крах, так и не обретя определенных очертаний. Такое мнение высказывает Сергей Санакоев, президент Российско-Китайского аналитического центра.
«Транс-тихоокеанское партнерство это идея США, направленная против Китая и против России. Суть ее в том чтобы создать альянс, в котором не будет участвовать Китай и Россия. Эта идея потерпела крах в связи с рядом решений, принятых Китаем и Росией. Речь идет о проведении форума АТЭС в Пекине, о развитии вопросов, связанных с созданием Азиатского банка инфраструктурных инвестиций.
И, наконец, главным событием, которое не оставило шансов Транс-тихоокеанскому партнерству, стало подписание в мае в Кремле глобального договора главами России и Китая о совместном строительстве Евразийского экономического союза и экономического пояса «Шелковый путь».
Уже сегодня понятно, что ни одна из стран не будет поддерживать Транс-тихоокеанское партнерство против Китая и России», — прокомментировал он ФБА «Экономика сегодня». — Отличие нашего союза в том, что мы не дружим против кого-то в отличие от предложений США, которые прямо говорили что в союз не будут допущены Россия и Китай.
Это примерно как кричали про проект «Набукко»(проект газопровода из Туркмении и Азербайджана в страны Западной Европы, так и оставшийся не реализованным. прим. ред), что мы его построим и не нужен будет «Южный поток» – и в итоге это закончилось ничем. Также и с ТТП — они покричат и ничем не закончится это».
Экономист Михаил Хазин уверен, что помимо заявленного Штатами желания собрать вокруг себя страны с целью ограничить рост Китая, у ТТП была и другая цель. По сути, речь идет об ограничении независимого роста государств путем создания механизмов экономического воздействия.
Анализируя опубликованные Джулианом Ассанжем данные о проекте соглашения о ТТП, он пришел к выводу, что любому новому игроку во многих сферах экономики придется платить своего рода отступные из-за того, что компании, поделившие этот сегмент рынка, предъявят претензию о возможном недополучении прибылей в будущем.
Таким образом, фактически, могла быть уничтожена свободная конкуренция и возможность неконтролируемого возникновения и роста бизнеса. Кроме того, экономист обращает внимание, что договор, если верить данным Ассанжа, создает беспрецедентный механизм информационного контроля всего торгового и промышленного пространства стран-членов ТТП.
«Оно, главным образом, не о торговле. О ней только 5 глав из 29. Другие главы «об интернет–торговле» и о том, какую информацию должны собирать интернет-поставщики, и при каких обстоятельствах они должны будут раскрывать эту информацию», — отмечает он.
Учитывая эти обстоятельства, становится понятно, что получив альтернативу от Китая, страны азиатско-тихоокеанского региона не без облегчения отказались от схемы развития, которую настойчиво продвигали США.
Ирина Кустова