Майдан: что это было? ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)
Новые лини разлома, которые проявились в наши дни во время российско-украинской войны, можно объяснить лишь с точки зрения истории. Поэтому нам нужна германо-украинская комиссия историков.
История как ресурс для политической мобилизации и предпосылка для интерпретации нынешних событий присутствует в революции Евромайдана, а также в войне России и Украины. Только с точки зрения истории можно объяснить новые линии разлома, которые проявились в наши дни; только историческая перспектива позволит понять, почему война России против украинцев так разно оценивается различными европейскими странами. Но погружение вглубь истории необходимо прежде всего для того, чтобы определить Майдан и 2014 год как переломный пункт.
Майдан: что это было? Националистический путч? Социальный феномен нового типа? Последняя пока революция в ряду европейских революций, которые произошли в 80-е годы с возникновением движения «Солидарность» в Польше? Прагматичная, ситуативная реализация собственных интересов на границе? Или неоимперский проект Владимира Путина, который одновременно призван укрепить власть внутри страны?
Как только начинаешь искать исторические объяснения, временные и географические рамки расширяются настолько, что охватывают полностью эпоху Нового времени в Европе. Тем не менее представляется целесообразным начать дискуссию в формате двусторонней германо-российской Комиссии историков.
Среди других стран Евросоюза Германия — важнейшее действующее лицо в конфликте; в то же время в Германии существует явный недостаток исторических знаний об Украине. Важная цель Комиссии заключается в том, чтобы углубить эти знания и работать над созданием институциональных основ исследований, связанных с Украиной, в Германии и наоборот. Она выполнит и классическую задачу двусторонней комиссии историков, которая состоит в таком исследовании общей истории двух государств и наций, чтобы общественный исторический дискурс и уроки истории могли бы ссылаться на фундамент, признанный обеими сторонами.
То, что приметно игнорируется
Наряду с Белоруссией Украина относится к территориям, для которых последствия немецкой оккупации во время Второй мировой войны были самыми ужасными. Украинцы стали жертвами, свидетелями, а также коллаборационистами в войне на уничтожение, развязанной Германией. В немецком историческом сознании это во многом игнорируется. Чувство вины распространяется только на Россию как правопреемницу Советского Союза. Это тем более удивляет, что Украина не только значилась как объект уничтожения и эксплуатации ресурсов в «Генеральном плане Ост» национал-социалистов, но и играла ключевую роль в плане развития Сталина. Его ускоренная индустриализация «осознавала и принимала» факт гибели миллионов людей на Украине.
Комиссия историков является лучшим местом для того, чтобы выяснить исторические предпосылки восприятия другой стороны. В Германии наблюдается стремление к игнорированию некоторых пунктов в том, что касается Украины: даже после противоречащей нормам международного права аннексии Крыма слишком высокой была готовность рассматривать Украину как объект российских интересов или отказать ей в статусе «настоящей» нации. До Майдана Украина рассматривалась в Германии то как потенциальная территория для собственной воинственной экспансии, то как безнадежно коррумпированное государство олигархов, то в контексте фольклора. Традиции гражданского общества, которые проявились на Майдане, удивили немецкую общественность.
Примечательную, пока еще не выясненную роль в ментальной переоценке масштабов Европы с немецкой точки зрения сыграла дискуссия о Центральной (Средней) Европе 80-х годов. К Центральной Европе тогда относили прежде всего Польшу, Чехословакию и Венгрию; Украина в ней «присутствовала» разве только со своим габсбургским наследием в виде Галиции. Значение дискуссии заключалось в разграничении Центра (Середины) и Востока: объединись это «максимальное разнообразие на минимальном пространстве» (Милан Кундера), то все, что располагалось восточнее, было пронизано однородностью и имперским господством. Уже в 80-е годы имела место идеология истории, так как стилизованной реальности «Центральной Европы» больше не существовало после геноцидов времен Второй мировой войны и насильственных переселений послевоенной эпохи.
Многообразие при отсутствии дискриминационной политики в отношении меньшинств
Век экстрима в полной мере оставил след и на Украине; в крайнем случае, периферия «Центральной Европы» 80-х годов отличается тем многообразием, на которое она претендует: украинцы, говорящие по-украински, украинцы, говорящие по-русски и русские, говорящие по-русски. Евреи и татары вместе жили в одном государстве, и оно не проводило дискриминационную политику по отношению к ним, в отличие от Чехословакии и Польши в послевоенное время. Лишь вторжение России разрушило эту действительность в Крыму и некоторых областях Восточной Европы.
В Варшаве и Москве существуют Германские исторические институты; Германия постоянно обменивается научно-историческим опытом с Польшей и Россией в рамках работы Исторической комиссии и Комиссии по школьным учебникам. Германо-украинская Комиссия историков — первый шаг к институциональным связям между двумя историческими науками. С германской и украинской стороны в работе Комиссии задействованы историки, чьи взгляды выходят далеко за рамки национальной истории, а также истории двусторонних отношений.
Помимо этого, директора Германских исторических институтов в Москве и Варшаве выразили готовность содействовать деятельности Комиссии. Существуют все предпосылки того, что Комиссия добьется внимание в международном историческом ландшафте. На этой неделе состоится ее «первый выход в свет»: в Берлине пройдет конференция «Война и революция: Украина в период крупных европейских трансформаций Нового времени».
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Обычный пропагандистский бред. Вот особенно понравилось ""украинцы, говорящие по-украински, украинцы, говорящие по-русски и русские, говорящие по-русски. Евреи и татары вместе жили в одном государстве, и оно не проводило дискриминационную политику по отношению к ним, Лишь вторжение России разрушило эту действительность в Крыму и некоторых областях Восточной Европы.""
» #1 написал: MrCrone5 (30 мая 2015 12:25) Статус: |
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+
Статус: |
Группа: Эксперт
публикаций 0
комментария 454
Рейтинг поста:
Вот особенно понравилось
""украинцы, говорящие по-украински, украинцы, говорящие по-русски и русские, говорящие по-русски. Евреи и татары вместе жили в одном государстве, и оно не проводило дискриминационную политику по отношению к ним, Лишь вторжение России разрушило эту действительность в Крыму и некоторых областях Восточной Европы.""
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 793
Рейтинг поста: