Сегодня мы собирались писать о будущем отношений Турции и НАТО. Но сначала возникла необходимость обратиться к Азиатско-Тихоокеанскому региону: около недели назад, в ходе визита госсекретаря США Джона Керри в Китай, который стал первым адресом его азиатского турне, были получены очень важные сигналы.
Первое: важен момент, когда произошло это события. Визит, состоявшийся во время эскалации кризиса в Южно-Китайском море, пришелся на пору, когда каждый из двух игроков начал проявлять свою хищническую натуру.
Китайский дракон уже начал обнажать свои зубы. Теперь он, не стесняясь, подает сигнал, что способен выпустить огонь, который заставит полыхать весь мир, если его не остановить. Это значит, что время хладнокровной и осторожной политики Китая подходит к концу.
Китай желает передела!
Китай, который ранее пытался контролировать ближнее зарубежье с помощью торгово-экономического сотрудничества и интеграционных механизмов, теперь открыто заявляет, что не одобряет вмешательства внешних сил в регион. В конце концов, военного потенциала Китаю хватает с лихвой.
При этом пробуждение гиганта, который, как утверждается, все же очнулся ото сна (или просыпается), состоялось при непосредственном участии Запада, которому он бросает вызов.
Подобно Германии и Италии, которые стали выходить на сцену мировой политики к концу XIX века, Китай, несмотря на запоздалый старт в этой колониальной гонке, сегодня заставляет другие страны считаться с собой и желает передела сложившихся сфер влияния. Этот передел он намерен осуществить не так, как того хотят США, а в рамках собственноручно начерченных границ. И здесь Пекин преследует весьма мудрую стратегию.
Сначала объединить мир в рамках концепции «многополярности» и таким образом создать себе союзников, бросающих вызов американской силе и гегемонии, затем с помощью такого партнерства ослабить США, а в дальнейшем превзойти всех остальных и стать единственной силой.
Сегодня мы наблюдаем новую стадию стратегии, которую Китай преследует со второй половины 1990-х годов. Крупнейший союзник Китая, который во всех уголках земного шара поддерживает силовую борьбу (войну) между США и «всеми остальными», — несомненно, Россия. С помощью своей стратегии Китай, с одной стороны, делает Россию более зависимой от него, с другой — через Россию пытается подобраться к другим интересующим его регионам. Удачными примерами служат шаги, которые КНР предпринимает на пространстве ШОС и БРИКС.
Применяя такую стратегию, Китай одновременно ослабляет и Россию, которая находится в положении его союзника, и США (Запад). Цель — в конце этой борьбы превзойти обоих, став единственной силой.
«Сначала поделим Тихий океан!»
США понимают, что за игру ведет Пекин. Так, с первых дней президентства Обамы на повестке дня возникли превентивные меры в восточном направлении, а Китай стал получать одно предложение за другим. И в ходе последнего состоявшегося визита Керри вновь прозвучали тонкие напоминания об этих предложениях. По сути Обама в ходе переговоров с главой КНР предлагал Пекину вместе править миром. Предыдущее предложение касалось «балканизации» России. По смыслу оно звучало так: «Поделим Россию по-братски».
Но как Пекин ответил на два этих взаимодополняющих призыва? Китай отверг поступившее в начале 2009 года предложение о балканизации России и использовал его как важный козырь в отношениях с Москвой. Теперь он проводит военные учения совместно с Россией (в частности маневры в Черном и Средиземном морях) и покупает российский газ по гораздо более низкой цене. Кроме того, сейчас у него куда больше пространства для маневра в Средней Азии.
Пекин, давший «добро» на предложение Обамы «сформировать отношения нового типа» между двумя странами в ходе визита американского госсекретаря в Китай, заявляет: «Тогда давайте вести себя как настоящие партнеры». При этом он подает сигнал: «на просторах Тихого океана достаточно места, чтобы вместить Китай и США» и по сути предлагает начать партнерство отсюда. Для США это равносильно приглашению на поминальную молитву. Для Турции же это уникальная возможность: такие возникают раз в сто лет. Остается лишь правильно оценить ее.