ЕС охладевает к «Восточному партнёрству» под нажимом России
Лидеры ЕС, собравшиеся на прошлой неделе в Латвии, не слишком обращали внимание на обветшалые здания, которые, судя по их внешнему виду, не красили со времён Брежнева, или на выцветшие надписи на крышах. «Ты не одинока!» – гласит одна из них по-русски. Похожую фразу европейцы как заклинание твердили шести бывшим советским республикам на так называемом саммите «Восточного партнёрства».
Однако, если истолковать эту надпись иначе, в ней слышны и угрозы Владимира Путина, отказывающегося отпускать бывших сателлитов Москвы в объятия западного блока, который он расценивает как враждебный.
На этом первом с момента обострения украинского конфликта партнёрском саммите господствовала Россия. Переговоры показали, насколько противостояние с Москвой тревожит многих членов ЕС, что заставило неуютно поёжиться Украину и некоторых других партнеров, тех же Грузию и Молдову. Коммюнике саммита, полное невнятных слов об экономическом сотрудничестве и демократии, разочаровало тех, кто стремится получить твёрдое обещание членства в ЕС. И хотя слово «Россия» звучало крайне редко, она незримо присутствовала на этом пиру.
Резкие различия
Между шестью государствами, приглашёнными сформировать в 2009 году «Восточное партнёрство», есть резкие различия. Украина, Грузия и Молдова барабанят в дверь ЕС, стараясь скрыться от русского медведя, однако позиции Армении, Азербайджана и Беларуси не столь однозначны. Надо сказать, и Брюссель относится к последним несколько прохладнее, не в последнюю очередь из-за вопроса соблюдения прав человека.
В то же время разрыв нарастает и между самими членами ЕС.
Некоторые восточноевропейские страны считают, что Брюссель должен вести более жёсткую линию по отношению к Москве и открыть дверь соседям. Так, 35-летний эстонский премьер Таави Рыйвас полагает, что к членству в ЕС «не должно быть препятствий» для тех стран, которые выполняют стандарты управления Брюсселя. Министр иностранных дел Грузии Тамара Беручашвили заявила агентству Reuters, что «очень сложная обстановка в сфере безопасности должна сделать партнёрство еще более важным».
Однако западных налогоплательщиков тревожит стоимость расширения ЕС, особенно вопрос о вступлении обременённой долгами Украины с её 45-милионным населением. Учитывая это, некоторые европейские лидеры стремятся облегчить токсичную для экономики напряжённость в отношениях с Путиным и опровергнуть то, что Ангела Меркель назвала «ложными ожиданиями» членства в ЕС.
Франсуа Олланд также отметил, что членство в ЕС «не предрешено». Обозначив проблемы на южном фланге Европы и Ближнем Востоке, а также вопросы, связанные с миграцией через Средиземное море, он подчеркнул необходимость глобального сотрудничества с Москвой. «Мы не должны превращать «Восточное партнёрство» в очередной конфликт с Россией», – заявил он. – «Я уверен, что ЕС и Россия … могут вести дискуссию, направленную в будущее».
Взаимное раздражение
На фоне продолжающегося на востоке Украины насилия Москва возобновила своё сопротивление действиям блока на востоке. Так, российский представитель в ЕС заявил, что весь проект в целом направлен на откол близких Москве стран, вынуждая их делать выбор между ЕС и Россией. Этот аргумент привёл в ярость чиновников ЕС, которые, в свою очередь, настаивают, что подобную политику проводит как раз Москва, а не Брюссель.
И всё же в Риге разобщённый ЕС разбил надежды Украины, Молдовы и Грузии на получение обещания возможного членства. Коммюнике прошедшего саммита не ушло дальше «признания европейских устремлений» этих стран. Председатель саммита бывший польский премьер Дональд Туск, чья в прошлом коммунистическая страна присоединилась к ЕС десятилетие назад, призвал к пониманию «деликатной разницы между обещаниями ЕС и ожиданиями партнёров», отметив разногласия в самой Европе. «При нынешних геополитических обстоятельствах в нашем регионе … это, возможно, максимум того, что мы можем достичь сегодня», – заявил Туск.
Пётр Порошенко воздержался от критики в адрес ЕС, ограничившись превозношением его единства и приёмом кредитов. Перед отечественными зрителями он и его грузинские коллеги подчеркнули перспективу ввода безвизового режима своих стран с ЕС в ближайшее время.
Тем не менее, после саммита в Вильнюсе (где тогдашний украинский президент отказался подписать соглашение с ЕС) Брюссель был шокирован тем, как его, казалось бы, скромный проект вылился в риторику холодной войны и реальное кровопролитие. Так что несмотря на все сказанные в Риге тёплые слова, восточные партнёры теперь, возможно, чувствуют себя ещё более одинокими.
«Никто не говорит вслух, что мы должны остановить этот проект», – отметил дипломат ЕС, участвовавший в подготовке саммита. – «Но он причиняет ЕС очень много неудобства. Россия показала словом и делом, что считает «Восточное партнёрство» геополитическим проектом, направленным против неё. ЕС геополитикой не занимается».
Источник перевод для MixedNews — Наталья Головаха Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|