Развитие Россией отношений с Китаем – это не решение проблем с Западом
Россия надеется, что Китай вдохнет жизнь в ее ухудшающуюся экономику.
Обе страны укрепляют свои торговые связи на фоне общего недоверия к США. Но «поворот» России в сторону Азии вряд ли заделает брешь, оставленную сжиганием экономических мостов с Западом.
Президент Владимир Путин и председатель КНР Си Цзиньпин недавно подписали множество соглашений по новым торговым сделкам в Москве, охватывающих инфраструктуру, сельское хозяйство и транспорт, а также развитие схем предоставления кредитов китайскими банками для российских компаний на сумму 25 миллиардов долларов в течение 3 лет.
«Мы стремимся выйти на новый уровень партнерства, что позволит создать единое экономическое пространство в масштабах всего Евразийского континента», — заявил Путин после совещания.
В мае прошлого года Москва и Пекин заключили договор на поставки природного газа в Китай в течение 30 лет, начиная с 2018 года. Также Россия планирует увеличить экспорт нефти в Китай.
У Путина растет интерес к Востоку по мере роста напряженности в отношениях России с Западом, поскольку возникает необходимость в поиске могущественного соседа для ведения бизнеса и привлечения финансов.
В первом квартале российская экономика вступила в рецессию и по прогнозам в этом году ожидается снижение темпов ее роста почти на 4 процента. Санкции, низкие цены на нефть и слабый рубль взяли свое.
«Китай не сможет компенсировать России потерю доступа к европейским рынкам капитала», — полагает Александр Климент, ведущий консультант по политическим рискам Евразии.
План совместных действий
Россия выиграет, продавая больше товаров второй по величине экономике в мире, утверждает он. Но только Европа или США смогут предоставить инвестиции, необходимые для диверсификации экономики и повышения уровня производительности.
Торговые обороты между Китаем и Россией в прошлом году составили около 90 миллиардов долларов. Однако объем торговли России с Европейским Союзом в 2012 году был в пять раз больше.
Климент утверждает, что Китай и Россия обладают общим стремлением подорвать мощь США и добиться «более многополярного мирового порядка». И обе страны предпринимают шаги с целью уменьшения своей зависимости от западных источников финансирования.
В этом месяце Путин утвердил новый резервный фонд в размере 100 миллиардов долларов, который будет предназначен именно для помощи странам БРИКС: Бразилии, России, Индии, Китаю и Южной Африке.
Китай тоже активно продвигает собственный Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, которому США не оказывает никакую финансовую помощь.
Важные различия
«Экономические связи России с США ограничены санкциями и антиамериканизм играет важную роль внутри страны. У Китая же сложились совершенно другие отношения с Вашингтоном», — полагает Климент.
Он утверждает, что «Китай, будучи восходящей державой, хочет сохранить функционирование своей экономики и хорошо понимает необходимость отношений с США, которые способствуют его экономическому росту».
Кризис на Украине показал другие напряженные моменты. У Пекина есть свое общественное мнение по вопросу присоединения Крыма к России, он поддерживает деятельность повстанцев, придерживаясь шаблонных фраз о необходимости дипломатического диалога.
Коммунистическая партия Китая крайне настороженно относится к народным восстаниям, и высокопоставленные китайские чиновники очень нервно реагировали на события Арабской весны.
Любое предположение о том, что недовольные регионы могут отделиться от Украины, как это произошло с Крымом, напоминает Пекину о беспокойном Тибете и Синьцзяне.
Источник перевод для MixedNews — Ольга Дедюхина
В отношениях между Китаем и Россией наблюдается перевес в сторону Китая
Преимущество Пекина в отношениях между Китаем и Россией становится только сильнее на фоне роста экономической зависимости Москвы, утверждает Duowei – портал политических новостей на китайском языке в США.
Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин недавно завершил свою поездку по странам бывшего СССР, в ходе которой он побывал в России, Казахстане и Белоруссии, заключив десятки договоров о сотрудничестве, включая контракт на 6 миллиардов долларов на строительство участка Москва — Казань проекта высокоскоростной железной дороги и соглашение о предоставлении кредитной линии на сумму 6 миллиардов юаней (966 миллионов долларов) с Банком развития Китая, помимо прочих договоренностей о сотрудничестве в космической отрасли, области сельского хозяйства и коммуникаций.
Последние несколько лет Китай и Россия ведут совместное строительство железнодорожного моста между двумя странами, связывающего город Тунцзян в провинции Хэйлунцзян на севере Китая и российское село Нижнеленинское Ленинского района в Еврейской автономной области. Москва также согласовала сделку по поставке 38 миллиардов кубометров природного газа в год в Китай по восточному маршруту.
Тем не менее, оба проекта тормозят из-за экономических трудностей в России. В апреле было приостановлено строительство железнодорожного моста, а в марте было отложено строительство газопровода. Китай также сообщил о своем неучастии в проекте по строительству моста через Керченский пролив, когда в мае прошлого года переговоры закончились неудачей.
Кроме того, между двумя странами были ограничены торговые связи. В прошлом году объем двусторонней торговли достиг всего 95,3 миллиарда долларов, а это лишь одна пятая объема торговли между Китаем и США и даже меньше, чем оборот между Китаем и Малайзией.
В то время как Китай и Россия укрепляют «полноценное стратегическое взаимодействие», основанное на их взаимном интересе, эти многоуровневые отношения все же неустойчивы в виду разниц в размерах экономик двух стран, утверждает Duowei, добавляя, что Москва нуждается в Пекине гораздо больше, чем Пекин нуждается в Москве.
Политологи полагают, что затруднительное положение России после отсоединения Крыма от Украины в прошлом году стало поворотным пунктом для глобальной стратегии Китая, позволив ему перехватить инициативу в треугольнике Китай-США-Россия. Этого, однако, недостаточно, чтобы объяснить растущую близость отношений между Китаем и Россией, потому что реальные цели Пекина выходят далеко за рамки одних лишь укреплений связей с Москвой, пишет Duowei.
Россия является ключевой частью амбициозной программы Си Цзиньпина под названием «Один пояс – одна дорога», направленной на установление связей Китая с Европой через Центральную и Западную Азию и соединение Китая с Юго-Восточной Азией. По вполне понятным причинам Москва очень чувствительно отреагировала на этот проект, который, несомненно, будет только увеличить влияние Китая в регионе, но в то же время у нее не было другого выбора, кроме как соглашаться на сотрудничество по причине экономической зависимости России от Китая на фоне западных санкций, утверждает Duowei.
Принимая во внимание дополнительное давление, оказываемое на Китай, когда его пытаются выставить в образе международного агрессора, поддержка Российской Федерации с ее постоянным членством в ООН также является значимой для Пекина. Именно по это причине Китай и Россия устроили совместные военно-морские учения в Средиземном море как символ их укрепляющегося партнерства.
Однако, в отличие от России, Китай сохраняет прочные отношения с США и Европой, а такая стратегия позволяет ему получать лучшее из обоих миров. У Москвы не остается другого выбора, кроме как принять руку помощи от Пекина. И пока Китай будет вливать свежую струю в российскую экономику, его абсолютное превосходство в этих отношениях будет только увеличиваться, утверждает Duowei.
Источник перевод для MixedNews — Ольга Дедюхина Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|