Незадолго до подписания Украиной соглашения с Европейским Союзом, повлёкшего за собой до сих пор не разрешённый кризис в отношениях с Россией, другая небольшая страна на постсоветском пространстве Армения приняла другое решение.
После переговоров с российским лидером Владимиром Путиным президент Армении Серж Саргсян заявил, что его страна станет торговым партнёром Евразийского экономического союза — России, Белоруссии и Казахстана, а не Европейского Союза.
Прибывший на прошлой неделе в Вашингтон для участия в мероприятиях, посвящённых 100-летию Геноцида армян, Саргсян дал весьма прагматичное объяснение своему решению, когда его спросили о такой расстановке приоритетов.
«Армянский коньяк невозможно продать в Париже, — сказал Саргсян. — Но это можно успешно сделать в Российской Федерации».
Он подчеркнул, что, другими словами, принял чисто «прагматичное решение». Одна треть экспорта Армении идёт в Россию и её партнерам, в том числе сельскохозяйственная продукция, которая предоставляет тысячи рабочих мест. Кроме того, Россия продаёт природный газ не имеющей выхода к морю и энергетически необеспеченной Армении «по весьма хорошей цене».
Президент отметил, что Армения по прежнему стремится поддерживать хорошие отношения с Европейским союзом. Но соглашение о свободной торговле с Европой не обещает многого, сказал он, в частности, в условиях продолжающегося блокирования границы Армении с Турцией. Экономике Армении потребуется от десяти до пятнадцати лет, чтобы воспользоваться преимуществами режима свободной торговли с Европой. «Но сейчас стоит задача выжить, — продолжил он, — и люди не готовы страдать так долго».
Как заявил президент, Армения испытывает на себе последствия раскола между Россией и Западом по трём направлениям: экспорт из Армении в Россию, российские инвестиции в Армению и денежные переводы от работающих в России армян, которые составляют одну пятую ВВП Армении – всё это драматически сократилось. Это стало сильным ударом для страны с населением три миллиона человек, занимавшей в 2013 году 152-е место в мире по дохода на душу населения.
Но, добавил он: «Если бы мы не присоединились к Евразийскому союзу, то столкнулись бы с более серьёзными проблемами».