Лидер «Блока Петра Порошенко» в Верховной раде Украины Юрий Луценко заявил, что Донбасс не может получить никакого особого автономного статуса. При этом парламентарий сослался на пример с Крымом: мол, «надуманный в 1991 году особенный статус, когда облсовет вдруг стал Верховной радой Крыма, рано или поздно приводит к сепаратизму и противопоставлению какой-то отдельной части страны ко всей стране». И потому, дескать – никакой автономии, а только общая децентрализация в масштабах всей страны и на общих основаниях.
Иными словами, по логике одного из ведущих (!) украинских политиков (ведь это лидер президентской фракции в высшем законодательном органе страны), Украина потеряла Крым, потому что дала ему слишком МНОГО автономии. Надо было, дескать, пресечь крымскую «вольницу» с самого начала, и были бы сейчас у Украины с полуостровом совет да любовь.
На самом деле, всё ровно наоборот – именно недооценка специфики Крыма Киевом и последовательное нивелирование его особого статуса на протяжении двадцати с лишним лет совместного существования и спровоцировали все последующие проблемы.
На самом деле, всё ровно наоборот – именно недооценка специфики Крыма Киевом и последовательное нивелирование его особого статуса на протяжении двадцати с лишним лет совместного существования (советский период не был реально совместным, все было весьма размыто) и спровоцировали все последующие проблемы. И ровно то же самое либо произойдет, либо не произойдет с Юго-Востоком, в зависимости от того, какой вариант действий предпочтут в Киеве.
Если Украина хочет сохранить Донбасс в своем составе, она должна отнестись к нему, как к особому региону. В том числе – с учетом тех жертв, которые он понес в результате «АТО», оказавшейся войной со своим народом.
Одной децентрализацией всех под одну гребенку не обойтись. Если Украина хочет сохранить Донбасс в своем составе, она должна отнестись к нему, как к особому региону. В том числе – с учетом тех жертв, которые он понес в результате «АТО», оказавшейся войной со своим народом. И тот факт, что власти Донецкой и Луганской народных республик в это же самое время представили Киеву предложения по изменению Конституции Украины, в частности, о закреплении особого статуса Донбасса, внеблокового статуса Украины и т.д. – свидетельствует об их готовности договариваться, несмотря ни на что.
Есть ли такая готовность у Киева – это на сегодня главный вопрос. Как известно, Минские соглашения от 12 февраля с.г. предусматривали, что конституционное закрепление децентрализации должно осуществляться «с учетом особенностей отдельных районов Донецкой и Луганской областей, согласованных с представителями этих районов» с одновременным принятием «постоянного законодательства об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей». Кстати, буквально вчера генсек НАТО Йенс Столтенберг на встрече глав МИД альянса специально отметил роль минских соглашений как основы для урегулирования конфликта при том понимании, что предоставление особого статуса Донбассу является частью минских договоренностей.
И, если судить объективно, пока строго в фарватере Минска идут именно ЛНР и ДНР, выдвинувшие свои предложения на согласование. Если в ответ будут только блокада и обстрелы – это означает, что Киев откровенно саботирует минский процесс.
Но дело в том, что альтернативы ему просто нет. На кону не только и без того спорная репутация президента Украины, но и авторитет лидеров Франции и Германии, поддержавших общий документ. «Подставить» своих основных партнеров и кредиторов было бы для нынешнего киевского руководства в нынешней ситуации очередной непростительной и трагической ошибкой.
Федерального Собрания Российской Федерации