Свежая, но достаточно густая зелень — в Москве так бывает уже к концу мая. Весна Новороссии дышит ароматом цветущих деревьев. И вдруг среди праздника природы — несколько зданий-призраков с обожженными оконными проемами.
«Город-герой Иловайск», — говорит водитель. На табличке с названием действительно уже приписали краской: «Город-герой». Частный сектор — аккуратные дома с ухоженными садами. Но нет-нет, и встретится дом с разнесенной крышей — последствия войны.
Снова зеленые деревья, цветущие груши, пирамидальные тополя… И вот автомобиль въезжает в Донецк. Я еду в составе делегации евразийцев, которые везут в Новороссию на презентацию новую книгу политолога Валерия Коровина «Конец проекта «Украина».
Первое, что поражает в столице ДНР — невероятная для ситуации чистота. «Будто не было и нет войны». В городе цветут каштаны и сирень. В центре следов войны практически нет. Но, как говорят сопровождающие, есть районы, где людям жить невозможно — там многое разрушено и периодически продолжаются обстрелы со стороны укрокарателей.
Памятник украинскому поэту Тарасу Шевченко… Коммунальщики облагораживают территорию вокруг него. Те, кто принес Донецку немало страданий, подняли Шевченко на щит. Они же по всей Украине разрушают памятники, которые им не нравятся. Но Донецк не опускается до мести подобного рода, тем более памятникам, которые ответить не могут.
Иногда раздаются звуки боев — несмотря на все минские соглашения, «укропы» не оставляют город в покое. Но эти разрывы редки и звучат издалека, из района аэропорта. Мне есть с чем сравнивать — в Дамаске война «звучала» куда явственнее. «Но летом был полный ад», — говорят местные жители. Кроме того, рассказывают, что в ночь на 4 мая обстрел был интенсивным.
У здания городской администрации (где, собственно, и зарождалась в боях юная Новороссия) еще не до конца разобранные баррикады. Тогда протестующие против киевского госпереворота дончане выковыривали брусчатку и складывали из нее нехитрые защитные сооружения.
На стенах домов встречаются надписи «Бомбоубежище» и показано стрелкой, куда бежать в экстренной ситуации. Хотелось бы верить, что они больше не понадобятся жителям. Что дети Новороссии будут учиться, играть в футбол, видеть солнечный свет, а не сидеть в темноте, страхе и тесноте… Но трудно возлагать надежды на совесть тех, кто уже неоднократно обещал мир, а потом начинал войну заново. От киевских политиканов постоянно можно слышать лишь угрозы в адрес Донецка, Луганска и даже Крыма.
А вот «война граффити». Надпись «Слава Украине», сделанная каким-то свидомитом, зачеркнута. Вместо нее написано: «Слава Донбассу!» Нарисованный на стене украинский флаг перечеркнут: «Нет, спасибо», — говорят жители города.
В библиотеке имени Н.К. Крупской при поддержке руководства Народного совета ДНР состоялась презентация книги В. Коровина «Конец проекта «Украина». Собралось много народу — даже стульев на всех не хватило. «Украина — это падающее государство, которое мы лишь должны подтолкнуть, ведь оно все активней и активней летит в бездну. Из последних сил оно мобилизует информационные ресурсы, из последних сил пытается привлечь на свою сторону людей по всей территории Украины, загнав их в вооруженные войска. Но все очевиднее становится их крах», — заявил в своем выступлении на мероприятии руководитель Евразийского союза молодежи Андрей Коваленко.
Но, если Украина как антироссийский проект действительно стремительно дряхлеет, то майская Новороссия выглядит молодо и свежо. Мужественный Донецк готовится к празднованию Дня Великой победы 9 Мая.
Так получилось, что после презентации наша группа разделилась. Потом мы читаем новости на «укроповских» сайтах: якобы в центре Донецка раздаются автоматные очереди, и все люди прячутся. Удивляемся: только что оттуда, и никакого намека на панику. Оказалось, что горе-авторы этой «новости» приняли за возобновление войны… подготовку к грядущему военному параду в честь 9 Мая. Моя коллега из Ростова Оксана Сазонова, оказавшаяся в другой группе, запечатлела этот предпраздничный момент:
(Специально для «Военного обозрения»)