То, как сложатся взаимоотношения США и Китая в ближайшие месяцы определит судьбу мира на следующие несколько десятилетий, — уверен Гарет Эванс, бывший министр иностранных дел, канцлер Австралийского Национального университета.
По его мнению, по сравнению с этим вопросом даже конфликт России и Запада и террор Исламского государства – всего лишь ярмарочные аттракционы.
В обеих странах существуют серьезные силы, заинтересованные в усилении конфронтации, — отмечает политик. В Китае правительство Си Цзиньпина, кажется, уже забыло завет Дэн Сяопина, который гласит: «Скрывай свою мощь, выжидай, не проявляй инициативу» в международной политике. Си Цзиньпин ведет агрессивную экспансионистскую политику в Южно-китайском море, демонстрируя решимость противостоять американскому господству.
Большинство китайцев уверены, что США стремится изолировать Китай и подорвать его потенциал.
К сожалению, подобные мнения появились не на пустом месте. Тон многих американских политиков весьма недвусмысленно выражает намерение оставаться доминирующей силой в мире и в Азии в частности.
Роберт Блеквилл и Эшли Теллис в докладе для Совета по международным отношениям прямо используют провокативную риторику, утверждая что центральной задачей американской стратегии должно быть «сохранение первенства США в мире» и предлагая серию агрессивных экономических, политических и военных мер для «сохранения баланса» в отношениях с Китаем. И, хотя эту стратегию не принято называть стратегией «сдерживания противника», по сути она является именно таковой.
Возможность диалога на равных все еще не упущена
Стратегию, которая позволит избежать глобальной конфронтации излагает в докладе для центра Кеннеди Кевин Радд, бывший премьер-министр Австралии, глава Азиатского института социальной политики. Термин, предлагаемый им для описания стратегии, «конструктивный реализм», довольно неуклюж, однако анализ и политические рецепты весьма убедительны.
В частности, он призывает посмотреть в глаза реальности и признать, что некоторые территориальные споры, в том числе Тайвань и ситуация вокруг Южного и Восточно-Китайского морей, остаются неразрешимыми в обозримом будущем. Здесь нельзя ничего сделать простыми решениями и необходимо очень тщательно мониторить ситуацию на протяжении долгого времени.
«конструктивная» составляющая стратегии Радда предполагает, что США должны вести с Китаем диалог на равных. В том числе в решении многих сложных вопросов на глобальном уровне. Такое сотрудничество может включать инвестиционный договор, совместные разведывательные программы, группу по борьбе с терроризмом, протокол кибер-безопасности, меры по управлению военными инцидентами и взаимную ратификацию Договора о полном запрете на ядерные испытания.
Как полагает Гарет Эванс, рекомендации Радда весьма амбициозны, однако, учитывая его близкое знакомство с политической элитой обеих стран, к его мнению определенно имеет смысл прислушаться. К сожалению, в настоящее время невозможно себе представить, чтобы кандидат в президенты США мог себе позволить говорить о своей стране иначе как о державе номер один в мире. «Остается только надеяться, что в ближайшие годы мы будем меньше слышать о «господстве» и «лидерстве» и больше о сотрудничестве и взаимодействии.
В противном случае нельзя поручиться, что двадцать первый век не станет, подобно двадцатому, юдолью слез», — заключает политик, возлагая на США тем самым прямую ответственность за возможные грядущие потрясения.
Илья Купавин