Евгений Антонов
Фото: danielo\shutterstock.com
Гельмут Шмидт - пятый бундесканцлер ФРГ, занимавший этот пост с 1974 по 1982 годы. В свои 96 лет он выглядит бодро и смолит как паровоз, не стесняясь телекамер. Он продолжает активную жизнь, являясь совладельцем и постоянным автором еженедельника Die Zeit, где он пишет статьи на политические и экономические темы.
В начале марта Гельмут Шмидт опубликовал автобиографическую книгу «Was ich noch sagen wollte» - «Что бы я ещё хотел сказать», которая быстро стала бестселлером. В этой книге он с необычной для политика откровенностью рассказывает не только о своей политической деятельности, но и о философии, культуре, писателях, которые оказали на него влияние, и даже раскрывает некоторые подробности личной жизни.
28 апреля телеканал ARD пригласил бывшего канцлера для беседы в прямом эфире с журналисткой Сандрой Майшбергер. Ведущая, представляя своего гостя, назвала его самым любимым среди немцев канцлером.
Он производит впечатление доброго дедушки. На него приятно смотреть и его приятно слушать. В начале программы Сандра предложила заядлому курильщику Шмидту попробовать электронную сигарету и поинтересовалась, как он будет обходиться без своих любимых сигарет с ментолом, которые в 2020 году попадут под полный запрет в ЕС. На это престарелый политик ответил, что он не собирается жить так долго.
Гельмут Шмидт спокойно отвечал на вопросы ведущей и озвучивал свои мысли. Например, мысли о Владимире Путине. Отвечая на вопрос о решении украинского кризиса, Шмидт говорил, что нужно мысленно поставить себя на место президента РФ и представить себе, какие бы действия он совершил:
«Будь я Путиным, я бы, конечно, никогда не смог бы забыть о том, как Советский Союз распался на 15 независимых государств. Поэтому, в первую очередь, я бы задумался о том, как бы я смог сохранить Россию – огромную страну, раскинувшуюся от Балтики до Тихого океана».
По словам бывшего канцлера на месте Путина он бы также беспокоился об угрозах со стороны соседей. И это были бы не Польша и Литва, а Китай и Пакистан. (Пакистан, как и любая исламская страна, опасен тем, что ислам легко радикализуется и становится поставщиком террористов.)
Шмидт также отметил, что демографические тенденции приведут к тому, что к середине века население Земли увеличится с нынешних семи до девяти миллиардов жителей, но при этом сократится доля европейских народов в мировом населении. Для Шмидта это означает, что России и Европе нужно держаться вместе, иначе через несколько десятилетий европейские страны утратят свои нынешние экономические и политические позиции на мировой арене.
Позиция Шмидта по Украине и России за год нисколько не изменилась.
Год назад, когда разразился украинский кризис, а затем началась война на Украине, Гельмут Шмидт в резкой форме раскритиковал политику Еврокомиссии в этом вопросе. Он тогда заявил, что украинским вопросом занимаются еврокомиссары, которые не имеют представления о политике. Введённые позже санкции против России Шмидт назвал глупостью и призвал Европу не углублять раскол между ЕС и Россией. Тогда же он сказал, что на месте Путина он бы поступил с Крымом так же, поскольку никакой другой приемлемой альтернативы не было.
После такой критики некоторые депутаты Европарламента предложили запретить Шмидту высказывать свои мнения по Украине. А как же свобода слова? Депутаты забыли не только о ней, но и о том, что Гельмут Шмидт является соиздателем авторитетного еженедельника Die Zeit. Уж в своей-то газете он может высказываться о чем угодно и как угодно.
Неудивительно, что после такого "наезда" на любимого канцлера рейтинг Европарламента в Германии резко упал, а на выборы в этот орган пришло менее половины избирателей.
Единственным человеком из Брюсселя, который не отверг критику экс-канцлера и не попытался заткнуть ему рот, а ответил по существу, был еврокомиссар Гюнтер Ферхойген. Он обратился к Шмидту с открытым письмом, которое было опубликовано в Der Spiegel. В нём он попытался аргументировано возразить на обвинения Брюссельских чиновников в мании величия, а также доказать, что вовлечение Украины и Грузии в сферу ЕС не является глупостью. Он согласился с мнением Шмидта о том, что Россия – часть Европы, добавив, что и Грузия, когда-то была частью эллинского мира (вспомнил миф о Прометее, который был прикован к скале на Кавказе). Конечно, это сомнительный аргумент., а и в целом формулировки этого письма довольно расплывчаты.
Обеспокоился обострением отношений между Россией и Европой другой бывший канцлер и объединитель Германии Гельмут Коль. Своё видение проблем и их решений он изложил в книге «Aus Sorge um Europа» – «Заботясь о Европе». В ней он заявил, что хотя Запад и не может молчать по поводу поведения России в отношении Украины, но мог бы вести себя умнее. Запад должен быть осторожным в этом вопросе, чтобы не разбазарить всё, чего он достиг в отношениях с Россией».
Гельмут Шмидт прочитал эту книгу и ответил на неё в начале декабря прошлого года открытым письмом с подзаголовком «Я разделяю вашу озабоченность» в Die Zeit. В частности, он написал: «Я согласен с вами. Для стабильной европейской системы безопасности необходимо включение России, потому что Россия всегда была самым большим соседом и останется таким в 21 веке. Хорошие отношения между Россией и Европейским Союзом и НАТО в наших интересах».
Гельмут Шмидт заметил в письме, что после Маастрихтских соглашений в Евросоюз вошло большое количество стран. Это привело к тому, что в ЕС нет единого мнения по вопросам внешней политики и безопасности.
Фактически, вопросы безопасности европейских стран отданы на откуп НАТО, в котором главенствует США. Европа до сих пор не воспользовалась шансом построить общеевропейский дом. Украинский конфликт показал, сколь хрупок наш мир. По мнению Шмидта, ошибки совершили все стороны: и Украина, и Россия, и Евросоюз.
Далее Шмидт пишет: «Из-за особенностей своей истории Россия никогда не будет относиться к Украине, как к другим странам, поскольку Украина имеет для России огромное значение. Следовательно, нельзя ставить Украину перед выбором между Россией и Западом. Нужно найти такие возможности сближения Украины с Евросоюзом, при котором бы она сохраняла свои связи с Россией».
Так что в очередном интервью старейшина политического Олимпа лишь подтвердил свою точку зрения, несколько подняв её до философского обобщения:
«Опасен ли Путин для мира? Не более, чем главы других великих держав. Все они опасны, даже если не хотят быть такими. США пытается показать себя менее опасными, чем Россия. Я не уверен в том, что они на самом деле представляют опасность для мира, но они так выглядят».
Гельмут Шмидт в очередной раз заявил, что президент РФ Владимир Путин не является поджигателем войны и призвал к пониманию того, что он делает на своём посту. И снова он назвал глупостью и геополитическим ребячеством попытки включить в Евросоюз Украину, Грузию, а тем более Армению.
Правда, он не объяснил, почему он так считает, а Сандра Майшбергер не стала докучать старому человеку лишними расспросами. И без них можно быть уверенным, что в 96 лет просто так словами не бросаются. Источник: http://politrussia.com/.
Рейтинг публикации:
|