В Госдепартаменте страны единственно верной победившей демократии вызывает панику, безусловно, не сам доступ иранской нефти к мировым рынкам. К этому-то как раз США не просто готовы, они это приветствуют.
Дело тут немного в другом.
Не в самих «нефтяных деньгах», а в том, как «персидские аятоллы» собираются их использовать: если б они их расходовали, допустим, как те же саудиты, скупающие все «блестящие бусы» мира, — это Государственный департамент бы, вне всякого сомнения, устроило. Любой потраченный в свободном мире нефтедоллар всё равно рано или поздно возвращается в США.
И у США есть много разных «бус», которые можно предложить.
От яхт до авианосцев, что называется.
Их пугает другое: аятоллы «бус» — не хотят.
Они хотят быть реальной региональной сверхдержавой и поэтому хотят не бусы, а самую настоящую «модернизацию».
Ирану, к примеру, остро необходима сеть современных железных и автомобильных дорог со всей сопутствующей инфраструктурой, что осложняется к тому же очень сложным рельефом местности, а это — тоннели, мосты.
Как раз то, что, как показали недавние стройки в Сочи и Владивостоке, — вполне имеет смысл заказывать именно у русских: по цене можно поспорить, но то, что «умеют», — вполне объективно.
Ирану нужна современная, в том числе и ядерная, энергетика: глупо просто тупо жечь нефть, которая является объективным экспортным товаром, дающим необходимую развивающейся экономике валютную выручку.
Ирану нужны тяжёлые грузовики, причём желательно с локализацией производства.
И больше всего, что самое главное, — Ирану нужна безопасность: угрозы нанесения ударов тем же Израилем выглядят для «аятолл» вполне себе даже и реалистично. И обезопасить Иран от этой реалистичной угрозы (мы не будем тут вдаваться в то, кто прав, кто виноват, но израильтяне — ребята тоже непростые) могут в современном мире только российские комплексы ПВО. Нет, что называется, на «худой конец» есть ещё и китайские, но они объективно хуже.
Словом, как выясняется, по целому комплексу причин Ирану Россия оказывается куда более «нужной». Продавать-то нефть они готовы куда угодно. Вот только «покупать» им, как выясняется, удобнее всё-таки у соседа.
И тогда возникает вопрос цены: то, что Ирану, с точки зрения «аятолл», сейчас нужнее всего, — стоит очень и очень дорого, причём не только экономически, но и с точки зрения геополитики, потому как «модернизация» означает ещё и довольно резкое «усиление», а не всякому «соседу» понравится именно такой баланс.
И «цену» муллы предлагают за него воистину царскую. России, по сути, предложено (будем называть вещи своими именами) стать оператором по продаже иранской нефти. Что с учётом ещё и её собственных запасов означает очень, мягко говоря, серьёзные проблемы на нынешних глобальных нефтяных рынках. Включая окончание «монопольной власти» союзных американцам саудитов вместе с их любимой ОПЕК.
Что означает, помимо всего прочего, и угрозу монополии «нефтедолларов»: тут уже скорее можно говорить об условных «нефтерублях». И ведь что самое обидное: всё вполне в «рамках международного права», не подкопаешься, а столь «универсальные» технологии «цветных революций», хоть и по-разному, но и в Москве, и в Тегеране уже одинаково не сработали.
Так что когда пресс-секретарь Белого дома говорит об американских санкциях для России теперь уже из-за потенциальной «нефтяной сделки» с Ираном — он вообще ни разу не шутит: тут «угроза» куда серьёзнее «украинской». Другое дело, что санкционных инструментов такого порядка, которые были бы адекватны «вызову», кроме прямой военной угрозы ядерной сверхдержаве, у США — просто нет.
Через тот же Совет Безопасности ООН тут ничего не проведёшь: он всё-таки Совбез ООН, а не шериф, блюдущий циничные интересы американской гегемонии, а с точки зрения международного права ни Иран, ни Россия ничего не нарушают.
А такие вещи, как глобальная ядерная война, выглядят абсолютно неадекватными даже для нынешнего, прямо скажем, довольно своеобразно понимающего вопросы безопасности американского истеблишмента. Говорить-то можно всё, что угодно, но атомной бомбы на свою беспокойную голову людям в Белом доме и Конгрессе США не хочется точно так же, как и людям в Москве.
С другой стороны — и не реагировать на такие «вызовы» они тоже не могут.
Поэтому в ближайшие месяцы мы услышим в мировой прессе о себе и, уж тем более, о персах очень много нового и интересного.
Хотя в принципе нам не привыкать.