40 лет спустя после начала войны в Ливане (1975-1990) мир в этой стране с 18 религиозными общинами все еще хрупок. Как бы то ни было, напряженность сейчас перетекла в иное русло и касается главным образом межмусульманских отношений.
Башир эль-Хури (Bachir El Khoury )
13 апреля в Ливане вспоминают о 40-летней годовщине начала гражданской войны, которая бушевала в стране 15 лет, с 1975 по 1990 год. Этот конфликт (в самом Ливане его часто называют «войной других») стал одним из самых сложных и кровавых во второй половине ХХ века (почти 200 000 погибших) и до сих пор окончательно не угас.
Хотя пушки смолкли еще 25 лет тому назад, противостояние оставило после себя ряд видимых и невидимых следов, а напряженность в отношениях общин все так же остра. В то же время за последние 40 лет вектор напряженности сместился: если раньше речь шла о конфликте ислама с христианством, с тех пор он постепенно сместился в сторону исламской среды, а его главными действующими лицами стали шииты и сунниты.
В 1975 году ливанская война началась с противостояния христианских отрядов с палестинскими. Последние получили поддержку местных мусульманских ополчений, которые поддерживали борьбу с еврейским государством с ливанской территории. До 1982 года преимущественно христианская коалиция под названием «Ливанский фронт» противостояла «национально-патриотической» мусульманской коалиции, которую сформировали такие силы как Прогрессивно-социалистическая партия Камаля Джумблата (убит в 1977 году) и Организация освобождения Палестины Ясира Арафата.
Тем не менее с 1982 по 1990 год исламо-христианская сторона конфликта начала отходить в тень под давлением нескольких факторов: выдворение ООП после израильского вторжения в 1982 году, ослабление христианских отрядов после убийства Башира Джемаля, усиление шиитских движений «Амаль» и «Хезболла». Не стояли на месте и внешние факторы: ирано-иракская война (1980-1988) с ее суннитско-шиитской окраской, начало перестройки в СССР.
В Ливане же эти привело к возникновению невиданных раньше внутренних конфликтов в мусульманской и христианской среде.
Так, в 1983 году шиитская партия «Амаль» заключила альянс с друзами, а затем отошла от них после 1985 года на фоне «лагерной войны» с палестинскими группами. В период с 1986 по 1988 год «Амаль» вела противостояние не только с друзами, но и с «Хезболлой», тогда как марониты увязли в войне на «уничтожение» (1989-1990). Однако несмотря на эти внутренние столкновения, внешне конфликт все равно сохранил христианско-мусульманский характер.
1990-2005: Дамаск препятствует примирению
Недоверие между мусульманской (60% населения) и христианской общинами (40%) сохранилось и после войны. Подписанные под эгидой США и Саудовской Аравии Таифские соглашения официально положили конец конфликту, однако последовавшие за ними инициативы по примирению так и остались более чем скромными.
Разделившая столицу надвое зеленая линия исчезла, а гражданское общество устраивало межрелигиозные встречи и занялось исторической работой.
Тем не менее, Дамаск был против сближения мусульман и христиан по примеру подписанного в 2001 году маронитами и друзами договора о примирении, за которым последовали облавы и аресты. В целом, до 2005 году и Ливане так и осталось разделение на христиан (они были против сирийского присутствия) и мусульман, которые (хотя бы на уровне лидеров) поддерживали гегемонию Дамаска и вооруженное сопротивление еврейскому государству в лице «Хезболлы». 2005-2008: Постепенное смещение напряженности
Как бы то ни было, с 2005 года в отношениях мусульман и христиан произошли значительные перемены, катализатором которых стало убийство бывшего премьера Рафика Харири. Впервые с окончания гражданской войны христиане и мусульмане встали бок о бок под одним знаменем, потребовав вывода войск Дамаска и настоящего национального примирения.
Символом примирения стало переименование мечети «Фитна» (раздор), где захоронен Харири, в «Мечеть согласия» в память о солидарности общин во время «бейрутской весны».
Параллельно с этим в стране возникли новые политические альянсы, которые впервые с 1960-х годов смогли перешагнуть через межобщинный раскол. Так, «Коалиция 14 марта» вобрала в себя «Ливанские силы» и Прогрессивно-социалистическую партию (были заклятыми врагами во время войны), а также Движение за будущее, которое представляло суннитскую общину с ее традиционно проарабскими и пропалестинскими настроениями.
В «Коалицию 8 марта» тоже вошли партии, представляющие самые разные сообщества страны.
Как бы то ни было, эти, казалось бы, демократические перемены скрывали внутреннее противостояние суннитов и шиитов в тени Специального трибунала по Ливану и в рамках регионального противостояния Ирана с Саудовской Аравией.
Эта напряженность впервые приобрела конкретные очертания в мае 2008 года с уличными столкновениями активистов «Хезболлы» с представителями «Движения за будущее» (основанная Рафиком Харири умеренная суннитская партия).
Сирийская революция и дальнейший конфликт раздули угли: сунниты поддержали восстание против Башара Асада, а шииты выступили в защиту алавитов.
Переживающий глубокий раскол Ливан столкнулся с угрозой новой гражданской войны, когда в 2013 году «Хезболла» объявила о военной поддержке клана Асада.
Конфликта в конечном итоге едва удалось избежать, однако переговоры западных держав с Тегераном по вопросу иранского атома увеличивают риск новой эскалации.
Палестинское оружие и общественное неравенство
Но война все равно где-то рядом. Под слоем пепла до сих пор тлеют угли на фоне межобщинной напряженности и проблемы с вооружением палестинцев, которая стала одной из причин конфликта и была лишь частично решена за последние 40 лет.
Несколько десятков тысяч беженцев по-прежнему живут в недосягаемых для армии лагерях, где ношение оружия и торговля им давно стали обычным делом. По территории страны разбросаны в общей сложности 12 палестинских лагерей, которые представляют собой настоящую бомбу замедленного действия и могут вновь разжечь пламя, хотя обстановка в стране и регионе сейчас значительно отличается от той, что была накануне конфликта в 1975 году. Кроме того, оружие становится инструментом политического давления, которым могут воспользоваться местные и иностранные партии для дестабилизации государства, что особенно важно с учетом присутствия 1,5 миллиона сирийских беженцев.
Наконец, помимо межрелигиозного раскола и абсолютной государственной монополии на оружие (несмотря на разоружение отрядов по окончанию войны, за исключением «Хезболлы») стоит отметить сохраняющееся по сей день общественное и экономическое неравенство, которое тоже стало одним из факторов гражданской войны.
Сейчас неравенству больше не свойственна региональная и религиозная окраска, которая была у него до войны: с 1940-х по 1970-е годы жившее на юге шиитское сообщество было самым бедным в стране (отсюда формирование в 1973 году Движения обездоленных), тогда как средний и состоятельный классы состояли главным образом из христиан и суннитского меньшинства.
За последние два десятилетия расклад изменился с учетом политического и социального подъема шиитской общины, однако неравенство (пусть оно теперь затрагивает все регионы и все общины) все так же сильно и даже стало более выраженным с появлением нового богатого класса после войны.
Обеднение населения — еще один важный фактор риска. Четверть граждан находятся за порогом бедности, а 75% беженцев (всех национальностей) живут в поистине ужасающих условиях.
Иначе говоря, в стране существует множество факторов, которые могут в любой момент разжечь пламя войны, пусть даже в отличие от 1975 года сегодня иностранные державы предпочитают использовать Сирию для сведения собственных счетов.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+