Кения не первый раз становится целью террористических нападений. Соседство с развалинами сомалийской государственности год от года опаснее и дороже. С ценником из оборванных жизней. С бессилием властных структур обуздать фанатиков и мздоимцев. С перспективой раскола общества по религиозным пунктирам. С коррупционной коррозией формально благополучной страны. По сравнению с африканскими соседями – безусловно благополучной и динамично развивающейся страны.
Кровопролитие в Африке является привычным фоном пестрой новостной картинки. Оно не вызывает беспокойства у цивилизованного обывателя, обозревателя, политика. Никакого Je Suiss Kenya. Дюжина европейских карикатуристов важнее сотен убитых африканцев. Можно подумать, что резня в Нигерии, казни в Ливии, расстрелы в Кении и бомбежки в Йемене происходят в другой Галактике. А благополучные страны… даже не смотрят, а изредка поглядывают на прискорбные события в медийный телескоп. Не имея возможности сфокусировать резкость в объективе и адекватность в собственных мозгах. Будучи заняты решением куда более существенных проблем. Толерантным голосованием на Евровидении, стоимостью футбольных трансферов, отважным бойкотом московского Парада Победы. Хотя объект спорадических наблюдений давно представляет серьезнейшую угрозу всему человечеству.
Едва ли меньшую угрозу, чем атаки от 11 сентября 2001 года. Падение нью-йоркских башен-близнецов послужило началом планетарного единства в борьбе с террористической опасностью. Всемирный поход с целью искоренить международный экстремизм уперся в геополитический тупик и закончился провалом. Как и подавляющее большинство крестовых походов. Ни одна из целей новой крестоносной миссии не достигнута. Если не считать сбережение США от масштабных терактов.
Финансовые, кадровые, тренировочные, транспортные и информационные структуры террористов не деградируют, а развиваются. Они расширились географически и увеличились в численном выражении. Аль-Каида не просто уцелела, но существенно укрепила свое влияние на огромных просторах от Мавритании до Индонезии. Возник феномен радикального квазигосударства ИГИЛ, его упорядоченное насилие затмевает проблему эпизодического терроризма. 13 лет не могли одолеть тайную террористическую грибницу – вот уже год не получается выкорчевать уродливое новообразование. Европейцы тысячами (!) пополняют ряды сторонников ИГИЛ и охотятся на собственных соотечественников по возвращении из джихад-командировок. Парижские редакции, датские кафе и английские мостовые уже стали полем боя и местом гибели десятков человек. Талибы пережили международную оккупацию Афганистана со стойкостью кухонных тараканов и скорее размножились количественно, чем пострадали качественно. В освобожденных от диктатур Ираке, Ливии, Йемене целые провинции контролируются радикальными головорезами. В Египте и Тунисе гремят взрывы и льется кровь. В Афганистане, Нигерии и Сирии хроника террористических нападений приобрела постоянство прогноза погоды. Фанатичные исламисты убивают тысячи людей в Африке и бросают вызов целым государствам. Их единству, общественно-политическому устройству и спокойному будущему.
2 апреля 2015 года кенийский город Гарисса подвергся террористической атаке с запредельным количеством жертв. Четыре боевика из сомалийской группировки «Харакат-аш-Шабаб» преодолели 110 километров от границы с Кенией. На рассвете добрались до единственного во всей округе университетского колледжа, в котором обучались, проживали и преподавали почти 900 человек. Застали врасплох и застрелили двух вооруженных охранников. После чего вошли на территорию кампуса через главные ворота и начали убивать. По началу – без разбора, дабы согнать людей в одно из зданий и сломить волю к сопротивлению. Потом – селекционным образом. Экзаменуя заложников на знание исламских догматов. Расстреливая всех, кто плохо знаком с канонами шариата. Разумеется, попытки к сопротивлению или к бегству незамедлительно пресекались выстрелами. Вне зависимости от религиозной принадлежности бунтаря или беглеца.
За неполные сутки в университетском колледже погибло 143 студента и преподавателя. Еще 79 человек получили ранения различной степени тяжести. Все террористы были уничтожены при штурме утром 3 апреля. Сообщалось о спасении 500 заложников – но скорее малочисленные фанатики не сумели собрать всех несчастных в зоне своего контроля. В ходе операции кенийские силовики потеряли убитыми двоих сотрудников. Боевики не имели планов отхода и не собирались сдаваться. Будь их 10-12 вместо четырех, обладай они полнотой информации о расположении зданий и учебном расписании… выживших обитателей кампуса могло и не быть.
С 2004 года террористы аш-Шабаб обосновались в юго-западном Сомали, распространив контроль вплоть до границ с Кенией и Эфиопией. Обострение противоречий между группировкой и кенийским государством приходится на 2011 год. Кому цветущая арабская весна, кому кровавая африканская осень. После многочисленных похищений радикальными боевиками иностранцев, сомалийских беженцев и кенийских подданных началась войсковая операция. Штаб сил вторжения располагался именно в городе Гарисса. Под ударами кенийских и эфиопских войск, под давлением правительственных сил Сомали, при помощи ВВС и ВМС США и Франции организованное сопротивление аш-Шабаб было быстро подавлено. С партизанскими набегами бороться куда сложнее.
В феврале 2012 года сомалийские исламисты присягнули Аль-Каеде. Они пригрозили местью христианской Кении за ввод войск в мусульманские земли и сдержали свое террористическое слово. За последующие три года от терактов погибло в два раза больше кенийцев, чем в военной операции. Но сама динамика бандитских нападений говорит о том, что времени для купирования таких угроз было достаточно, а использовано оно было бездарно. Не были мобилизованы внутренние ресурсы, не был задействован потенциал внешних сил. В 2011 году, едва началась войсковая операция Кении против аш-Шабаб, одиночный боевик сумел подорвать гранату в одном из ночных клубов Найроби. Обошлось без фатальных жертв, ранения получили 14 человек. За весь 2012 год в Кении произошло несколько терактов, наиболее масштабный опять в столице – от взрыва пострадало 20 человек и погибло четверо. В 2013 году атаки террористов участились и усилились. Ужасную память оставила бойня в столичном торговом центре «Nakumatt Westgate». Она продолжалась трое сентябрьских суток (!) и привела к убийству 65 человек, в том числе женщин и детей. Ранения получили 240 посетителей, при беспорядочной стрельбе бандитов по бегущим людям, в давке и толчее, в процессе спасения от огнестрельного ужаса.
Еще полтора года назад 16 террористов без проблем добрались до Найроби, с автоматами и гранатами, на нескольких автомобилях. Еще полтора года назад радикальные фанатики сортировали заложников – кому расстрел, кому свобода – на основе экспресс-экзамена по шариату. Еще полтора года назад при штурме погибло 6 бойцов кенийского спецназа при 5 убитых террористах. Соотношение потерь характеризует кенийских силовиков катастрофическим образом. Еще полтора года назад от рук сомалийских джихадистов на кенийской территории погибли граждане США, Канады, Франции и племянник президента Кении. Какие мероприятия предприняли власти Найроби по итогам убийственной атаки 2013 года? Угрозу сдвинули от столицы в провинции, подальше от иностранных гостей и столичного бомонда. Вот и все меры по борьбе с террором.
В сентябре 2014 года точечным ракетным ударом американского беспилотника был уничтожен лидер группировки аш-Шабаб А. Годане. Его ликвидация была воспринята кенийскими и американскими властями как большая победа. Нет человека – нет проблемы, ага. Словно с убийством одиозного Бен Ладена самоликвидировалась и Аль-Каеда. Словно для краха ИГИЛ достаточно запустить ракету в бороду самозваному халифу. Словно после смерти А. Годане его питомцы забросят подальше автоматы и пояса шахидов. Дабы спокойно заняться созидательным трудом на благо восстановления Сомали. Напротив – начавшаяся в августе 2014 совместная операция US Army и сомалийских войск против аш-Шабаб выдавливает боевиков в ближайшее приграничье. Их активность и озлобленность дестабилизируют весь регион.
Боевикам аш-Шабаб (не запятнавшим себя участием в актах терроризма и религиозного геноцида) была объявлена амнистия. В Найроби и Вашингтоне ожидали распада, раскола и рассеивания группировки. Триумфальные реляции заполонили медийный эфир – согласно отчетам, фанатичный враг разбит, убит, бежит и сдался в плен одновременно. У террористов были свои победные ожидания.
Осенью 2014 и зимой 2015 группировка активизировала нападения на кенийской территории. Ее боевики (на 80 % несовершеннолетние подростки!) останавливали автобусы, врывались в рабочие городки, нападали на рынки, захватывали каменоломни. Везде и всегда по одной схеме – с расспросами заложников и уничтожением всех, кого сочли приверженцами чуждой веры. Число жертв пошло на десятки в месяц, потом на сотни. В декабре 2014 сомалийские «визитеры» забросали гранатами кенийский ночной клуб – нечего танцевать во время джихада. В феврале 2015 сумели устроить взрыв в столичном отеле – его должны были посетить члены правительства. В апреле 2015 убили полторы сотни человек за один день. В крупном городе, в региональном центре Северо-восточной провинции. В храме знаний, ставшем капищем смерти.
Свыше 90 % населения Кении составляют христиане, так исторически сложилось. Упорные, постоянные, жестокие попытки радикальных боевиков спровоцировать межрелигиозную рознь начались еще в 2013 году и продолжаются поныне. Эти кровавые атаки обнажают коррупционные проблемы кенийского государства. Слабую подготовку силовых структур. Увлеченность глобальных лидеров борьбы с терроризмом персональной ликвидацией его вожаков. Эти атаки неизбежно влекут рост ксенофобии и агрессии по отношению к сомалийским беженцам. Что приводит к увеличению потенциальных рекрутов для группировок типа аш-Шабаб. Готовых убивать после вопросов о Коране, вместо вопросов о Коране и вообще без вопросов.
Мировое сообщество проснется, когда волна насилия обрушится на страны «золотого миллиарда»? Когда смертельный экзамен под дулом автомата начнут держать европейцы? Когда массовые расстрелы доберутся до Пикадилли и Елисейских Полей? Полем боя с терроризмом давно является вся планета. Современным смертникам уже не нужны самолеты, автомобили-бомбы или пояса с взрывчаткой. Они готовы умирать и убивать при наличии любого оружия. Но международные коалиции сколачиваются для налетов на беднейшие страны Аравийского полуострова, аккуратно избегают ударов по позициям чернознаменных головорезов. И поверьте – они воспользуются подобной любезностью. И не ждите шанса для повторного ответа на смертоубийственный вопрос.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+