Соединенные Штаты намерены расширить военное сотрудничество с усиливающейся Японией, чтобы сдержать китайские претензии на Дальнем Востоке, в том числе строительство баз на спорных территориях. Китай же неожиданно проявил себя там, где США обычно видят «российскую угрозу». Делегация китайских военных, посетив Ригу, сообщила, что в ближайшие годы военные корабли КНР могут войти в балтийские порты.
Япония и США будут укреплять сотрудничество в военной сфере. Об этом было заявлено в среду после встречи министров обороны двух государств. В ходе этих же переговоров глава Пентагона Эштон Картер заверил японского коллегу Гэну Накатани, что США поддерживают Японию в споре с Китаем за острова Сенкаку. Кроме того, как отмечает Wall Street Journal, Картер выразил беспокойство в связи с тем, что претензии КНР на акваторию Южно-Китайского моря «могут иметь военное измерение» – он пояснил, что речь идет о намерении Китая возвести на «спорных» рифах искусственные острова, на которых вполне можно разместить военные объекты.
Как сообщает «Интерфакс», Картер приветствовал стремление Японии к повышению своей военной роли в Азии, что, по мнению американских экспертов, связано с «растущей напористостью» Китая в отношении взаимных территориальных претензий с Японией.
Глава Пентагона напомнил о том, что ситуация со спорными островами Сенкаку (или, по-китайски, Дяоюйдао) попадает под 5-й пункт совместного договора о безопасности между США и Японией. Этот пункт гласит, что любая агрессия по отношению к территориям, японские права на которые официально признает Вашингтон, будет расцениваться США как угроза собственной национальной безопасности и позволит действовать в этой связи согласно собственным конституционным положениям, поясняет ТАСС.
О планах укрепления американо-японского военного сотрудничества стало известно на днях.
31 марта правительство Синдзо Абэ обнародовало намерение представить в парламент законопроекты, призванные реализовать право Японии на коллективную самооборону. Как отмечает «Голос Америки», учитывая то, что Либерально-демократическая партия, лидером которой является премьер Абэ, занимает большинство в парламенте, законы, скорее всего, будут приняты.
«Это упростит проведение учений и работу в Индо-Тихоокеанском регионе для 7-го флота США и Морских сил самообороны Японии», – прокомментировал решение японских союзников командующий 7-м флотом адмирал Роберт Томас, выступая на борту флагманского корабля Blue Ridge в Йокогаме. У Японии «есть потенциал и возможности для работы в международных водах и международном воздушном пространстве в любой точке мира», заявил адмирал Томас на совместном брифинге с командующим японским ВМФ (Морскими силами самообороны) адмиралом Эйичи Фунада.
Сообщается, что к концу июня Япония и США планируют разработать новые принципы своего сотрудничества, которые будут предусматривать более заметную роль Токио.
Заявления двух адмиралов, естественно, не остались без внимания Пекина. Альянс США и Японии «не должен выходить за рамки двустороннего и не должен отражаться на безопасности интересов стран региона», – предупредила официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин.
Делегаты на Балтике
Отметим, что буквально накануне «китайская угроза», которой традиционно опасаются в Вашингтоне, дала о себе знать в том регионе, где ее менее всего ожидали увидеть – в Прибалтике. Представители Вооруженных сил Китая, прочитавшие в Риге лекцию о стратегии КНР в оборонном плане, сообщили, что в ближайшие годы китайские военные корабли могут войти в порты прибалтийских государств.
Как сообщает Delfi со ссылкой на Latvijas avīze, китайская делегация (адмирал морской флотилии Китая Жань Вэй, старший полковник Йан Жонь Цэй и полковник Жи Фусь Ян) встретилась с латвийским министром обороны Раймондом Вейонисом. Посланцы Пекина, в числе прочего, заявили, что Россия является военным партнером страны на Дальнем Востоке, и посетовали на то, что США, которые являются союзником Японии и Южной Кореи, увеличили свое присутствие в регионе Тихого океана. В то же время военные подчеркнули, что Пекин не признает принципа военных альянсов.
«Планы Китая по отправке своих военных кораблей в балтийские порты – это скорее политический шаг, поскольку никакого военного значения это не имеет, – считает
главный редактор журнала «Арсенал Отечества», военный эксперт Виктор Мураховский. – Китайцы сейчас ходят по всему миру, позиционируют себя как крупная военно-морская держава и пытаются это всячески показать».
В данном случае демонстрация рассчитана на блок НАТО и, скорее всего, будет воспринята именно как политическая демонстрация, а не как непосредственное посягательство на интересы альянса. Но нервозности в Вашингтоне и Брюсселе это прибавит. Безусловно, основные реальные усилия Китая направлены на укрепление своего флота в Азии, где у Китая серьезные противоречия территориального характера не только с Японией, но и, например, с Вьетнамом, отмечает Мураховский.
«Мы расширяем свои интересы до удаленных территорий»
Мураховский подчеркивает, что главные военно-морские силы Китай все-таки сосредоточивает в Азии. «Именно в этот регион и США направили большую часть своего военно-морского флота. Действительно, у США в Азии сосредоточены большие силы. У них дивизия в Южной Корее. Поэтому главное противостояние и гонка вооружений будет происходить и частично происходит именно там», – уверен Мураховский.
Впрочем, добавляет военный эксперт, развитие китайских вооруженных сил идет очень высокими темпами, и «именно из-за этого мы видим активность китайского флота далеко за пределами Азии».
Добавим, что в 2011 году контр-адмирал Чжан Хуачен, заместитель командующего флотом Восточного моря заявил в интервью «Синьхуа»: «Меняя нашу морскую стратегию, мы расширяем свои интересы от защиты только своего побережья до более удаленных морских территорий».
Незадолго до этого заявления командование ВМФ отправило два ракетных фрегата «Мааньшань» и «Вэньчжоу» на дежурство в Аденский залив. Именно благодаря тому, что китайская конвойная группа постоянно дежурит близ берегов Сомали и Йемена, на днях удалось высадить десант в Адене и провести операцию по эвакуации китайских граждан из охваченного войной Йемена.
Первый, но не последний авианосец
Как отмечает «Голос Америки», 7-й флот США сейчас является главным противовесом растущей мощи океанского флота Китая. 7-й американский флот, в зону ответственности которого входят западная часть Тихого океана и восточная часть Индийского, сосредоточен вокруг авианосной ударной группы, базирующейся в японских портах Йоко и Сасэбо. Флот насчитывает около 80 боевых кораблей, 140 единиц авиатехники и 40 тыс. личного состава.
Военно-морские силы Японии насчитывают около 120 кораблей, в том числе более 40 миноносцев и около 20 субмарин.
По данным российского «Военного обозрения», ВМФ Китая, разделенные на три оперативных флота – Южный, Восточный и Северный, включают в себя более 700 надводных и подводных судов. В их числе – 77 основных боевых кораблей (в том числе 28 эсминцев с ракетным вооружением), 60 дизельных подлодок, восемь АПЛ и пять ракетных атомных субмарин. Личный состав – 215 тыс. человек.
В начале марта пекинская «Жэньминь жибао» опубликовала статью, в которой со ссылкой на оценки военных экспертов говорилось о том, что Китаю необходимо иметь четыре авианосца. Издание опирается на заявление представителей минобороны, из которого следует, что первый китайский авианосец «Ляонин», спущенный со стапелей в 2012 году, будет не единственным кораблем такого класса.
Как пояснил военный эксперт Виктор Мураховский, «Китай построил свой первый авианосец на базе советского авианосца». «Сейчас он уже задействован и проводит учения. В настоящее время Пекин строит еще два современных авианосца», – добавил эксперт.
6 марта та же «Жэньминь жибао» сообщила, что в 2015 году китайские расходы на оборону будут увеличены более чем на 10% и достигнут 886,9 млрд юаней (около 144 млрд долларов). По оценке военных экспертов, на поддержку ВМФ Китая тратится более трети военного бюджета страны. «Главные усилия Китая в военной сфере направлены на развитие дальней морской авиации», – добавляет Мураховский.
По ком звонит «Цзинь»
Рост военной мощи Китая не может не беспокоить Вашингтон. В декабре прошлого года в ежегодном докладе Американо-китайской комиссии по экономике и безопасности при Конгрессе США указывалось: ВМФ Китая оснащает свои атомные подводные лодки типа «Цзинь» баллистическими ракетами JL-2 с дальностью полета более 7,4 тыс. километров. Таким образом, заключают американские эксперты, Китай теоретически способен наносить удары по континентальной части США, Аляске и Гавайским островам из восточноазиатской акватории.
Агентство Bloomberg со ссылкой на представителей разведуправления ВМС США (ONI) сообщило, что в 2014 году подлодки типа «Цзинь» были выведены на патрулирование в мировом океане. В феврале 2015 года вице-адмирал Джозеф Маллой, выступая на заседании комитета по обороне Конгресса США, сообщил: накануне Китай провел три операции в Индийском океане, а его подлодки находились в море 95 дней. В связи с этим военное ведомство США разместило на судостроительных верфях Huntington Ingalls Industries заказ на 71 новую подлодку.
«Не было случаев, когда территориальные споры разрешались мирно»
При всем при этом, как отметил
директор Центра стратегических исследований Китая РУДН, специалист по Китаю Алексей Маслов, Китай позиционирует себя как страна мирная, решающая все споры исключительно дипломатией и переговорами.
Однако территориальный спор Китая и Японии вокруг островов Сенкаку или Дяоюйдао, по мнению собеседника, неразрешим в принципе. «Ведь в современной истории не было еще случаев, когда территориальные споры разрешались мирно, – поясняет Маслов. – Стимулирование конфликта вокруг этих островов – это способ давления на Китай и сдерживания его в Азии. Более того, подобными шагами (обострением конфликта вокруг островов – прим.) Китаю пытаются испортить имидж».
«Китай в последние годы очень активно направляет свои корабли в территориальные воды этих островов, которые Япония, в свою очередь, считает своими. К слову, военный флот Китая активен и за пределами Азии, – говорит
руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов. – Япония, в свою очередь, выпустила целый набор учебников, в которых говорится, что острова Сенкаку, или Дяоюйдао, являются японскими. Китайский МИД отреагировал на это очень жестко. Более того, идет гонка вооружений. Одним словом, идет жесткое противостояние между Японией и Китаем в Азии».
По мнению Алексея Маслова, на данный момент Японии и США не удается сдерживать Китай. Пекин успешно сопротивляется попыткам давления со стороны Вашингтона и Токио во многом благодаря поддержке со стороны России, уверен Маслов.
«Китай активно набирает силу, и Японии стало просто невыгодно конфликтовать с ним, – полагает эксперт. – Более того, Япония является вторым торговым партнером Китая. Постепенно происходило сближение очень давних врагов, Китая и Японии, что сильно раздражало США. По мнению американцев, Токио не полностью следует политике США в отношении сдерживания Китая. Им важно показать, что Китай не является хозяином Азии. Поэтому они и навязывают свою помощь Японии, возвращаясь к старым договорам».
«Работают над имиджем великой державы»
С другой стороны, специалист по Китаю отметил, что Пекин пытается воспроизвести некоторые признаки великой державы. «Китаю важно показать, что он способен решать проблемы за пределами своей границы, – отметил Маслов. – Я думаю, что китайцы специально посылают свои боевые суда далеко за пределы Азии. Здесь китайцы скорее работают над имиджем великой державы, чем решают стратегические задачи. Они делают это очень грамотно. Обвинить их в вооруженной агрессии просто невозможно».
Как в свою очередь отмечает Валерий Кистанов, Япония главным образом полагается на США в своем конфликте с Китаем. «У них заключен договор о безопасности, в соответствии с которым США должны оказать военную помощь Японии, если Китай попытается отобрать спорные острова силой, – напоминает специалист по Японии, подчеркивая: – С другой стороны, американцы не полностью признают суверенитет Японии над этими островами. Одним словом, Вашингтон делает хорошую мину при плохой игре».
По словам Кистанова, термин «китайская военная угроза» существует не только в политологических кругах Японии, но и в официальных документах этой страны. «Более того, Токио обеспокоен непрозрачностью военного бюджета Китая, – отмечает эксперт. – С другой стороны, подобные милитаристские тенденции присутствуют и в Японии. Токио также наращивает военный бюджет и усиливает вооруженные силы и разведку. К слову, обе страны делают большой упор на военно-морские силы».