Москва намерена и дальше укреплять российско-китайские отношения. Но не в ущерб своим интересам.
С 6 по 8 апреля в России побывал министр иностранных дел КНР Ван И. Официальная цель его приезда - подготовка намеченного через месяц визита в Москву главы Китая Си Цзиньпиня. Он встретился с рядом высших лиц государства, в том числе и с президентом Владимиром Путиным.
Высокий уровень внимания, оказанный китайскому гостю, объясняется не только тем, что Китай на сегодняшний день является второй державой в мире. А тем, что, по словам представителей МИД РФ, «в последние годы российско-китайские отношения всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия вышли на беспрецедентно высокий уровень». Причем, как с точки зрения двусторонних отношений, так и в глобальном плане.
Ни для кого не секрет, что Москва давно хотела усилить восточное направление своей внешней политики, однако кризис в отношениях с ЕС заставил реализовывать эту задачу в ускоренные сроки. Отчасти поэтому за последние два года Владимир Путин и Си Цзиньпин, по словам министра Ван И, «достигли 107 совместных договоренностей, 55 из них уже реализованы, 21 проект касается строительства на долгосрочную перспективу, а 31 сейчас активно реализуется». Ключевыми соглашениями стали, конечно, газовые контракты. Кроме того, стороны могут начать практическую реализацию идеи о совмещении китайских и российских транспортных проектов (вероятно, соответствующие документы будут приняты в ходе визита Си Цзиньпина в Москву).
Наконец, у РФ и КНР есть общее видение региональных проблем, прежде всего вокруг КНДР. И в Москве, и в Пекине заинтересованы в стабильном развитии ситуации на Корейском полуострове и не заинтересованы в реализации американского плана по воссоединению Корей на американских условиях. «В Вашингтоне, Токио и Сеуле уже давно видят объединенную Корею в составе трехстороннего военно-политического альянса США–Япония–РК, к которому посредством соглашений о военном сотрудничестве с этой «тройкой» уже «подвязана» Австралия. Появление такого альянса на наших дальневосточных границах было бы равнозначно созданию в регионе азиатского клона НАТО, прикрытого системой американской ПРО, развертывание которой в СВА продвинулось гораздо дальше, чем в Европе», - считает руководитель Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александр Жебин.
Помимо региональных и экономических вопросов, Москва и Китай активно сотрудничают и на глобальном уровне. «Москва и Пекин выступают за формирование справедливого и демократического миропорядка, базирующегося на коллективных подходах, равноправии, общепризнанных нормах и принципах международного права», - говорится в заявлении МИД. «Китайско-российские отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия стали ... одним из важных гарантов по поддержанию безопасности и стабильности в регионе и в мире в целом», - вторит российским коллегам Ван И. И тут дипломаты явно не кривят душой.
В нынешнем разбалансированном состоянии системы международных отношений Москва и Пекин играют роль стабилизаторов, удерживая систему от дальнейшей дестабилизации через ветирование различных американских авантюр в Совбезе. Интересно, что в какой-то степени даже крайне опасный для системы международных отношений возврат Россией Крыма можно считать средством «шоковой» стабилизации - Россия продемонстрировала американцам, что у них больше нет уникального мандата на нарушение международного права, что другие государства тоже могут поступать подобным образом.
Китай, держащий в уме тайваньский вопрос и необходимость в перспективе решать вопрос воссоединения отколовшегося острова, Россию по Крыму фактически поддержал. «Отстаиваем свои законные права в системе международных отношений, добиваемся её большей справедливости и демократичности, чтобы уважались интересы всех стран и не навязывались различные концепции чьей-то исключительности или самопровозглашённого лидерства», - пояснил Сергей Лавров. При этом, по словам министра, сотрудничество Москвы и Пекина не направлено против каких-то из стран, а лишь соответствует интересам российского и китайского народа.
Между тем, в ближайшее время китайская позиция по международным делам может стать несколько более агрессивной. Прежде всего в вопросах, касающихся его родной Восточной Азии, а также Ближнего Востока. Для Москвы это может стать проблемой, однако к счастью российско-китайское сотрудничество не является чем-то детерминированным, некой однозначной привязкой к Китаю на правах младшего партнера. У Москвы есть возможность выбора.
Так, чем теснее будут выглядеть российско-китайские отношения, тем больше будет восприниматься важность России противниками Пекина в Восточной Азии, прежде всего Японии, Вьетнама и Южной Кореи. Да, чисто теоретически заигрываться в нерушимую дружбу с Китаем России не стоит, ибо в этих столицах могут расценить Москву как окончательно потерянного партнера и искать иных помощников в деле сдерживания Китая. Однако проблема в том, что Россия на сегодняшний день является фактически безальтернативным партнером в этом нелегком деле.
Комбинация протяженных границ с Китаем, сильных позиций в жизненно важном для Пекина среднеазиатском регионе, а также владение не менее жизненно важными для китайцев природными ресурсами (пути доставки которых максимально безопасны, в отличие от поставок с Ближнего Востока) дает Москве фактически золотую акцию в будущем конфликте. Без ее поддержки или хотя бы благожелательного нейтралитета достижение любой из сторон победы в этом конфликте будет крайне непростой задачей.