Региональные державы
Американцы обеспокоены активностью России, которая стала регулярно демонстрировать свое военное присутствие. Не только вдоль собственных границ, но и далеко за ними. Пилоты баз, которые находятся на Аляске, вылетают на перехват наших бомбардировщиков чаще, чем раньше. И чаще, чем им бы того хотелось.
F-22 взлетает с базы Эльмендорф-Ричардсон в Анкоридже на перехват российских самолетов, появившихся на радаре. Все фото — Michael Dinneen.
В статье
Тени холодной войны: зачем российские самолеты пролетают в опасной близости от границ США и Европы, опубликованной в Los Angeles Times, США выглядят миролюбиво. Россия, напротив, изображена если не прямым агрессором, то уж, во всяком случае, страной, которая источает опасность.
«Свои полеты русские совершают в международном воздушном пространстве. Трудно сказать, пробуют они на прочность американскую оборону, патрулируют территорию или просто демонстрируют вновь обретенные Москвой уверенность и глобальный статус», — пишет газета. Полковник Фрэнк Флорес с базы ВВС Тин-Сити обеспокоен — он так и не разобрался, что у нас на уме.
А вот я, кажется, разобрался.
После начала новой Холодной войны Америка уже не раз заявляла о своей исключительности. Многие, наверное, обратили внимание, что эти мантры стали все чаще напоминать лозунги о неизбежной победе коммунизма во всем мире времен советского застоя. Когда говорить надо, невзирая на то, что никто в слова давно не вслушивается, и потому их смысл не проникает в голову.
Уже всем давно понятно, что США держатся на плаву всего лишь из-за того, что им удалось навязать миру свою валюту. Бесспорно, деньги — аргумент весомый, а иногда и приятный. Но к ним неизбежно прикладывается финансовое рабство, которое нравится далеко не всем. Рабы понемногу приходят в себя, то и дело пытаются то там, то здесь организовать восстания. До последнего времени неудачные и безжалостно подавляемые.
Сегодня у них появился свой «Спартак». Пока еще ему не удалось увлечь идеей освобождения всех остальных таких же горемык, но его решимость и военные навыки пришлись по душе другим гладиаторам. Все же Россия — единственная страна, которая может физически угрожать новой империи. Уж кто-кто, а империя об этом не забывала никогда.
С небольшой долей недоумения и при этом боязливо Los Angeles Times цитирует слова Сергея Шойгу: «В сложившейся обстановке мы вынуждены обеспечивать военное присутствие в западной части Атлантического и в восточной части Тихого океанов, в акватории Карибского бассейна и Мексиканского залива». Это уже очень, очень близко к берегам США.
Все потому, что Америка понимает только доброе слово, подкрепленное демонстрацией кольта.
Чего же добивается региональная держава Россия, как назвал нас Барак Обама? Мы добиваемся, чтобы у всех был равный региональный статус, в том числе у США. Чтобы мировой жандарм успокоился и снял наконец с себя заботу о земном шаре. Ибо земной шар в ней не нуждается, страны предпочитают своими силами наводить порядок в своем доме. Во всяком случае, без непрошенного участия в конфликтах чужих солдат, ракет и самолетов.
Вот почему несут дежурство наши бомбардировщики, подводные лодки и РВСН. «Я не считаю, что они кому-то угрожают. Они просто хотят убедиться, что никто не придет в Арктику и не вступит с ними в конфликт», — считает сотрудник некоммерческого вашингтонского Центра военно-морских исследований Дмитрий Горенбург.
Правильно считает. Хотя речь идет, понятное дело, не только об Арктике.
США взвалили на свои плечи ношу, оказавшуюся непосильной. Никто не может отвечать за весь мир, даже если у тебя в арсенале — лучшее смертоносное оружие, деньги и власть над политиками. Во всяком случае, долго — не может.
Постепенно США превратятся в такую же региональную державу, как Россия или Китай. Довольно симпатичную и, возможно, даже добрую. Со своими проблемами и национальными особенностями.
Произойдет это, конечно, не очень скоро. Но обратный отсчет эпохи американского господства, по-моему, заметен уже многим.
В одной из комнат базы Эльмендорф-Ричардсон висит мемориальная доска с 261 звездой — в честь каждого перехвата российских самолетов. Служба в суровых условиях базы Тин-Сити на самом берегу Берингова пролива. В ясную погоду в бинокль отсюда видна восточная оконечность Сибири. Дежурство на базе Эльмендорф-Ричардсон. Персонал бдительно следит за перемещениями самолетов. В основном, в поле зрения попадают пассажирские лайнеры. Но если объект не отвечает на запросы, F-22 вылетают на перехват.