2/6 Фото пресс-службы Президента России Вся подпись
В Кремле под председательством Владимира Путина состоялось заседание Государственного совета, на котором рассматривался комплекс мер по развитию малого и среднего предпринимательства.
В числе вынесенных на обсуждение тем – повышение эффективности государственной поддержки малого бизнеса, расширение доступа предпринимателей к кредитным ресурсам, решение проблем, связанных с кадровым обеспечением, налоговым и правовым регулированием, в том числе трудовых отношений, проведением проверок со стороны контрольно-надзорных органов.
* * *
В.ПУТИН: Добрый день, уважаемые коллеги!
В нашей повестке сегодня вопрос, который в текущей ситуации – он вообще важен, – но в текущей ситуации приобретает особую экономическую, социальную и общественную значимость. Развитие малого и среднего предпринимательства – не только одно из ключевых условий обновления страны, обновления экономики, повышения её устойчивости, но и в целом нашего успешного движения вперёд, реализация того огромного творческого, созидательного предпринимательского потенциала, который, безусловно, есть у нашего народа.
Малые и средние компании в силу их мобильности и гибкости могут быстро занимать востребованные рыночные ниши, формировать новые точки экономического роста, способствовать эффективному повышению экономики, её эффективности, решению проблем занятости. Добавлю, что всё активнее проявляет себя частное предпринимательство и в социальной сфере.
В России в целом созданы организационные и правовые основы государственной поддержки малого и среднего бизнеса, включая упрощённое налогообложение, систему грантов на открытие собственного дела, предоставление микрозаймов, гарантий, кредитов на льготных условиях. Расширяется доступ малого и среднего бизнеса к закупкам государственных компаний и компаний с госучастием.
Действительно, в последние годы мы значительно улучшили деловой климат. Вместе с тем малый и средний бизнес развивается по-прежнему медленно. Он представлен прежде всего индивидуальными предпринимателями и микропредприятиями, его вклад в ВВП страны не превышает 21 процента.
Для сравнения скажу, и вы многие знаете об этом, что в других странах с развитой экономикой это доля 50 и более процентов, у нас – 21 процент. Доля в общем обороте продукции услуг – всего 25 процентов. Крайне мал и показатель инвестиций в основной капитал – это всего 6 процентов от их объёма по стране в целом. Мы видим с вами, что люди не спешат браться за создание своего бизнеса. Так, сейчас лишь около 6 процентов граждан являются начинающими предпринимателями или владельцами нового дела.
Молодёжь сегодня предпочитает что? Мы с вами тоже знаем об этом хорошо: госслужбу предпочитает, работу в органах местной власти или в крупных компаниях с госучастием. Более того, наметилась тенденция к оттоку работников из малых и средних предприятий. При этом эксперты отмечают рост занятости в неформальном секторе экономики.
Конечно, для ведения бизнеса нужны решительность, специфические знания, упорство, умение продвигать свои идеи и проекты. И таких людей, конечно, в России немало. Однако если они не стремятся реализовывать свои способности, открыть собственное дело и тем самым повысить своё благосостояние, что это значит?
Это значит, риски и преграды перевешивают стимулы и возможности. Значит, отсутствуют понятные, предсказуемые правила игры, а система поддержки недостаточно эффективна и недостаточно доступна. Очевидно, что нужны комплексные меры, затрагивающие весь средний и малый бизнес, способные обеспечить реальную поддержку и безусловное поощрение частной деловой инициативы.
Уважаемые коллеги! Остановлюсь на ряде направлений, которые считаю наиболее важными и наиболее приоритетными. Принципиально важно утвердить в обществе ценности предпринимательства, понимания особой роли предпринимательского труда как одного из важнейших ресурсов развития страны, долгосрочного её экономического роста.
Государство, все уровни власти должны сделать всё возможное, чтобы занятие бизнесом стало привлекательным, доступным и престижным. Чтобы создавались равные условия для всех предпринимателей, чтобы правила и законы были стабильными и понятными, чтобы обеспечивалась честная и открытая конкуренция и никто не мешал работать, не лез с «крышеванием», не вымогал взяток, поборов, не предлагал так называемые навязанные услуги.
И сейчас скажу, наверное, самое важное, самое ключевое и самое простое. Создание благоприятной деловой среды в каждом регионе и муниципалитете по всей России является ключевым условием для развития малого и среднего бизнеса. Не будет этого – не помогут никакие льготы, никакие преференции и никакие гранты. Нужно создавать благоприятную деловую среду.
Я прошу руководителей субъектов Федерации со всей ответственностью подойти к решению этой задачи, настроить свои команды на результативную работу, не отмахиваться от этого, как от чего-то второстепенного. Вы лучше знаете, что следует сделать для создания на своей территории более комфортного делового климата. Нужно такой работой заниматься вплотную, проявлять инициативу, быть в постоянном диалоге с бизнес-сообществом.
Скажу ещё об этом чуть позже, но совершенно очевидно, что нужно создавать некоррупционные, прозрачные механизмы взаимодействия с бизнесом. Это важнейший показатель состоятельности управленческой команды. Подчеркну, что по опросам значительное число компаний по-прежнему считают административные барьеры тяжёлым бременем, которое очень сложно нести. Полагаю, что нужно честно, без ссылок на объективные трудности проанализировать положение дел в каждом регионе, и не для отчёта, а для дела, для страны и для людей, устранить все препятствия, которые мешают работать бизнесу.
К примеру, мы давно говорим о необходимости доступа предпринимателей к инфраструктурным ресурсам. Это и прозрачные правила присоединения к газовым сетям и иным коммуникациям, и предоставление на льготных условиях неиспользуемого государственного или муниципального имущества. Однако эти проблемы решены далеко не везде. И предприниматели по-прежнему обивают пороги чиновничьих кабинетов, выпрашивают то, что им должны предоставить без всяких барьеров. В итоге бизнес буксует, деловая инициатива гаснет.
Повторю, главное сейчас – дать гражданам свободу, возможность реализовать себя, поддержать их стремление обустраивать свою собственную жизнь и приносить пользу стране. Решать эти задачи, повторю, нужно в партнёрстве с бизнесом, со средствами массовой информации, политическими партиями, общественными объединениями. Результатом наших общих усилий должен стать значительный рост доли малого и среднего бизнеса в экономике, создание в этом секторе новых рабочих мест. Сейчас здесь занято 18 миллионов человек. Считаю, что за пять ближайших лет у нас есть все возможности обеспечить значительный рост доли малого и среднего бизнеса в экономике.
Такая задача для всех уровней власти является одной из ключевых. Поэтому и в Правительстве, и в субъектах Федерации, что хотелось бы подчеркнуть особо, должны быть созданы специальные подразделения, как я уже говорил, должны быть назначены конкретные люди, персонально отвечающие за решение этой проблемы.
Причём, подчеркну ещё раз, все эти механизмы должны быть прозрачными. Не нужно создавать каких-то структур для того, чтобы они с бизнесом работали, вымогая что-то или ставя кого-то в сложное положение.
Нужны – это ключевая вещь – прозрачные механизмы работы с бизнесом, понятные для всех и контролируемые обществом. Эту работу необходимо вести в постоянном режиме. Предлагаю также разработать чётко выделенные целевые показатели как на региональном, так и на федеральном уровнях, и в разрезе по времени, по годам.
Уважаемые коллеги! На рабочей группе Госсовета обсуждались практически все вопросы, которые волнуют сегодня предпринимателей. Они подробно изложены в представленном докладе. Одна из ключевых тем – необходимость создания эффективного инструмента для развития малого и среднего бизнеса. Очевидно, что существующие институты недостаточно справляются с задачей оказания финансовой, юридической, методической помощи малому и среднему бизнесу.
Кроме того, нужно предметно заниматься и такими проблемами, как привлечение инвестиций и кредитов, обеспечение доступа к заказам госкомпаний. И просил бы докладчиков более подробно остановиться на всех этих вопросах.
Рабочая группа предлагает упростить условия входа в малый бизнес. Полностью с этим согласен. Начинать свой бизнес должно быть легко, а рисковать и ошибаться не страшно. Не нужно будет тратить время и силы на сбор справок.
Достаточно купить патент и приступить к работе. У рабочей группы есть разные предложения, в том числе предложение распространить двухлетние налоговые каникулы на все физические лица, которые открывают новое дело.
Мы, напомню, с 1 января текущего года ввели это правило – двухлетние налоговые каникулы на все бизнесы, на всех индивидуальных предпринимателей, которые вновь начинают работать в таком качестве. Можно ли это сделать для малых и средних предприятий?
Конечно, хочется найти наиболее эффективные инструменты поддержки. Но давайте мы реально будем смотреть на дело. Ведь существует опасность того, что на два года будет создаваться предприятие, а потом на следующие два года – новое предприятие. Надо на проблему посмотреть исходя из реальной жизни, из той практики, которая у вас есть.
Есть и другие предложения. Мы обсудим всё, что пошло бы на пользу развитию малого и среднего предпринимательства. Все предложения имеют, конечно, одну цель – предельно расширить возможности для каждого, кто готов активно участвовать в экономическом развитии страны.
Конечно, как уже говорил, надо подумать и о доступности кредитов. Ясно, что нынешние ставки неподъёмны для предпринимателей. Мы в рабочем порядке и с Правительством, и с Центральным банком часто об этом говорим, все знают об этих проблемах. Здесь никаких секретов нет.
Если ставки пока такие, значит, нужно субсидировать какие-то виды деятельности. Всё для всех понятно. Нужно только, понимая реалии, с которыми мы сталкиваемся в экономике, соответствующим образом выстраивать свою финансовую, налоговую, экономическую политику в целом.
Напомню, мы договорились о том, что фиксируем действующие налоговые условия на ближайшие четыре года. Однако появились новые платежи вследствие введения кадастровой стоимости недвижимости и имущества. Полагаю, что регионам нужно действовать здесь разумно, не должно быть резкого роста налоговой нагрузки на бизнес, особенно производственный, занимающий большие площади. Я уже обращал на это внимание некоторых руководителей регионов, но не вижу, чтобы что-то принципиально менялось.
Знаете, есть такое общее правило: закон обратной силы не имеет. Мы ввели новую систему оценки и распространили её на все ранее заключённые бизнесом договоры об аренде. Мы с нашими коллегами в Европе часто спорим по поводу так называемого Третьего энергопакета и считаем (и говорим об этом публично), что это абсолютно нецивилизованный способ ведения совместных дел, когда принимаются какие-то решения, а потом распространяются задним числом на прежние контракты или договоры.
Но внутри страны мы сделали то же самое сейчас. Ведь бизнес считает свои расходы исходя из той ситуации, в которой контракты заключаются или, скажем, договоры аренды. А потом ему – бух, и всё надо пересчитывать в сторону повышения расходов. Давайте внимательно ещё раз на это посмотрим. Прошу вас подходить к этому исходя из экономической целесообразности.
Что касается проверок со стороны контролирующих органов, здесь все поручения давно даны. Прошу Генеральную прокуратуру проанализировать обоснованность проверок, проведённых в 2014 году, прежде всего внеплановых.
Предприниматель не должен жить в постоянном ожидании, что к нему нагрянут с очередной проверкой, не должен бояться, что любые его действия можно будет легко подвести под какую-то статью или под штраф. Нужно честно признать, что наша нормативная база, конечно, нуждается в совершенствовании, и предлагаю ещё раз дополнительно всё проанализировать.
Уважаемые коллеги! Мной обозначены лишь некоторые вопросы или часть вопросов, которые нам предстоит обсудить. Развитие малого и среднего бизнеса – тема многоплановая. Здесь даже, казалось бы, незначительная проблема может обернуться для предпринимателей серьёзным барьером в работе. Поэтому нам нужно всё учесть, на всё посмотреть внимательно, всё проанализировать и сделать выводы, чтобы не было никаких крючков, позволяющих любому уровню власти или чиновникам самых разных ведомств держать бизнес в чёрном теле.
Мы обязаны сделать всё необходимое, чтобы наши предприниматели смогли в полной мере реализовать свой потенциал. Это жизненно важно для развития страны, всех её регионов, для того, чтобы российские компании заняли достойное место и на своём собственном рынке, и на международных рынках.
Давайте перейдём к обсуждению. Пожалуйста, слово Владимиру Сергеевичу Груздеву.
В.ГРУЗДЕВ: Добрый день, многоуважаемый Владимир Владимирович! Добрые день, уважаемые коллеги! Благодарю за доверие и возможность подготовить доклад рабочей группы Государственного совета.
Что же такое малый и средний бизнес в России сегодня? У нас свыше 5 миллионов малых и средних предприятий, на них занят каждый четвёртый работник в стране. К сожалению, доля таких компаний в российском валовом национальном продукте лишь 21 процент. В Малайзии это 47 процентов, в Японии – 63 процента, а доля занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в таких странах – 50–80 процентов трудоспособного населения.
Какие цели мы ставим?
Первое. Увеличить как минимум вдвое долю малого и среднего бизнеса – до 45–50 процентов национального продукта России.
Второе. Повысить занятость в этом сегменте до 35–40 миллионов человек. Эти цифры должны стать критериями оценки эффективности работы Правительства России и глав регионов.
Сегодня ситуация с малым и средним бизнесом, прямо скажем, плачевная. Мы видим, что тенденция роста микро- и малых предприятий, условно, около нуля, а нужна чёткая программа действий, чтобы ускорить развитие малых и средних компаний, создать все условия, чтобы их количество росло.
Что мы делаем сегодня, чтобы поддержать малый и средний бизнес? В первую очередь я хотел бы остановиться на основных программах поддержки, которые существуют на федеральном уровне. Это прежде всего программа Министерства экономического развития, которая предусматривает субсидии, гранты начинающим предпринимателям, субсидирование лизингом, поддержку малых экспортных компаний, микрозаймы и поручительство, программа льготного кредитования Внешэкономбанка, программа гарантийной поддержки Агентства кредитных гарантий.
На реализацию этих мер за 2013–2014 годы Федерация выделила более 130 миллиардов рублей, но потрачено было всего 96. Есть и комплекс мер регионального уровня. Это бизнес-инкубаторы, гранты на развитие, консультации, образовательные программы. Но система господдержки требует развития. Об этом говорят и чиновники, и сами предприниматели.
Уважаемый Владимир Владимирович! На сегодняшний день Правительство России готовит предложения по формированию единого института развития бизнеса в форме акционерного общества. Мы обсудили на рабочей группе эту инициативу, и мы её поддерживаем.
Работая над докладом, рабочая группа в первую очередь провела анализ сферы малого и среднего предпринимательства в России. Мы изучили российские, зарубежные практики применения стимулов для развития бизнеса. Впервые за всю историю Госсоветов для подготовки использован интерактив.
Через интернет-портал РБК и «Открытый регион 71» предприниматели давали свои предложения, как улучшить бизнес-среду. Участие приняли 18 тысяч человек. Мы получили порядка 350 проблемных вопросов, которые волнуют предпринимателей. По итогам выработали предложения, которые вошли в доклад. В подготовке участвовали предприниматели, бизнес-объединения, федеральные министерства и администрации регионов.
Какие выводы мы сделали? Прежде всего – бизнес надо поддерживать на всех этапах его развития, а именно: упрощать процедуры на этапе открытия бизнеса, содействовать выводу продукции на рынок, в том числе и экспорт, минимизировать налоги на этапе роста, повышать квалификацию самого предпринимателя, выдавать субсидии, гранты и, самое важное, кредиты по доступным ставкам.
Кроме этого, вовлекать в бизнес необходимо с детства. Нужны образовательные программы, которые обратят внимание детей на профессию предпринимателя, и отдельный упор – на поддержку молодёжного предпринимательства.
Но, наверное, самый важный итог этой работы – наши предложения. Начать хотел бы с предложений в сфере налоговой политики.
Первое. По нашим оценкам, в России около трёх миллионов человек работают на себя, являясь самозанятыми. Мы предлагаем для таких граждан ограничиться одним-единственным юридическим действием – приобретением патента, без процедуры регистрации ИП.
Второе. Максимальное сокращение издержек для нового бизнеса, особенно в части налогов. Владимир Владимирович, Вы уже упомянули в своём выступлении, действительно, с нового года поддержка предпринимателей, которые начали своё дело в форме ИП, начала работать – так называемые «каникулы». Мы предлагаем распространить эту практику на вновь создаваемые юридические лица и предоставлять льготу на два года один раз в жизни каждому гражданину, который регистрирует подобное предприятие.
В.ПУТИН: Но таких граждан у нас 145 миллионов.
В.ГРУЗДЕВ: Да, Владимир Владимирович, но, к сожалению, лиц, которые взяли на себя инициативу, всего пять. 18 миллионов заняты в малом и среднем бизнесе, но предприятий-то у нас всего 5 миллионов. Конечно, есть риск: кто-то пойдёт перерегистрируется, но, на самом деле, мы дадим определённый толчок. Есть тема, её нужно просто проработать, обсудить.
В.ПУТИН: Надо это проработать, понимаете, потому что это же не потому, что у нас любят жульничать. Нет, дело совершенно не в этом. Но если закон даёт такую возможность, то почему же ею не воспользоваться?
Для предпринимателя же, кроме всего прочего, очень важна ещё прибыль с предприятия, которое он создаёт. Поэтому сегодня создал на себя, завтра – на Вас, послезавтра – на тёщу, ещё через два года – на шурина. Вот и всё. Вопрос-то ведь в чём? В том, что юридическая техника у нас должна быть отточенной.
В.ГРУЗДЕВ: Это правда.
В.ПУТИН: Должны быть соблюдены и интересы государства, и интересы граждан, в том числе предпринимателей в данном случае. Я не отвергаю это прямо с порога, просто надо продумать всё, понимаете?
В.ГРУЗДЕВ: Владимир Владимирович, наши предложения только для физических лиц. Если в малом предприятии участвует юридическое лицо, то такое предприятие получать льготу не должно. И потом, малые предприятия мы сегодня ограничили порогом. У нас же они ограничены и по выручке и так далее, поэтому не такое большое количество людей, которые, в принципе, пойдут на перерегистрацию.
Третье. Для предприятий, которые созданы впервые, на два года установить ставку по взносам во внебюджетные фонды 14 процентов.
Четвёртое. Предлагаем рассмотреть возможность использовать специальные налоговые режимы для более широкого круга предпринимателей. В частности, повысить размер выручки для предприятий, работающих на «упрощёнке».
Владимир Владимирович, 60 миллионов рублей выручки в год. Это решение было принято в 2007 году, инфляция больше 90 процентов за это время. Пришло время, когда мы должны поднять ставку в два раза, с 60 миллионов рублей в год до 120. Я думаю, что это будет справедливо.
Пятое. Мы прекрасно отдаём себе отчёт в том, что есть риск появления у регионов и муниципалитетов выпадающих доходов. Мы предлагаем передать федеральную часть налога на прибыль на региональный уровень. Эта мера послужит ещё большим стимулом для регионов развивать предпринимательство и позволит им сбалансировать свои бюджеты.
Аналогичную ответственность мы предлагаем установить и для регионов, для того чтобы создать стимулы для муниципалитетов, и предлагаем законодательно закрепить не менее 50 процентов налоговых доходов, получаемых от предприятий, применяющих «упрощёнку», поступать в бюджеты муниципалитетов, что даст устойчивую налоговую базу для муниципалитетов.
Механизмы господдержки не могут и не должны заменять доступ к кредитным ресурсам. Сегодня ставки по кредитам значительно повысились. По факту с учётом комиссий с самой ставки эффективная ставка составляет от 24 до 26 процентов. Мы считаем, что при таких ставках, конечно, рентабельность бизнеса поставлена под сомнение. Бизнес фактически нерентабельный.
Мы предлагаем, первое, для расширения доступа к финансовым ресурсам увеличить максимальный размер микрозайма для предпринимателей до трёх миллионов рублей.
Второе. Финансово-кредитную поддержку малого и среднего бизнеса должен проводить единый институт развития, который объединит в себе все функции действующих учреждений. Я уже об этом говорил и думаю, что если этот институт будет создан в форме акционерного общества, то это будет тоже, наверное, правильное решение.
Третье. Необходима полноценная программа рефинансирования кредитов малому и среднему бизнесу. Я знаю, что есть коллеги-скептики, которые не верят, что это всё сработает. Я – верю. Я думаю, что у нас, в городе-герое Туле и Тульской области, есть десятки примеров бизнеса и предпринимателей, которые готовы реализовывать.
Среди них есть и новички, и те, кто готов работать и расширять свой существующий бизнес, в том числе есть представители из других регионов. Есть кадры, готовые площадки, просчитаны проекты. Даже получены предварительные согласования с банками. Сейчас нужно дать людям глоток воздуха: вот кредиты по подъёмной ставке, налоговые послабления. Уверен, процесс пойдёт.
И в заключение, многоуважаемый Владимир Владимирович, я хочу вернуться к целевым показателям. В любом учебнике бизнеса чётко сказано: должны быть понятные целевые показатели. Минимальная цель, которую мы должны перед собой ставить, – это двукратный рост показателя занятости малого и среднего бизнеса до конца 2020 года (6 лет). У нас есть такая возможность. Задача максимум – это 40 миллионов человек на ту же дату. Тогда мы сможем увеличить вклад этого сектора ВВП страны с 21 процента, который он даёт сейчас, до 45–50 процентов. Нам есть к чему стремиться.
Нам необходимо учиться предпринимать, учиться технологиям, учиться управлять. И отмечу, что отвечать за эти показатели должны Правительство России и главы регионов.
Благодарю за внимание.
В.ПУТИН: Спасибо большое.
Пожалуйста, Министр экономического развития Улюкаев Алексей Валентинович.
А.УЛЮКАЕВ: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Госсовета!
Действительно, вызовы, которые сейчас стоят перед малым и средним бизнесом, а это опора экономики каждой страны, опора экономики России, очень велики. Нам нужно тот разрыв, колоссальный разрыв по доле ВВП, по доле занятости, который есть у России и наших конкурентов, развитых и развивающихся экономик, в короткие сроки закрывать. И это происходит не в самое простое время для развития нашей экономики. И динамика последних лет не самая благоприятная для малого и среднего бизнеса.
Почему так? Видимо, риски работы малого и среднего предпринимателя таковы, что становятся запретительными для его деятельности. Что это за риски? Это риски начала дела, это риски избыточной нагрузки (как налоговой, так и административной), это риски ограниченного спроса на товары и услуги малого и среднего бизнеса и низкая предсказуемость этого спроса, это риски финансовой поддержки. Необходимо эти риски либо снижать, либо разделять с малым и средним бизнесом. И никто, кроме государства, его институтов развития, не в состоянии разделять эти риски.
Что имеется в виду? Уже говорилось о налоговой нагрузке. Здесь немалая работа уже ведётся. И антикризисный план Правительства, и те законодательные инициативы, которые уже разработаны и внесены в Государственную Думу, предполагают снижение предельных ставок по упрощённой системе налогообложения, по налогу на вменённый доход, упрощение доступа к патентной системе.
Мы считаем, что необходимо поддержать предложение рабочей группы Госсовета в части изменения критериев отнесения предельных размеров дохода с 60 до 120 миллионов рублей, а также критериев стоимости имущества малого предпринимателя со 100 до 500 миллионов рублей, что привело бы в соответствие с теми решениями, которые мы уже приняли в части изменения критериев отнесения, соответственно, к микробизнесу, малому бизнесу и среднему бизнесу российских предприятий, и создало бы в части налогообложения такие же условия, какие предполагаются этими критериями.
Важный вопрос – это изменение нагрузки в части регулирования контроля проверок. Владимир Владимирович, Вы об этом сказали уже. Добавлю, что важный аспект – это антимонопольное регулирование. Мы знаем, что зачастую большая тяжесть этого бремени ложится на предприятия малого и среднего бизнеса, которые вряд ли оказывают монопольное влияние на товарные рынки и ограничивают доступ иным производителям вход на эти рынки. В этой связи предлагается установить иммунитеты для предпринимателей, не обладающих значительной рыночной силой, и сократить количество оснований, по которым антимонопольные органы вправе осуществлять внеплановые проверки малых предприятий.
Неотъемлемым условием для легальной работы малого бизнеса, выхода его «из тени» является наличие соответствующего имущества, материальной базы, на которой он может работать. Мы уже семь лет, с 2008 года, как ввели принцип так называемой малой приватизации, по которой предприятия малого и среднего бизнеса имеют преимущественное право приобретения арендуемых ими помещений, которые находятся в государственной либо муниципальной собственности. За это время более 40 тысяч предприятий воспользовались этим правом и стали собственниками арендуемого имущества.
Предлагается распространить во времени этот подход, продлить на ближайшие три года эту, с нашей точки зрения, крайне позитивную практику.
Очень важно поддержать те малые и средние предприятия, которые уже начали работу и имеют потенциал для роста, для того чтобы они смогли повысить свои обороты и увеличить объёмы товаров и услуг, которые производятся. Для этого, собственного говоря, работает государственная программа поддержки малого и среднего бизнеса, о которой уже упоминали.
Благодаря этой поддержке было создано порядка 250 тысяч новых рабочих мест в этой сфере, создано большое количество инфраструктурных объектов и новых бизнесов. И нам кажется, что эта программа должна даже в нынешних непростых бюджетных условиях, безусловно, развиваться в полном объёме.
Очень важно обеспечить гарантированный доступ малых и средних предприятий к инфраструктурным услугам. Вы об этом упомянули. Для того чтобы поставить это на практическую основу, нам необходимо разработать типовой договор о подключении не только к энергосетям, какой у нас уже в течение последних шести лет практикуется, но и о подключении к сетям газовым, тепло- и водоснабжению. Эти типовые договоры могли бы основываться на принципе предоставления предпринимателям права на рассрочку соответствующих платежей.
Очень важное направление – гарантии доступа малых и средних предприятий к государственному заказу. На практике мы второй год уже реализуем в рамках корректировки 44-го закона. И с этого года, с июля, мы приступаем к практике квотирования заказов на работы и услуги для малого бизнеса для государственных компаний, компаний с государственным участием и государственных корпораций.
Это ещё больший объём заказа, порядка 15 триллионов рублей предполагается, 10-процентная прямая квота и ещё плюс 8-процентная косвенная квота через субподрядчиков для этих предприятий. Но необходимо сделать так, чтобы упростить возможности, с одной стороны, для малого бизнеса пользоваться этой льготой, а с другой стороны, гарантировать для заказчиков, для государственных компаний, что они будут иметь дело с качественными поставщиками и не снизят качество получаемых услуг.
В этой связи мы считаем необходимым создать систему подтверждения принадлежности участников закупок к системе малых и средних предприятий. Для этого предлагается создать систему определения статуса субъектов малого и среднего предпринимательства в форме единого реестра. С нашей точки зрения, это можно было бы сделать без больших дополнительных ресурсов посредством межведомственного электронного документооборота на базе тех информационных систем, которые сейчас есть в Федеральной налоговой службе. Этот реестр можно было бы использовать не только для целей государственного заказа или заказа государственных компаний, но для всех иных форм поддержки малого и среднего предпринимательства, для того чтобы избегать двойного счёта, различного рода злоупотреблений.
И в докладе рабочей группы Госсовета, и в наших предложениях содержится немало позиций, которые так или иначе уже отрабатываются на практике. Почему же до сих пор они не были результативными? Потому что во многом у нас не было единого интегратора этой деятельности, она была разобщена, с одной стороны. С другой стороны, каждый раз для малого и среднего бизнеса это дополнительные административные издержки: пока найти, к кому обратиться за поддержкой, оформить соответствующие документы, уходит время, уходят деньги, уходят возможности выхода на рынок.
В этой связи предлагается создать единый интегратор всех форм государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. Имеется в виду объединить те возможности, которые у нас есть, в рамках, во-первых, Банка поддержки малого и среднего предпринимательства, так называемый «МСП Банк», находящийся сейчас в группе ВЭБа, который предоставляет кредиты региональным банкам для целей финансирования проектов малого и среднего предпринимательства.
Во-вторых, Агентство кредитных гарантий, которое ныне предоставляет поручительства и гарантии как региональным гарантийным фондам, так и самим субъектам малого и среднего предпринимательства, с тем чтобы гораздо упростить для малого бизнеса получение кредитной поддержки, снизить ставку кредита для конечного заёмщика, которая сейчас, как справедливо отмечал предыдущий докладчик, находится на запредельной высоте. Это можно сделать без дополнительной капитализации, потому что нынешней капитализации Агентства кредитных гарантий и «МСП Банка» достаточно для этой деятельности.
Кроме того, можно было бы новой структуре, которая выполняла бы функции агентства государственного развития малого и среднего предпринимательства, передать ряд других полномочий. В частности, в рамках определения плановых закупок естественных монополий, государственных компаний и компаний с госучастием, о которых я говорил, в рамках 223-го закона; в части соблюдения тех квот для малого и среднего бизнеса, которые мы устанавливаем и для государственного муниципального заказа, и для заказа упомянутых государственных компаний; в части определения критериев допуска к планам импортозамещения и иным формам государственной поддержки.
С течением времени можно было бы передать и часть функций, которые ныне выполняют государственные органы, в частности Министерство экономического развития, в плане финансирования госпрограммы поддержки малого и среднего предпринимательства, предоставления микрозаймов, грантов, финансирования структур: инновационных парков, технопарков, бизнес-инкубаторов, – которые создаются в субъектах Федерации при софинансировании федерального центра.
С нашей точки зрения, это позволило бы серьёзно снизить совокупные издержки всех этих институтов, упростить доступ малого бизнеса к их услугам и создать общую обстановку позитивного развития. Владимир Владимирович, мы считаем, что имело бы смысл соответствующий указ Президента Российской Федерации подготовить, для того чтобы максимально сфокусировать эту работу на достижении результата. А в дальнейшем потребуются изменения федерального законодательства, но мы готовы соответствующие предложения сформулировать.
В.ПУТИН: Хорошо. Спасибо.
Пожалуйста, президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Калинин Александр Сергеевич.
А.КАЛИНИН: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!
Обсуждаемый сегодня вопрос затрагивает значительную часть общества. В малом бизнесе только официально занято более 18 миллионов человек. Малый бизнес обеспечивает вклад более 20 процентов в валовой продукт страны. Тревогу вызывает тот факт, что в последние годы мы не видим динамичного развития малого и среднего бизнеса, так, как это было в первое десятилетие этого века. И это подтверждает статистика. Более того, были приняты нормативно-правовые акты, направленные на увеличение фискальной и нефискальной нагрузки на малый бизнес, введение дополнительных административных барьеров. Надеемся, что Государственный совет придаст новый импульс для развития малого и среднего предпринимательства России.
В рамках своего выступления остановлюсь на следующих дополнительных вопросах, волнующих малый и средний бизнес.
Во-первых, это упрощение кадрового делопроизводства на микропредприятиях.
В настоящее время в среднем численность работников на микропредприятиях составляет всего три человека. Между тем требования к кадровому делопроизводству, согласно Трудовому кодексу, одинаковы как для крупных, так и для мелких предприятий. Мы предлагаем утвердить на федеральном уровне типовую форму трудового договора для микропредприятий, включающую все аспекты трудовых отношений, а также исключить обязанность для микропредприятий, использующих такую форму, иметь локальные нормативные акты, поскольку эти вопросы будут урегулированы в трудовом договоре.
Второй вопрос – это гуманизация уголовного законодательства. Постановлением Конституционного Суда России статья 159 часть четвёртая Уголовного кодекса «Мошенничество в предпринимательской сфере» признана частично не соответствующей Конституции страны. Она утрачивает силу по истечении шести месяцев со дня провозглашения решения, то есть с 11 июня этого года. Причина – размер ответственности за мошенничество в предпринимательской сфере не может быть ниже, чем за иной вид мошенничества, где предусмотрены гораздо более суровые санкции.
Соответственно, ответственность за мошенничество в предпринимательской сфере может вырасти в два раза. Мы предлагаем снизить размер ответственности «за иные виды мошенничества» до единого уровня с ответственностью по мошенничеству в предпринимательской сфере. Кроме того, предлагаем продолжить работу по дальнейшей гуманизации уголовного законодательства для предпринимательской сферы.
Третий вопрос – это применение контрольно-кассовой техники для расчёта в интернет-магазинах.
Сегодня эта отрасль бурно развивается, прежде всего в малом бизнесе. Но при расчёте пластиковой картой в интернет-магазине продавец обязан сегодня выдать покупателю кассовый чек, что, в принципе, является излишним. В данном случае вполне достаточно было бы выдать накладную, чек, подтверждающий оплату через терминал, и освободить продавца от применения контрольно-кассовой техники. Предлагаем внести изменения в закон, освободив интернет-магазины от обязательного использования контрольно-кассовой техники.
Следующий вопрос касается территорий опережающего развития, прежде всего снижения затрат предпринимателей Дальнего Востока и Крайнего Севера на компенсацию проезда работников. Для граждан, проживающих на Дальнем Востоке и Крайнем Севере, с 2014 года государством установлены дополнительные гарантии. В частности, предусмотрена обязательная компенсация затрат на проезд к месту отдыха и обратно работника, членов его семьи и багажа. Это накладывает дополнительную и существенную нагрузку на предпринимателей Дальнего Востока и Крайнего Севера. Мы предлагаем установить в трудовом законодательстве ограничения по размеру таких компенсаций по аналогии с ограничениями, к примеру, по размеру командировочных расходов.
Пятый вопрос – по крымскому предпринимательству. Проблем у малого бизнеса в Крыму много. Они связаны не только с санкциями, необходимостью привлечения иностранных работников, прежде всего с материковой Украины, но и с непростой адаптацией к российскому законодательству. Мы предлагаем поручить Правительству провести отдельное совещание с предпринимателями по проблемам регулирования деятельности малого и среднего бизнеса в Крыму.
Уважаемые коллеги! По итогам Государственного совета будут даны поручения. Мы предлагаем сделать процесс их реализации максимально открытым, и за день до начала Петербургского международного экономического форума, то есть 17 июня, провести конференцию по тематике малого и среднего бизнеса, обсудить с предпринимателями, регионами, международными экспертами ход исполнения поручений Государственного совета. Столь высокий статус конференции будет способствовать популяризации предпринимательской деятельности и реализации духа и буквы поручений Государственного совета Российской Федерации.
Спасибо за внимание.
В.ПУТИН: Спасибо большое, Александр Сергеевич.
Пожалуйста, Никитин Андрей Сергеевич – Агентство стратегических инициатив.
А.НИКИТИН: Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Государственного совета!
Любой бизнес начинается с малого – с инициативы человека, который берёт на себя ответственность за своё будущее. Поэтому должны быть созданы такие условия, чтобы открытие собственного дела стало нормой для граждан. Мы все понимаем, одно из необходимых условий для роста – это стабильный спрос. На этом вопросе я хотел бы остановиться подробнее.
Уже почти четыре года действует 223-й Федеральный закон о закупках товаров, работ и услуг отдельными видами юридических лиц. Объёмы большие. Только за неполный 2014 год заказчики заключили договоров на 14 триллионов рублей. Но значительный объём закупок – 40 процентов в 2014 году – производится у единственного поставщика.
Также широко используются иные способы, вроде закупок на основе устойчивых хозяйственных связей (хотелось бы понять, что это такое, устойчивые хозяйственные связи) или путём проведения анализа рынка. Так, например, одна из дочерних компаний нашей уважаемой монополии 100 процентов своих закупок делает иными способами. Это происходит потому, что никаких законодательно установленных требований к иным способам не существует.
В отношении ГУПов и МУПов эта проблема стоит особенно остро. Зачастую региональные и муниципальные власти используют их для того, чтобы избежать конкурсных процедур. Недавно в одном из регионов Федеральная антимонопольная служба проверила закупку на развитие портала госуслуг. 143 миллиона рублей получил ГУП как единственный поставщик. Обосновали так: по закону закупка у ГУПа возможна, если у того есть исключительные полномочия. Таких полномочий Федеральная антимонопольная служба, конечно, не обнаружила. И это лишь один из многих примеров.
Участие малого и среднего бизнеса в закупках компаний с госучастием и госкомпаний – это отдельный больной вопрос. Его мы решаем в рамках соответствующей «дорожной карты» национальной предпринимательской инициативы.
Благодаря усилиям Правительства было принято постановление, которое установило долю закупок у малого и среднего бизнеса (18 процентов) и требования к организации торгов. Постановление вступает в силу с 1 июля, но вызывает опасение то, что подготовительная работа началась не везде, не во всех компаниях, а в некоторых компаниях вся активность ведётся формально.
Например, на одном из крупных предприятий в совещательном органе по закупкам у малого и среднего бизнеса целых три человека – председатель, его зам и секретарь, они же – главный бухгалтер, начальник отдела логистики и юрист. Конечно, никаких бизнес-объединений никто туда не позвал. Хотелось бы, чтобы в ближайшее время эта ситуация изменилась.
Это основные вопросы, которые касаются закупок. В связи с этим есть ряд предложений.
Первое. С участием бизнес-сообщества провести анализ исполнения Федерального закона № 223 и внести в него необходимые изменения.
Второе. Не реже раза в год рассматривать на заседаниях советов директоров госкомпаний и компаний с госучастием отчёт о закупках у малого и среднего бизнеса.
Третье. Сосредоточить всю работу по правительственному постановлению в новом институте развития.
И, наконец, четвёртое. Распространить на ГУПы и МУПы действие Федерального закона № 44 в полной мере, а не в виде отдельных исключений.
Что важно? Работа по созданию благоприятных условий для малого и среднего бизнеса необходимо развернуть по всей стране. И роль муниципальных органов власти здесь определяющая. Они ближе к людям и знают, что происходит на их территории. Например, Вяземский район, больше 100 километров от Хабаровска, 23 тысячи жителей и 30 процентов из них – это предприниматели.
В чём секрет успеха? Глава местной администрации, её команда лично обошли каждый двор, лично рассказали о всех имеющихся программах государственной и региональной поддержки. И, как видим, получилось. Таких местных примеров на самом деле немало. Мы вместе с деловыми объединениями и регионами уже начали работу по внедрению лучших практик на муниципальном уровне. Надеюсь, муниципалитетам всей страны будет интересно поучаствовать в этом процессе.
Ещё один момент. Реализация национальной предпринимательской инициативы позволила создать условия для упрощения административных процедур. Теперь необходимо отслеживать, как работают те или иные нормативные акты, и при необходимости совершенствовать правоприменительную практику. На основании предложений бизнеса мы сформулировали, в частности, несколько идей, которые касаются кадастровой оценки имущества. Предлагаем установить более жёсткие требования к отбору исполнителей оценщиков, разработать чёткие методики оценки отдельных видов недвижимого имущества. Это позволит избежать ситуаций несправедливого увеличения платежей для бизнеса.
Уважаемые члены Государственного совета! Нам необходимо увеличить число малых и средних предпринимателей в стране, помочь компаниям вырасти, выйти на глобальные рынки. Может быть, среди тех, кто завтра обратится в «одно окно», которое мы создаём, будет будущий национальный чемпион, которым мы сможем гордиться и сможет гордиться вся страна. Наш опыт показывает, что такие цели достижимы при двух условиях.
Во-первых, если прописана ответственность каждого участника и если регулярно совместно с представителями бизнеса отслеживается динамика. Полагаю, что ситуация в сфере развития малого и среднего бизнеса может стать предметом ежеквартального отчёта на заседаниях инвестиционных советов, которые созданы во всех регионах. На федеральном уровне я предлагаю раз в полгода обсуждать положение дел.
Прошу поддержать предложения, изложенные в докладе рабочей группы. Спасибо за внимание.
В.ПУТИН: Спасибо большое.
Уважаемые коллеги, кто хотел бы что-то добавить? Прошу Вас.
<...>
Уважаемые коллеги!
Хочу вас поблагодарить за активное участие в сегодняшней работе, отметить, что некоторые предложения, которые были высказаны в ходе дискуссии, уже учтены в проекте поручения, но многие, конечно, там отражения не нашли.
Поэтому я прошу и Правительство, и Администрацию Президента над этим внимательно поработать и всё это оформить в том поручении, о котором я сейчас упомянул.
В завершение хотел бы вот что сказать. Я не случайно попросил вас собраться всех сегодня здесь, в Москве, в Кремле, именно по этому вопросу, потому что ситуация такова, что она требует дополнительных энергичных усилий по развитию собственной базы экономики России. Среднее и малое предпринимательство может и должно быть такой собственной базой.
В области малого и среднего предпринимательства есть всё: и торговая деятельность, и производственная, и высокие технологии – всё есть. Это требует нашего особого внимания. Я хочу обратить на это внимание не только Правительства и Администрации, с которыми мы занимаемся этими вопросами постоянно, но хочу обратить на это внимание руководителей регионов Российской Федерации – от вас очень многое зависит.
Мы сейчас говорили, что у нас на федеральном уровне нужно создать ещё дополнительные инструменты и механизмы поддержки, но и на региональном тоже должны быть созданы такие механизмы поддержки малого и среднего предпринимательства. Ещё раз прошу вас самым внимательным образом относиться к тому, что мы обсуждали, и самое главное, внедрять всё, о чём мы с вами договорились, в реальную жизнь, в практику.
Спасибо.