Кому и зачем пришло в голову вернуть в европейскую политику формат Веймарского треугольника? Эта геометрическая фигура, образованная Францией, Германией и Польшей, появилась в 1991 г., будучи логическим продолжением дезинтеграции советского блока. Вскоре, однако, стало очевидно, что собираться вместе незачем - общая всем сторонам треугольника повестка дня отсутствовала. Сходная участь постигла Вышеградскую четвёрку, созданную в то же время в составе Польши, Венгрии, Чехии и Словакии. Интерес к этим дипломатическим забавам постепенно был утрачен.
И вот почти четверть века спустя повод к реанимации Веймарского треугольника дал украинский кризис. Весной 2014 г. министры иностранных дел трех стран собрались в Веймаре, чтобы выработать единую позицию ввиду предстоявших на Украине президентских выборов. Тогда сошлись на осуждении российской «аннексии» Крыма. Потом на протяжении 2014 года о Веймарском формате вспоминали ещё дважды: в сентябре состоялась встреча министров по европейским делам, а в октябре встреча министров иностранных дел.
Наконец, в конце марта сего года в Потсдаме собрались министры обороны стран Веймарского треугольника. По итогам встречи объявлено, что три страны готовы взять на себя руководство единой европейской оборонной политикой. Надо понимать, что эта инициатива идёт в развитие предложения председателя Еврокомиссии Жан-Клода Юнкера о создании европейской армии, что, кстати, нашло живой отклик у министра обороны Германии Урсулы фон дер Ляйен, немедленно подтвердившей готовность немцев такую армию создавать. Идея, впрочем, не нова: она бродила во Франции ещё в середине ХХ века, но тогда создание европейской армии заблокировали Великобритания и Испания.
За встречей министров обороны Веймарского треугольника последовала встреча глав внешнеполитических ведомств, посвященная подготовке к предстоящему саммиту «Восточного партнерства» и, главное, украинскому кризису. Из трёх стран – Германии, Франции, Польши – больше всего в реанимации Веймарского треугольника в связи с украинским вопросом заинтересована Польша, которая, во-первых, имеет свои давние интересы на Украине, во-вторых, выступает проводником там интересов США. Поэтому формат «нормандской четвёрки», где Польши нет, Варшаву не удовлетворяет. Польские лидеры не раз давали это понять, а в Берлине заявляют, что считаются с мнением Варшавы по украинскому вопросу. Не очень понятно, правда, каким образом канцлер Ангела Меркель хочет и польскую точку зрения на украинский кризис учесть, и исходить из того, что безопасность Европы может быть достигнута только совместно с Россией (из заявления Меркель во время её визита в Варшаву в ноябре 2014 г.).
Справедливые слова том, что без России нет безопасности Европы, уже давали повод сравнивать нынешнего канцлера Германии с Отто фон Бисмарком - железным канцлером Второго рейха (он же «неистовый Отто»), объединившим немецкие земли в империю. Однако думать, что период канцлерства Бисмарка был «золотым веком» российско-германских отношений, было бы ошибкой. Конечно, в его письмах к Горчакову есть прочувственно-сентиментальные строки, но их льстивый тон является настолько приторным, что лишь убеждает в неискренности автора. А манёвры Бисмарка во время Берлинского конгресса, способствовавшие тому, что Россию вынудили отказаться от плодов победы над Турцией в войне 1887-1888 годов, только ещё раз это доказывают. Политика Бисмарка по отношению к России была постоянным лавированием в интересах укрепления европейских позиций Германии. В политике, как известно, не бывает благодарности. Так отчего же прусский министр-председатель Бисмарк должен был ощущать себя вечно благодарным России за дипломатическую поддержку Пруссии в деле создания Германской империи? В этом смысле Меркель идёт по стопам Бисмарка – в ней тоже нет благодарности Москве за объединение Германии, которое ведь и воссоединением-то, строго говоря, не было, а было поглощением Восточной Германии Германией Западной.
1 апреля немцы отмечали 200-летний юбилей со дня рождения Отто фон Бисмарка. В публикациях по этому поводу можно было прочитать, что железный канцлер выступал за санкции против России и сдерживал её агрессию в отношении Турции. В таком освещении Ангела Меркель предстала чуть ли не преемницей славных имперских традиций Второго рейха.
Хотя в действительности между политикой двух канцлеров куда больше отличий, чем сходства. Внешнюю политику Бисмарка называли «жонглированием пятью европейскими мячами» - Австрией, Россией, Великобританией, Францией и Германией. Колебания же Меркель между «нормандской четверкой» и Веймарским треугольником меньше всего напоминают жонглирование. Скорее, они говорят о неспособности избрать самостоятельный курс и твёрдо следовать ему. Да и «мячи» в современной Европе слишком разные по весу. К тому же Германия сама остаётся «мячом» в руках заокеанского жонглёра.