Сергей Лавров: результат в Лозанне вполне достижим
Иран и «шестерка» готовятся подписать документ о политических рамках будущего соглашения
Как сообщил министр иностранных дел России Сергей Лавров в ночь на 1 апреля, стороны «достигли договоренности по всем ключевым аспектам». И добавил, что «до конца июня эксперты будут дорабатывать детали». «Дьявол, как известно, в деталях, но результат вполне достижим», - сказал министр.
«Вся концепция, которая легла в основу этой работы, базируется на той позиции, которую выдвинул президент РФ Владимир Путин несколько лет назад, призвав решать проблему ядерной программы Ирана на основе безусловного права этой страны на мирную ядерную программу, включая обогащение урана, при постановке всей этой программы под надежный контроль МАГАТЭ и при снятии всех санкций, которые были введены против Ирана», - подчеркнул С. Лавров.
Он также сообщил, что проект договоренности Ирана и «шестерки» включает в себя «меры верификации исключительно мирного характера ядерной программы по линии МАГАТЭ» и «развернутые предложения по снятию санкций».
Тегеран в ходе переговоров пытался добиться гарантий того, что, в случае «урезания» его ядерной программы, страны ЕС и США снимут санкции, запрещающие покупку иранской нефти и блокирующие зарубежные активы страны.
В США запрещено иметь торговые отношения - прямые или косвенные - с компаниями, связанными с нефтяной отраслью Тегерана, а также частными лицами, которые обслуживают интересы этих компаний. Более того, компаниям США запрещено инвестировать в нефтегазовую отрасль Ирана. Жестким санкциям могут быть подвергнуты и финансовые учреждения, которые проводят операции для «Национальной иранской нефтяной компании» и ее дочернего предприятия «Нафтиран интертрейд компани». Компании и частные лица, которые нарушат режим санкций, могут быть оштрафованы на крупную сумму, их активы могут быть заморожены, есть даже риск оказаться в «черном списке» и быть лишенными доступа к финансовой системе США.
Односторонние санкции США против Тегерана были введены еще при президенте Билле Клинтоне в 1995 году, и с тех пор постоянно продлеваются. В Вашингтоне и сегодня существует большая группа влиятельных политиков, выступающих против снятия санкций.
Страны Евросоюза также ввели аналогичные санкции, запрещающие торговлю с компаниями нефтяного сектора Ирана. Эта мера включает в себя запрет на какие-либо операции со всем энергетическим сектором страны или правительственными учреждениями. Санкции ЕС также включают в себя запрет на импорт, приобретение и транспортировку иранского газа, оказание помощи в строительстве нефтяных танкеров, а также предоставление Ирану судов для хранения нефти и нефтепродуктов.
США и ЕС запретили Международной группе ассоциаций по защите интересов и взаимному страхованию судовладельцев, контролирующей 95 процентов мирового рынка страхования морских перевозок, заключать перестраховочные соглашения на суда, осуществляющие поставки нефти из Ирана.
На нынешний момент остается неясным, каким образом будет решен вопрос об отмене санкций, а также о процедуре их повторного введения, если выяснится, что Иран нарушает соглашение. По данным американской «Уолл-стрит джорнэл», США и их европейские партнеры убеждали Россию одобрить механизм, который позволит быстро возобновить санкции Совета Безопасности ООН, если Тегеран будет уличен в нарушениях ядерной договоренности. Кроме того, на Западе предполагают, что в случае заключения соглашения санкции с Ирана будут сниматься поэтапно, а вот ограничения на поставки в страну материалов, имеющих отношение к ядерной сфере, сохранятся в течение многих лет.
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, профессор Владимир Сажин напоминает, что «такого прогресса, как сейчас, не было за все последнее время. И та, и другая стороны пошли на определенные компромиссы».
Эксперт приводит конкретный пример, говоря о том, что у Ирана сейчас около 9500 действующих центрифуг, которые вырабатывают обогащенный уран. «Первоначально американцы говорили, что Иран может сохранить только 1500, французы вообще настаивали на нескольких сотнях, - поясняет В. Сажин. - Теперь стороны пришли к согласию, что у Ирана будет от 6000 до 6500 центрифуг. До этого Тегеран настаивал на замораживании нынешнего числа – то есть просто на неувеличении количества центрифуг. Так что очевидно: и Иран, и «шестерка» сделали встречные шаги».
Санкции, которые ввели США вместе с Европой против Ирана, сильно сказались на экономике страны, добавляет он: «Были введены санкции, ограничивающие закупки нефти, запрет на банковские операции - Иран был исключен из системы СВИФТ - и был установлен запрет на страхование торговых судов. А никакой танкер не повезет нефть без страховки. За год в результате экономика просто упала».
Как добавляют некоторые российские эксперты, Вашингтон заинтересован в заключении договоренностей: снятие санкций означает, что Иран может увеличить добычу нефти примерно на 500 тысяч баррелей в день в срок от трех до шести месяцев в случае снятия санкций, и еще на 700 тысяч баррелей в течение еще одного года. Так Барак Обама хочет получить рычаг для давления на Россию, нефть стала дешеветь уже на фоне переговоров в Лозанне. Источник: stoletie.ru.
Рейтинг публикации:
|