Разворачивающаяся трагедия НАТО и России
В 1984 году мы — шведская группа из международного движения Врачи мира за предотвращение ядерной войны (ВМПЯВ), встретилась с норвежским генералом Тонне Хутфельдтом, занимавший в то время пост начальника объединённого штаба НАТО.
«Генерал Хутфельдт», спросили мы, «когда вы работаете над военными сценариями в штаб-квартире НАТО, рассматриваете возможность ядерной войны и просчитываете её вероятные последствия, вам не становится страшно?»
«О, нет, никогда», ответил он. «Русские также рациональны, как и мы. Они никогда не позволят себе зайти слишком далеко. Мне никогда не бывает страшно«.
Однако нам было страшно. И сейчас страшно. В 1984 году генерал был не в курсе, что в 1983 году мы дважды стояли на пороге мировой ядерной войны. В первый раз это был так называемый «инцидент Петрова», а во второй — недоразумение с учениями НАТО под названием «Able Archer» («Опытный лучник»).
Мы также спросили генерала: Что произойдёт, если мир будет нарушен? Что произойдёт с НАТО, если Советский Союза распадётся, и Варшавский договор перестанет действовать? Он заверил нас, что НАТО продолжит существование. НАТО — организация большой гибкости, она найдёт себе применение, даже если первоначальные её цели станут неактуальны.
Мы не понимали. Мы не верили. Но здесь генерал Хутвельдт был прав: НАТО вечно!
Дальнейшее развитие
В 1991 году Советский Союз развалился, и Варшавский договор прекратил действовать. Казалось, вот он — долгожданный мир!
Блок НАТО потерял изначальный смысл, но продолжал существовать и искать новые цели, как и говорил генерал. Уже в 1997 году Польша, Чехия и Венгрия получили приглашение присоединиться к альянсу. Этим было нарушено обещание российским лидерам, что ни одна страна бывшего Варшавского договора не станет членом НАТО. Но как НАТО мог сказать «нет» странам, приводило свой главный аргумент руководство альянса, которые так сильно пострадали от репрессий бывшего Советского Союза? Они требовали защиты и не видели альтернативы НАТО.
Партнёрство во имя мира и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе могли развиться в авторитетные альянсы, работающие на благо взаимной безопасности. Однако эта цель никогда даже не ставилась. Вместо этого НАТО пригласил в свои ряды страны Восточной Европы и расширился от 16 до 28 стран-членов.
Немногие авторитетные аналитики предупреждали об опасности такой политики. Одним из них был американский дипломат, политолог и историк Джордж Кеннан. Он хорошо понимал, какими Россия видела свои отношения с Европой и США.
«Я думаю, расширение НАТО — это путь к новой холодной войне», говорил он. «Русские будут реагировать на расширение с нарастающим негативом и это повлияет на их политику. Я думаю, это трагическая ошибка».
НАТО уже приблизился вплотную к российским границам. Запад поддержал «революции» разных цветов в нескольких соседних с Россией странах. Путин, встревоженный, что эти демократические движения используют подобную тактику в России, занялся укреплением своих позиций.
Президента Грузии Саакашвили Запад поощрял начать войну, связанную со стремлением к независимости Южной Осетии и Абхазии. Однако война была быстро прекращена восстановившими силы российскими войсками.
Опасения Путина на этом не прекратились. Тогда Украина и Грузия получили приглашения стать постоянными членами Евросоюза и НАТО. Путин использовал шанс, чтобы завоевать ещё большую поддержку внутри страны и присоединил Крым (шаг, который просчитывали многие эксперты, но только не чиновники НАТО) и поддержал движение пророссийских ополченцев на Украине.
Ближайшее будущее
Мир установлен, но кажется очень хрупким. Войска разведены, хотя конфликт продолжит кипеть ещё не один год.
Между тем США и его союзники недовольны: «Не стоит пытаться вести переговоры с русским медведем, он понимает только хлыст!»
Финляндию и Швецию удалось убедить вступить в НАТО. Украина и Грузия, скорее всего, будут рады присоединиться к альянсу. Напряжение будет нарастать, а оппозиция и быстро нищающая страна могут подвигнуть Путина ввязаться в международный конфликт. Для этого всегда есть Украина и русскоязычные меньшинства в странах бывшего Советского Союза.
Разрастание конфликта предопределено?
В древнегреческой трагедии финал всегда предопределён исходными условиями. Король мог совершить непростительную ошибку, последствий которой для него самого и для его двора было уже не избежать. Шаг следовал за шагом, и каждый из них был определён судьбой. У персонажей почти нет выбора, учитывая их природу и их восприятие ситуации. В конце Судьба погребает под собой короля и всех его приближённых.
Фатальная ошибка короля часто совершается вследствие его собственного высокомерия, фанатичной веры в то, что именно он управляет миром, независимо от законов и воли богов. В древнегреческой трагедии король и его приближённые пожинают разрушительные плоды этого изначального греха (надменности и спеси) и погибают.
По моему мнению, основанному на моих встречах с генералом Хутфелдтом и другими натовскими чиновниками на протяжении много лет, НАТО также заражено опасным вирусом высокомерия. Кроме того, эти люди грешат неспособностью (или нежеланием) посмотреть на ситуацию с точки зрения своих оппонентов. Вследствие этого, изначальные условия неизбежно должны были развиться до той ситуации, которую мы сейчас видим, как и говорил Джордж Кеннан.
У нынешних правителей в руках находится такое оружие, которое древним грекам даже не снилось. Оно может уничтожить мир быстрее любых богов.
Станет ли высокомерие и самонадеянность обеих сторон причиной нашего общего Конца?
Иногда боги проявляют к смертным милосердие. Может, боги смилостивятся и на этот раз, и остановят наших правителей в их безумии?
Автор: Гуннар Вестберг — сопрезидент движения Врачи мира за предотвращение ядерной войны
Источник перевод для MixedNews — Полина Шелест Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Публицист
публикаций 0
комментариев 1235
Рейтинг поста:
Не знаю, как насчёт греческих трагедий, их пафосом всё-таки не является обличение "надменности и спеси". Но в классической русской литературе есть интересный образ, кажется, удачно иллюстрирующий притязание современного "гегемона" на управление миром.
У Льва Толстого есть занятное рассуждение о Наполеоне, как о человеке, который едет в карете и держит вожжи, прикреплённые к передней стенке этой кареты, пребывая в совершенной уверенности, что он управляет лошадьми.