События в Йемене интересуют наших читателей, и это, разумеется, объяснимо. Ситуация там раскаляется очень быстро, хотя она и раньше была довольно горячей.
Нужно сказать, что, в каком-то смысле, сейчас началась ранее отложенная война между Саудовской Аравией и Ираном на территории Йемена. Стороны шли к этому много лет. И начал первым совсем даже не Иран.
Как мы знаем, в новейшей истории первым выступила за военные действия против Ирана именно Саудовская Аравия, и для этого даже разрушила Сирию, убив много ни в чем неповинных людей. Но Сирии помогал не только Иран, но и Россия, а, значит, в этом случае у Саудовской Аравии нет шансов победить в Сирии, и таким образом открыть дорогу США и Израилю для войны против Ирана. Сирия стоит на пути в Иран и на пути интересов Саудовской Аравии. Отсюда, в общем-то, все неприятности Асада.
Если говорить о странах-противниках, то это две очень мощные страны на мусульманском Востоке, но они населены разными народами, исповедующими схожие направления одной религии, что, в общем-то, и вызывает внутривидовую борьбу. Вот эта религиозная борьба, обросшая вторичными противоречиями, теперь выплеснулась уже в Йемен. Здесь все разовьется в полной мере. Вспышки насилия были и в самих странах, но там с ними быстро справлялись. Здесь же, сейчас открылась большое поле для охоты. Каковы, все же, силы партнеров и победные предпочтения? Давайте рассмотрим этот вопрос.
Иран населен персами. Это традиционно сильные, духовитые мусульмане, которые хорошо известны в мире своим неуступчивым норовом. Само слово персы происходит от индоиранского parśṷ(a) — буквально «бокастый», то есть, «крепкого телосложения», «богатырь». Как видите, слава о них шла впереди них. Кстати говоря, неуступчивые пуштуны — это кровные братья персов. Кажется, мы достаточно охарактеризовали Иран, нужно лишь добавить, что к неуступчивости в комплект идет большая толика восточной мудрости и хитрости. Умение маневрировать, не унижаясь, и уступать, не отступая, в полной мере характеризует иранскую внешнюю политику и делает Иран очень грозным и, можно сказать, искусным, хотя и плохо вооруженным противником.
Саудовская Аравия — это, вообще-то, качающийся бублик на гвоздике (вспомните «Кавказскую пленницу»), который может упасть вообще в любую минуту, скажем, на голову США. Я знаю, что очень много людей со мной не согласятся, и такая точка зрения, возможно, выглядит радикальной, но мы оцениваем Саудовскую Аравию именно так.
Во-первых, количество нефти у Саудовской Аравии становится все меньше, и власти вообще эти данные засекретили. А вот бюджет формируют доходы от нефти на 95%. Саудовская Аравия — это абсолютная монархия, сколько бы не говорили о приближенных к монархам западных менеджерах, которые всем управляют. Как и каждая монархия, саудовская приходит в упадок. Как скоро случится «падение бублика», сказать трудно, но если Иран продолжит противодействие, то процесс этот заметно ускорится. Усилия Саудовской Аравии по давлению на Россию (все помнят историю с визитами в Москву принца Бандара) закончились никак и ничем. Сама Саудовская Аравия (СА) уже какое-то значительное время страдает от охлаждений отношений с США. Ранее СА получала самое современное оружие от США, включая новейшие самолеты, по первому требованию и за огромные деньги. Теперь США не спешат выполнять заказы на поставки новых типов вооружений и запчастей к ранее купленным. США как бы раздумывают каждый раз, давать или не давать заказанное. В добавок ко всему, США хотят уйти из Персидского залива. Это значительно ослабит решимость Саудовской Аравии. Вообще говоря, если главное оружие иранцев — это боевой дух, то оружие саудовцев — нечто и деньги. Дух саудовцев значительно слабее, практически в разы.
Нужно отдавать себе отчет, что хорошее вооружение делает саудовцев сильными, но как только начнет отказывать оружие и техника, саудовцы окажутся полностью в руках США. У иранских боевиков, которые проникают на территорию СА, таких слабых мест, разумеется, нет.
Так что, в каком-то смысле, шансы бойцов ИРИ гораздо выше. Возвращаясь к ситуации в Йемене, и противостоянию на территории этого государства, нужно отметить, что Иран, например, не поддерживающий действия ИГИЛа на своей территории, готов сотрудничать с ним, да и вообще с кем угодно, против Саудовской Аравии.
Нужно отметить, что для противостояния с Ираном у ИГИЛа меньше шансов, чем, скажем, для противостояния с СА. ИГИЛ не может закрепиться на территории Ирана, так что, пока это будут «операции из-за границы». Согласитесь, так противостояние не выиграть. Распространению идей и борьбы ИГИЛа на территорию Ирана мешает все та же религиозная рознь. Так например, большинство суннитов в Иране сторонники шафиитского мазхаба, который, возможно, самый близкий к шиитам из всех 5-ти суннитских мазхабов. Имеется ввиду ханафиты, маликиты, ханбалиты, захириты (почти полностью исчезли). Наиболее распространенный у шиитов мазхаб — джафаритский. Мазхаб — это школа шариатского права в исламе.
Так вот, шафиитский мазхаб не обещает переселения в рай в случае убийства шиитов. Таким образом, страсти здесь особо не пылают, но и любви особой, конечно, тоже нет.
Вообще нужно сказать, что возрастание религиозной борьбы с неверными в регионе все же пошло из Ирана. Идея иранской исламской революции, произошедшей в 1979 году, распространяется именно с тех пор. Смысл настоящей религиозной борьбы в том, чтобы победить во внутривидовой борьбе и затем перейти в религиозную борьбу между видами (религиями), и, в конце концов, в классовую борьбу с доминирующим западным обществом. Разумеется, Саудовская Аравия этого сделать не может, потому что она катастрофически зависит от Запада. Если бы Запад вдруг отказался от саудовских углеводородов, то Саудовская Аравия превратилась бы в пустыню с небоскребами и верблюжьим колючками. Тем, кто совершает хадж в Мекку и Медину, колючки не помеха, значит, религию экономический упадок не затрагивает, а в этом случае, и беспокоиться нечего. Так может показаться тем, кто видит Саудовскую Аравию, как страну двух мечетей. И им абсолютно наплевать на самодержцев, которые до сих пор усиживали на своем троне лишь благодаря Западу. Теперь эта поддержка сходит на нет.
Понимая идущую на них беду, саудовцы хотят встретить ее за околицей, и потому начали бомбардировки Йемена, разумеется, без всякой резолюции СБ ООН. Саудитам показалось, что достаточно одобрения региональных арабских государств, что, конечно же, является вопиющим нарушением. Так можно сказать, Россия могла бы принять решение о бомбардировке Киева за свержение Януковича, ведь и в том и другом случае смещение главы государства произошло насильственным путем.
Если говорить о главной действующей силе в противостоянии в Йемене, то это, конечно же, воинствующие хуситы, практикующие зейдитский мазхаб. Так вот, вся штука в том, что именно эти люди, являются идеальными для победы в религиозных войнах. Все дело в том, что хуситы — это мусульмане-шииты, но Зейдитский мазхаб гораздо ближе к суннитам и, главное, они в Йемене местные. То есть, эти люди везде свои, насколько это вообще может быть так. Это, без сомнения, угроза и Йемену и Саудовской Аравии.
Вообще, Зейдитский мазхаб — это не просто какие-то себе банды пустынных кочевников. Эпонимом этого мазхаба считается ведущий свои корни от пророка Мухаммада, и являвшимся членом его семьи, Зейд ибн Али. Его отец был очень образованным человеком своего времени, чтивший фикс (аналог юриспруденции) и хорошо знавший хадисы (предание о словах и действиях пророка Мухаммада, затрагивающее разнообразные религиозно-правовые стороны жизни).
Разумеется, нынешние сторонники Зейдитского мазхаба не столь чисты в мыслях, но они куда духовно чище загнивших саудитов. Саудиты, хотя может пока это еще многим и не видно, но «сохнущая ветвь саудовской акации». В надежде затянуть конец истории своей династии, саудовцы устраивают войны и подавляют протестное движение в своей стране. Сколько продлится политическая агония, будет во многом определяться экономическим благополучием в стране, а это, извините, уже зависит не от «проклятых королей». Так что, судьба Саудовской Аравии решается за ее пределами, возможно, на полях сражений сегодня в Йемене.
Избалованным саудовцам будет очень непросто выбраться из йеменской ямы, по сути, гладиаторской клетки. Возможна, эта яма станет для саудовской династии могилой.
* * *
Коммент от человека «в теме» с другого ресурса, где я разместил статью:
Tovbot Март 27, 2015 в 14:47
Немного уточню.
Зейдиты это действительно довольно особая ветвь шиитского ислама — большей частью суннитских богословов зейдиты признаются мусульманами по причине того, что они не верят в скрытого имама, в отличие от остальных шиитов. По этой же причине для шиитов имамитов они не являются сто процентов своими, поэтому при необходимости Иран может кинуть хуситов не сильно покривив душой.
Собственно вера в скрытого имама это основное религиозное отличие шиитов и суннитов, остальные различия лежат в основном в области исламского права.
Утверждение, что шафииты близки к шиитам не корректно. Это непересекающиеся понятие. Мазхаб — это не религиозное течение, это не более чем правовая школа в исламе. Тут возможно спутали с суфиями. Дело в том что у нас на Кавказе традиционный ислам как раз суфийского толка, при этом на Северном Кавказе распространен именно шафиитский мазхаб.
Поэтому наверное автор и связал именно мазхаб, тогда как все дело именно в суфизме. Именно в суфизме есть институт шейхов, учителей, чей авторитет крайне высок и которые являются посредниками в деле передачи знаний о религии остальным людям. Именно в суфизме есть традиция обращения с просьбами о заступничестве к мертвым праведникам. Оба эти момента перекликаются с шиизмом, хотя у шиитов они принимают гораздо более серьезные формы.
Оригинал статьи Источник: http://contrpost.com/.
Рейтинг публикации:
|