Федор Лукьянов о том, что действительно поможет выйти из международного кризиса
Ф.А. Лукьянов - главный редактор журнала «Россия в глобальной политике». Выпускник филологического факультета МГУ, с 1990 года – журналист-международник, работал на Международном московском радио, в газетах "Сегодня", "Время МН", "Время новостей". Председатель Президиума Совета по внешней и оборонной политике России.
Резюме: Противостояние двух миллиардеров, облеченных государственными постами, – президента Украины и губернатора Днепропетровской области – продемонстрировало, что трансформация страны вступила в новый этап.
Противостояние двух миллиардеров, облеченных государственными постами, – президента Украины и губернатора Днепропетровской области – продемонстрировало, что трансформация страны вступила в новый этап. Установление единоначалия, как минимум монополии на применение силы, необходимо для налаживания административной машины. Параллельно суверенный рейтинг Украины стремится вниз, и вероятно, что дальнейшее национально-государственное строительство продолжится в состоянии дефолта.
Украина – наиболее яркое проявление феномена, наблюдаемого практически по всему постсоветскому пространству: провалившийся транзит, неспособность обеспечить устойчивое развитие стран, образовавшихся на территории бывшего СССР.
Это означает, во-первых, гарантированные дальнейшие потрясения, во-вторых, продолжение внешней конкуренции за все эти территории и попыток разделить наследие распавшегося Советского Союза.
Каждый следующий эпизод масштабнее и опаснее предыдущего – достаточно сравнить грузинский кризис 2008 года с нынешним украинским.
Можно ли выйти из этого заколдованного круга? Основные действующие лица – Россия, Европейский союз, США, – что бы они ни заявляли, рассматривают ситуацию как «игру с нулевой суммой». Москва твердо нацелена на то, чтобы любой ценой не позволить Западу и дальше распространять влияние на бывшие союзные республики. Брюссель и европейские столицы утверждают, что не осуществляют экспансию (подобные категории противоречат принятому в ЕС самоописанию), но на деле происходит именно это.
Евросоюз не идет на компромиссы по нормативно-правовой базе взаимодействия со странами постсоветской периферии, настаивая на применении своих норм. Соединенные Штаты рассматривают бывшее советское пространство сквозь стратегическую призму, отсюда постоянное возвращение к идее расширения НАТО или, по крайней мере, использование перспективы членства в альянсе как политического инструмента.
В теории страны, которые становятся объектами конкуренции, могут извлекать выгоду, играя на противоречиях. Для этого, однако, нужны по-настоящему крупные государственные деятели масштаба скончавшегося на днях Ли Куан Ю. Если же сложные партии принимаются разыгрывать руководители калибра Виктора Януковича, это разрушительно для их государств.
Если конкуренция становится опасной, крупные державы склонны «зафиксировать прибыль», заключить текущую сделку, чтобы «переварить» приобретенное и начать новый раунд соперничества. Отсюда популярная среди дипломатов идея о новом издании Хельсинкского процесса, тем более что в этом году Заключительному акту исполняется 40 лет. Но тогдашний успех повторить невозможно, поскольку Хельсинкские принципы, которые и сегодня никто не оспаривает, опирались на существовавший в то время баланс сил и согласие сторон о сферах влияния в Европе.
В 2015 году формализованные сферы влияния не в чести, западные страны гневно отвергает саму эту идею, и это объяснимо.
Запад не считает Россию настолько сильной, а в перспективе и устойчивой, чтобы с ней было нужно вступать в серьезные переговоры.
Здесь возникает уже российская проблема, которая вполне в рамках упомянутого заколдованного круга. Россия не избежала той же беды – четверть века переходного периода привели в концептуальный тупик. Российский путь, естественно, отличался от траектории остальных постсоветских стран, прежде всего тем, что России как раз не надо было метаться между конкурирующими за нее центрами силы. Впрочем, внешнюю борьбу мы успешно заменили внутренней – бесконечным спором русских между собой о цивилизационной принадлежности и экзистенциальном выборе.
В результате, как ни парадоксально, Россия оказалась в ситуации государств-соседей – тема «выбора» между Европой и Азией обсуждается теперь во вполне практическом ключе.
Более того, в любой западной дискуссии об этом говорят постоянно, приходя к выводу, что Россия, мол, сделала заведомо проигрышную ставку на Пекин, и это приведет ее к статусу подчиненного партнера растущего китайского дракона.
Иными словами, идея о том, что надо, в конце концов, выбрать, с кем строить будущее, – характерная особенность западной политической культуры (Россия в этом смысле – ее неотъемлемая часть), и в ней заведомо заложен конфликт.
Вероятность развития событий по этому сценарию, к сожалению, высока. При этом очевидно, что постсоветскому пространству нужна другая модель взаимоотношений, которая не ставила бы государства перед эфемерным и деструктивным «выбором будущего», а обеспечивала бы ресурсы для развития.
Символично, что инициатива председателя КНР Си Цзиньпиня об Экономическом поясе Шелкового пути была обнародована как раз в то время (осень 2013-го), когда Россия и ЕС приближались к кульминации противостояния за Украину. Китай руководствуется противоположным подходом – демонстративно дистанцируется от всякой конкуренции, предлагая проект (масштабные инвестиции в инфраструктуру), который не отрицает, а «огибает» все остальные, а при возможности готов их и впитать в себя.
Тем более что по масштабу ресурсов, которые Пекин способен предоставить, соперничать с ним не может никто. Иными словами, остальные игроки (Россия, Евросоюз, США) действуют в Евразии прежде всего политическими инструментами, что провоцирует рост трений. Китай же предлагает «живые деньги», остро необходимые для развития всех стран вдоль Шелкового пути (от Центральной Азии через Каспийский регион в Восточную и Южную Европу), и политическую индифферентность.
Само собой разумеется, Пекин руководствуется не соображениями благотворительности, а четко формулируемыми национальными приоритетами. И ни один юань не будет вложен без понимания того, какую отдачу он принесет. Однако сами страны получат импульс, который при разумном подходе смогут развивать уже сами либо привлекая других партнеров.
Речь здесь не собственно о Китае, а о смещении акцента на развитие.
Возвращение к Хельсинкскому процессу, о котором много говорят сейчас в Европе, само по себе ничего нового не принесет, только обострит и без того имеющиеся противоречия. Если уж обращаться к тому периоду как модели, то нужно качественное ее переосмысление.
Во-первых, вопросы европейской безопасности сегодня бессмысленно обсуждать в географических рамках Европы. Теперь в игре как минимум вся Евразия, слишком уж все взаимосвязано, а значит, круг участников должен быть другим. Формальный шаг, кстати, сделан два года назад – членом ОБСЕ стала Монголия, так что в принципе сдвиг на восток уже начался, хотя пока и без намерения кардинально изменить повестку дня.
Во-вторых, из «меню» Хельсинкского процесса (а оно было разделено на три «корзины» – военно-политическая, социально-экономическая, гуманитарная) постсоветскому пространству в частности и всей Евразии в целом прежде всего нужна вторая. Две другие «солировали» в предшествующие эпохи. Первая – в годы собственно «холодной войны», именно она и обеспечивала устойчивость взаимоотношений. Третья – в 1990-е и 2000-е годы, когда считалось, что вопросы безопасности и экономического роста фактически ушли другим организациям (НАТО и ЕС), а ОБСЕ должна стать «ведомством по демократии». И то и другое сегодня провоцирует конфронтацию.
А вот с идеей устойчивого развития в качестве главной философии Евразии поспорить невозможно, как в свое время невозможно было оспаривать десять Хельсинкских принципов. Но для этого действительно нужно переключить сознание со снова вошедшего в моду духа «холодной войны» на совсем другой регистр.
Пётр Порошенко «чистит» ряды власти и укрепляет силовые структуры
Президент Украины Пётр Порошенко подписал закон, согласно которому численность украинской армии увеличивается до 250 тысяч человек для «отпора вооружённой агрессии и ликвидации вооружённого конфликта».
Согласно тексту подписанного закона увеличение численности вооружённых сил Украины «обеспечит своевременное развёртывание определённой группировки войск (сил) для сдерживания, отпора вооружённой агрессии и ликвидации (локализации, нейтрализации) вооружённого конфликта». Таким образом, власти в Киеве развеяли любые сомнения относительно дальнейших своих планов на юго-востоке страны.
Если на начало 2014 года, т.е. до переворота в Киеве, штатная численность ВСУ составляла около 168 тысяч человек, в том числе около 125 тысяч военнослужащих, то в конце 2014 года, уже при Порошенко, она была увеличена до 232 тысяч. Теперь же общая численность ВСУ составит 250 тысяч, из них 204 тысячи — военнослужащие. Как ранее сообщал министр обороны Украины Степан Полторак, в текущем году в состав сухопутных войск дополнительно войдут 6 механизированных бригад, горно-пехотный полк, 3 артиллерийские бригады и 2 бригады армейской авиации.
В рамках принятого закона президент Украины также предложил увеличить численность государственной пограничной службы страны на 3 тысячи человек — до 53 тысяч (в том числе 45 тыс. военнослужащих). Как отмечается в пояснительной записке к внесённому на рассмотрение документу, эта мера «позволит повысить надёжность охраны разграничительной линии» на востоке Украины «с последующим выходом и развёртыванием новых органов пограничной службы на временно неконтролируемой государственной границе Украины». В то же время штатная численность службы безопасности Украины уменьшат до 27 тыс. человек (сейчас — 31 тыс.).
Увеличение численности силовых структур планируется за счёт и без того дефицитного бюджета на 2015 год, а также путём привлечения дополнительного госфинансирования (из кредитов МВФ?). Между тем уже сегодня на питание военнослужащих при их нынешней численности не хватает почти 30 млн. долларов. Это признала директор департамента государственных закупок и поставок матресурсов минобороны Нелли Стельмах.
Однако 25 марта главная новость пришла не из военной сферы. Основным событием стала отставка губернатора Днепропетровской области Игоря Коломойского. Как отмечается на сайте главы украинского государства, «президент Украины Пётр Порошенко удовлетворил просьбу Игоря Коломойского об отставке с должности Днепропетровской областной государственной администрации». Соответствующий указ глава государства подписал во время встречи с губернатором.
Киевские власти, следуя самоубийственной логике, продолжают цепляться за силовую операцию на Донбассе.
Отстранение от власти одного из наиболее влиятельных украинских олигархов и предшествующий этому конфликт интересов в нефтяной отрасли породили множество версий. Однако вся эта история свидетельствует прежде всего о продолжающемся тяжелейшем кризисе украинской власти и провале навязанного Западом политического курса киевских властей. Такое мнение высказал глава Комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Слуцкий.
При таком развитии ситуации Украину могут ждать новые потрясения и народные волнения, но уже не под прикрытием европейских ценностей, а в угоду интересам тех или иных финансовых групп. При том, что, по словам Слуцкого, «всё это происходит на фоне глубочайшего экономического кризиса в стране, стремительной девальвации гривны и неспособности государства выполнять свои социальные обязательства».
Не менее громким скандалом в Киеве стал арест прямо на заседании правительства руководителя госслужбы по чрезвычайным ситуациям Сергея Бочковского и его первого заместителя. На заседании правительства им зачитали обвинение, надели на них наручники и вывели из зала. По данным правоохранительных органов, руководство украинского МЧС организовало коррупционную схему тендерной закупки горюче-смазочных материалов у ряда компаний, в том числе «ЛУКОЙЛа», по завышенным ценам. При этом госзакупки осуществлялись через частные компании, которые перечисляли деньги на остров Джерси, а оттуда на счета компаний украинских «спасателей». Премьер-министр Арсений Яценюк также сообщил, что кабинет министров отстраняет от выполнения обязанностей руководство управлений украинского МЧС во всех областях страны.
Громкие скандалы в Киеве, по сути, — проявление «борьбы кланов» на Украине. Так считает первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Франц Клинцевич. Не случайно, по его словам, конфликт между Порошенко и Коломойским совпал по времени с некоторыми успехами в реализации Минских договорённостей. «Война до поры до времени скрывала противоречия между основными игроками на украинской политической сцене. Никаких других общих интересов у них просто нет», — заключил российский парламентарий.
О резком падении доверия к власти среди населения Украины свидетельствуют результаты недавнего опроса, проведённого Центром Разумкова среди украинских граждан. По данным соцопроса, рейтинги партий недавних героев майдана Яценюка, Тимошенко и Ляшко упали до непроходных в парламент Украины. И только три партии — «Блок Петра Порошенко», «Самопомощь» и Оппозиционный блок — смогли бы с трудом преодолеть 5-процентный барьер в парламент Украины, если бы выборы состоялись сейчас.
Снижение рейтинга премьер-министра Украины Арсения Яценюка и отсутствие реальных реформ в условиях бедственного социально-экономического положения страны создаёт объективные факторы для переформатирования власти. Об этом говорится в аналитическом вестнике Международного центра перспективных исследований Inside Ukraine.
Примечательно, что одним из претендентов на пост премьера в экспертном сообществе называют нынешнего министра финансов Наталию Яресько, родившуюся в американском штате Иллинойс в 1965 году. Биография у неё примечательная: сотрудник «советского отдела» Государственного департамента США, руководитель экономического отдела американского посольства на Украине, затем работа в западных инвестиционных компаниях, обогащающихся на просторах СНГ. Украинское гражданство миссис Яресько обрела лишь 2 декабря прошлого года. И как после этого не утверждать, что после февральской (2014 г.) революции Украина не стала «американским доминионом»!..
Пока же киевские власти, следуя самоубийственной логике, продолжают цепляться за силовую операцию на Донбассе. Глава ДНР Александр Захарченко утверждает, что украинские «ястребы» планируют новые провокации, для чего возвращают тяжёлую технику к линии разделения сторон конфликта. «Технику Украина не отвела. Она возвращает её назад, отвод был для вида», — сказал он. По словам Захарченко, ополченцы уже не питают иллюзий насчёт восстановления перемирия и ждут новых провокаций со стороны добровольческих батальонов Украины, которые «уже заявили, что не подчиняются приказам Киева».
В случае обострения обстановки, по мнению главы ДНР, украинские силовики нанесут удары по трём направлениям: южному, северо-западному и в районе Дебальцево, чтобы отрезать ДНР от ЛНР. Видимо, сокрушительный разгром в районе Дебальцева ничему не научил Степана Тимофеевича Полторака, когда-то постигавшего основы командирского искусства в Орджоникидзевском высшем военном училище МВД СССР.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+