Как заявил Белый дом, насильственный экстремизм и российская агрессия в отношении Украины сегодня являются одними из самых опасных вызовов для национальной безопасности США. Балканы – регион, где эти угрозы сливаются, а политическая нестабильность, сохраняющаяся этническая напряженность и хрупкость экономики делают страны этого региона особенно уязвимыми.
Значительная доля мусульман среди населения, а также исторические и религиозные связи с Россией усиливают восприимчивость Западных Балкан к этим внешним силам. По словам Фрэнка Визнера, бывшего посла США и спецпосланника на переговорах с Сербией об окончательном статусе Косово, несмотря на то, что Балканы не являются ареной прямых столкновений, мировые проблемы влияют и на этот регион.
"Я считаю необычайно важной защиту Балкан от соперничества крупных держав, а также меры, направленные на то, чтобы предотвратить распространение проблем Ближнего Востока на Балканах", – заявил дипломат "Голосу Америки". "Что касается последнего аспекта – это вопрос работы спецслужб Западной Европы, Соединенных Штатов и Балкан; мы должны убедиться в том, что тщательно отслеживаем подрывные элементы, проникающие из Леванта и Ближнего Востока", – добавил он.
Албания, Босния и Косово уже одобрили законодательство, призванное предотвратить участие их граждан в войнах в качестве иностранных наемников, и произвели аресты среди членов радикальных группировок. Тем не менее, как отмечает Ян Бжезинский, бывший помощник заместителя министра обороны США, а ныне старший научный сотрудник вашингтонского исследовательского центра "Атлантический совет", "это станет длительным процессом, в котором углубление связей между полицией разных стран и сотрудничество разведок, вероятно, станут все более необходимым и сложным с течением времени".
Балканы и "Исламское государство"
По официальным данным разведывательного сообщества США, с начала конфликта в Сирии в 2011-м году в эту страну прибыло более 20 тысяч иностранных боевиков. Из них порядка 3400 человек – граждане западных государств. Всего около 90 стран. Среди этих боевиков по меньшей мере тысяча человек приехали из Балканских государств.
Как отмечает Бжезинский, по сравнению с Западной Европой, Балканы сталкиваются с дополнительными проблемами.
"Структура управления и правоохранительные органы, вероятно, чуть слабее в балканских странах, чем у их северных коллег, – считает эксперт. – В некоторых балканских странах проживает значительное число мусульман, что само по себе не проблематично, однако это реальность, которая используется такими организациями, как Исламское государство".
"Это, как раз, те страны, которые находятся в наименее благополучной части европейского экономического ландшафта, и всякий раз, когда мы видим ситуацию значительного экономического неравенства, она ослабляет иммунитет общества перед экстремизмом", – отмечает Бжезинский.
По мнению Фрэнка Визнера, Соединенные Штаты стремятся действовать в качестве стабилизирующей силы и помочь странам достичь соглашений, приемлемых для всех сторон. Тем не менее, отмечает он, "в Боснии, Македонии и, конечно, между Косово и Сербией остаются нерешенные проблемы".
О стремлении России расширить влияние
Еще один из факторов риска в этом регионе – стремление России расширить свое влияние. Госсекретарь США Джон Керри так прокомментировал ситуацию на недавних слушаниях в Сенате:
"Буть то Сербия, Косово, Черногория, Македония или другие страны – все они находятся на линии огня".
Кремль пытается использовать исторические связи с Сербией, чтобы поддержать свое влияние и активно стремится расширить свое присутствие на Балканах.
Сербия зависит от поставок российского газа – этот импорт составляет 82 процента от общего объема. После того, как Европейский Союз предотвратил попытку России построить газопровод в Юго-Восточную Европу, Кремль приступил к работе над созданием альтернативного маршрута, проходящего через Турцию, Грецию, Македонию и Сербию, а затем – Венгрию и, возможно, в Австрию. Канал Russia Today и "Спутник" сегодня вещают на Сербию.
По мнению Яна Бжезинского, Россия продолжает получать дивиденды, оставшиеся с советских времен, и создала инфраструктурную зависимость в регионе.
Бжезинский также отмечает, что с модернизацией балканских экономик и введением европейских стандартов в законодательной и коммерческой сферах, Балканы ослабляют свою зависимость.
Тем не менее, Сербия не одобрила санкции ЕС в отношении России, и визит российского президента Владимира Путина в Белград в октябре прошлого года стал напоминанием о том, что тесные связи Сербии с Россией сочетаются с европейскими амбициями Белграда.
По мнению посла Визнера, необходимо избежать создания кризисной ситуации, чем смог бы воспользоваться Кремль. Подобная ситуация углубила бы напряженность в отношениях между Россией, Европой и США. Визнер считает, что Европа должна продолжить процесс интегрирования Сербии и Косово в Евросоюз, а Греция и Македония – решить свои давние проблемы.
"С урегулированием этих вопросов исчезнет и проблемное пространство, на котором Россия может играть, и будет легче поддерживать гармонию на Балканах, необходимую всем для их же блага", – заключает посол Визнер, имея ввиду озабоченность в Европе и США тем, что президент Путин пытается "вбить клин" между Балканами и Западом.
В прошлом году немецкое издание Der Spiegel подробно проанализировало российские усилия, направленные на усиление влияния на развитие событий в Сербии и Боснии-Герцеговине, а также позиционирование себя в качестве альтернативы евро-атлантической интеграции.
Как отметил госсекретарь Керри на слушаниях в Сенате, Россия предпринимает огромные усилия, чтобы склонять страны обращаться к Кремлю, трагически возобновляя новую "игру с нулевым результатом" между Западом и Востоком.
Расширение помощи Запада и интеграция в ЕС как возможные меры укрепления Балкан
По мнению аналитиков, для борьбы с факторами, которыми Россия воспользовалась для осуществления своей целей – слабости институтов, коррупцией и недостаточных экономических возможностей – необходимо расширять помощь Запада Балканам и ускорить вступление этих стран в Евросоюз.
По мнению Яна Бжезинского, Вашингтон также может сыграть свою роль:
"Соединенные Штаты могут с большей энергией отнестись к идее возрождения видения единой и свободной Европы, более решительно выступать за расширение НАТО, в частности, за счет Македонии и Черногории".
"Я думаю, что нам также необходимо предоставить Сербии больше гарантий оборонного сотрудничества с Западом, изменить ее про-российскую настроенность", – считает Бжезинский. "Я полагаю, что продолжение и расширение сотрудничества балканских стран и Западной Европы, в частности, на уровне Интерпола и ЕС, также необходимы", – заключает он.
Эксперты согласны в том, что интеграция в Европу – процесс двухсторонний, и Балканам необходимо проведение энергичных реформ и стремление к стандартам, необходимым для вступления в евро-атлантическое сообщество.