За последние сто лет наша страна третий раз пытается создать систему обороны северных рубежей. Первый раз оборонялись от германцев, второй – от американцев. Сейчас опасность может придти с совершенно неожиданной стороны.
Арктическая зона России (а это, географически – почти треть территории нашей страны), на этой неделе оказалась в эпицентре внимания российских и зарубежных политиков и военных. С 16 по 21 марта здесь прошла внезапная проверка боеготовности Северного флота и недавно образованного на его базе Объединенного стратегического командования (ОСК) «Север». Первоначально в военных учениях в российской части Арктики приняли участие 38 тыс военных, около 4 тыс единиц военной техники, свыше 55 боевых кораблей и подлодок, 110 самолетов и вертолетов.
Однако, в середине недели количество военнослужащих и боевой техники, фактически, удвоилось, потому как к «битве за Арктику» подключились соединения из других округов. Разведывательные подразделения, например, Ивановского соединения Воздушно-десантных войск были впервые десантированы в районе архипелагов Новая Земля и Земля Франца-Иосифа. В их переброске, по сообщению пресс-службы Министерства обороны, было задействовано более десятка тяжелых военно-транспортных самолетов Ил-76. Военно-Воздушные силы, в свою очередь, за это время перебросили на запасные аэродромы - поближе к Северному Ледовитому океану, из других районов страны почти сотню ударных самолетов и вертолетов.
Расстояние переброски варьировалось от 400 км до 4 тыс км от места постоянного базирования. Российская ударная авиация в условиях Арктики успешно отработала все поставленные задачи, начиная от уничтожения на земле колонн условного противника, заканчивая воздушными боями с «вражескими» крылатыми ракетами.
Северный флот, в свою очередь, успешно уничтожил несколько «вражеских» военно-морских группировок в акватории Баренцева моря, высадил десант на необорудованное побережье, а недавно образованная в его структуре первая отдельная арктическая мотострелковая бригада успешно «прикрыла» от нежелательного проникновения сухопутную границу Российской Федерации на северном направлении. Только за первые три дня учений – с 16 по 18 марта, по словам заместителя министра обороны генерала армии Дмитрия Булгакова, было израсходовано 3,7 тыс горючего, около 177 тонн ракет, боеприпасов и других средств поражения, и съедено 127 тонн продовольствия.
Учения подобного размаха, при котором задействовались даже военнослужащие с юга России (бригада специального назначения ЮВО), в российской части Арктики не проводились даже в советские времена. Появление подобных маневров сейчас российское Министерство обороны объясняет необходимостью «проверить в деле» новое Объединенное стратегическое командование. «Новые вызовы и угрозы военной безопасности требуют дальнейшего повышения боевых возможностей Вооруженных Сил и особого внимания за состоянием вновь сформированного стратегического объединения на северном направлении», — заявил министр обороны Сергей Шойгу на совещании в Национальном центре управления обороной государства.
«Это не лязг гусениц, это не бряцание оружием, это не игра мускулами. Мы не уподобляемся некоторым странам, которые задиристо демонстрируют свои силы у границ с Россией, перебрасывая со своей на иностранную территорию личный состав, вооружение и технику. Более того, они устраивают при этом еще и какие-то марши бойскаутов, или по-нашему пионеров…. Нынешняя, равно, как и предыдущая серия внезапных проверок подтвердили их востребованность, необходимость и эффективность для повышения боевой готовности Вооруженных Сил. Важно, что такого рода проверки стали уже привычными в жизни армии и флота, и они будут, разумеется, продолжены в будущем», — подчеркнул и заместитель руководителя российского военного ведомства Анатолий Антонов.
Тем не менее, политическая составляющая в масштабных военных учениях в российской части Арктики, конечно, есть. Эти учения должны показать силу нашей страны в условиях обострения отношений между Западом и Российской Федерацией. «Арктика - это регион, откуда в перспективе могут быть материализованы целый ряд военных угроз, которые создаются там странами НАТО. Поэтому нам надо быть готовым к быстрому их парированию» - подчеркнул ТАСС главный редактор журнала «Национальная оборона», член Общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко.
«Надо учитывать непосредственную близость стран НАТО, которые на этом направлении в последнее время активно наращивают свои возможности, поэтому лучше демонстрировать силу, чем применять ее. Сегодня напряженность ситуации в мире нарастает, особенно в отношениях России и Запада. Причем нарастает она именно в связи с Украиной. Это заставляет РФ принимать меры по демонстрации решимости и силы» - убежден и президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.
Парадокс в том, что война в Арктике может быть совсем не такой, какой ее себе представляли еще 15-20 лет назад. И связано это с меняющимся местом этого макрорегиона в мировой политике и экономике.
Первый раз Россия в лице Советского Союза воевала в Арктике с фашистской Германией по времена Великой Отечественной войны. Это была война за территорию и ресурсы, которые через нее проходили, потому как «арктические конвои» считались самым быстрым способом доставить союзническую помощь в СССР.
Но и самым опасным. В июле-декабре 1941 года 40% всех грузов, предназначенных по ленд-лизу для Советского Союза, шли именно этим путем. И не менее 15% из них оказывались на дне из-за атак на транспорты представителей кригсмарине и люфтваффе. Поэтому в северо-западной части советского Заполярья в 1941-1944 годах развернулась жесткая схватка между советскими и германскими моряками, отголоски которой в виде небольших баз для германских подводников до сих пор можно найти на островах и побережье Северного Ледовитого океана.
Во второй раз российская часть Арктики стала театром военных действий во времена «холодной войны» между СССР и США. Полет через Северный полюс считался наиболее эффективной траекторией движения межконтинентальных баллистических ракет шахтного (на суше) базирования для обеих стран.
Кроме того, у советских берегов постоянно дежурили атомные американские субмарины, также вооруженные ядерным оружием. До прямого ядерного столкновения между СССР и США тогда не дошло, однако, на рубке одной из подводных лодок проекта «Барракуда» до сих пор гордо красуется цифра «1» в окружении пятиконечной звезды – таким знаком советские подводники помечали количество пораженных ими кораблей противника.
Это произошло 11 февраля 1992 года. Американская атомная подводная лодка типа «Батон Руж» (тип «Лос Анжелес»), вооруженная крылатыми ракетами «Томагавк», в тот день занималась своим обычным делом – сбором разведывательных данных о военно-морской активности советского ВМФ в районе Кольского полуострова. Делала она это в территориальных водах нашей страны. В это время из глубины на поверхность в этом месте начала подниматься советская АПЛ «К-276» под командованием капитана 2 ранга Игоря Локтя.
По стечению обстоятельств, при подходе к перископной глубине «К-276» ударила американскую лодку передней частью ограждения боевой рубки в прочный корпус, от чего в нем образовалось несколько относительно небольших пробоин. После этого «Батон Руж» все же смогла самостоятельно дойти до своей базы, но вскоре была списана из боевого состава ВМС США, поскольку выяснилось, что после нанесенных повреждений ремонту она не подлежит. «К-276» тоже потребовался ремонт, но небольшой и сейчас эта лодка под названием «Кострома» продолжает нести службу.
К сожалению, последующие 20 лет ничего не изменили в поведении американских военных моряков у берегов России. Подлодки США по-прежнему несут боевое дежурство в северных морях и осуществляют здесь разведывательную деятельность. Последний раз достоянием публики стал случай в августе 2014 года, когда российские моряки обнаружили в акватории Баренцева моря американскую подводную лодку типа «Вирджиния», которая, очевидно, вела здесь разведку.
Лодку эту «шугнули», но, очевидно, она была и будет не единственным «непрошенным гостем» у российских арктических берегов. Тем более, что через некоторое время Арктика может стать одним драйверов экономического роста в мире. Здесь сосредоточены гигантские запасы углеводородов, большая часть которых располагается в той зоне, которую контролирует Россия. И это нравится далеко не всем, в том числе и США, которые также имеют свои притязания на «черное» и «голубое» золото Арктики.
Кроме того, есть еще один аспект этого макрорегиона – транспортный. Транспортировка грузов из Европы страны Юго-Восточной Азии через Северный морской путь на треть дешевле, чем традиционным путем – через Суэцкий канал и Индийский океан. И по мере дальнейшего глобального потепления, по мнению американских военных гидрографов, через Северный морской путь даже без ледокольного сопровождения можно будет ходить 3-4 месяца в году.
Нюанс в том, что Россия намерена строго контролировать движение по Севморпути, поскольку на международных морских трассах достаточно высок риск причинения ущерба окружающей среде. Что означает крушение танкера с нефтью во льдах Заполярья, объяснять, думаю, никому не нужно. Однако, США и ряд его союзников настаивают на том, чтобы движение кораблей и судов по Севморпути осуществлялось без всякого контроля со стороны России.
«Особые условия» для движения своих судов по северным морям уже сейчас начал активно выговаривать Китай. Более того. Для сопровождения своих торговых судов китайцы начали проектировать ряд военных кораблей, конструкция которых будет позволять им двигаться во льдах. А это значит, что со временем и Китай, при всех его нынешних хороших отношениях с Россией, может в качестве аргумента опереться на свою военную силу. Поэтому очевидно, что нынешние военные учения нашей страны в Арктике – далеко не последние.