Мария Лисицкая
Одна из наиболее обсуждаемых мировыми СМИ в последнее время тем – это присутствие лидеров западных стран на параде в Москве, посвященном 70-летию Победы. Наибольший интерес масс-медиа вызвала неоднозначная позиция канцлера Германии Ангелы Меркель. С одной стороны она, вроде бы, и в юбилейных мероприятиях собралась принять участие, но и непосредственно на парад в то же время ехать отказалась. А потому прибудет в Москву не 9 мая, а на следующий день, чтобы возложить совместно с Владимиром Путиным венок на Могилу Неизвестного Солдата.
Со стороны это выглядит так, будто Ангелу Меркель разрывают внутренние противоречия. Отрицать вклад Советского Союза в освобождение Германии от национал-социализма она не берется, и, казалось бы, стоит уделить свое внимание памятной дате. Но в то же время ФРГ, вроде как, активно Россию журит и, учитывая это обстоятельство, не гоже было бы кататься по российским празднованиям.
«Канцлер хотела бы должным образом вспомнить освобождение Германии от национал-социализма, что и произойдет на совместном возложении венков 10 мая к Могиле Неизвестного Солдата… В свете ситуации с Крымом и Восточной Украиной присутствие на параде представляется неуместным», - так объясняет душевную борьбу Ангелы Меркель официальный представитель немецкого правительства ФРГ Штеффен Зайберт. То есть и память советских солдат почтить хочется, и украинские власти, якобы, можно оскорбить своим присутствием на параде в Москве.
Но это все официальные объяснения. Если копнуть глубже, окажется, что канцлер ФРГ разрывается не столько из-за внутренних порывов, сколько из-за внешнего давления. В Германии хватает тех, кто считает, что демонстративно воротить нос от России ни в коем случае нельзя, и нужно вести с нашей страной диалог. Особенно много таких настроений среди немецкого бизнеса. Да и в Бундестаге не все разделяют решения Меркель касательно России, в частности отказ приезжать на парад. «Канцлер отказывается в полной мере отдать им необходимую дань памяти, так же, как и всем 65 миллионам павших в войне, развязанной Германией, в том числе шести миллионам немцев», - уверен лидер партии «Левых» Грегор Гизи, отмечая, что возложение венка – это «лучше, чем ничего», но тем не менее сокрушаясь, что немцам «приходится быть свидетелями этой мелочной исторической амнезии».
Похоже, что все-таки приехать, пусть и 10 мая, Ангела Меркель решила именно в угоду этой прослойке немецкого общества. Канцлер бы, может, не прочь и на парад посмотреть, да нужно учитывать еще и давление с другой стороны – из Вашингтона. Барак Обама в числе первых отказался приезжать в Россию 9 мая, деликатно сославшись на загруженность графика, чем красноречиво намекнул своим европейским коллегам, какое решение стоит принимать им.
Некоторые примеру охотно последовали. Отказались приезжать на парад президенты Литвы, Латвии, Эстонии и Польши. Страны Прибалтики давно не считают 9 мая какой-то сакральной датой и даже вполне себе проводят собственные парады СС. Лидеры Польши же уверены, что День Победы стоит праздновать за пределами Москвы, к примеру, в их стране. Прочие же, как и Ангела Меркель, убеждены, что в условиях украинского кризиса поездки на российские торжества неуместны. Так, дипломатическими причинами объясняют отказ от визита в Москву британского премьера Дэвида Кэмерона, вместо которого на параде ожидается «менее высокопоставленный» представитель Соединенного Королевства.
Впрочем, единства мнений на этот счет нет даже в Европе. Президент Чехии Милош Земан собирается посетить праздник несмотря на мировую политическую ситуацию. «Своим неучастием в торжествах в Москве я бы оскорбил память 150 тысяч советских солдат, отдавших жизни за освобождение Чехословакии», - считает он. И уж тем более украинский кризис не станет преградой для лидеров стран, которые и прежде поддерживали с Россией хорошие отношения. Заявили о своей готовности посетить парад лидеры Китая, КНДР и многих других государств.
Примечательно, что иностранных гостей зовут на каждый юбилей Победы, и в текущем году приглашения рассылались по тем же самым спискам, что и пять лет назад. И если проследить, кто приглашения эти принимал в 2005 и 2010 годах, а также вспомнить, какие внешнеполитические условия были в те времена, можно сделать очень интересные выводы.
Десять лет назад Парад Победы посетили президент США Джордж Буш, канцлер Германии Герхард Шредер, лидер Франции Жак Ширак, премьер Японии Дзюнъитиро Коидзуми, председатель КНР Ху Цзиньтао, премьеры Индии и Италии, президент Сербии и Черногории, английский вице-премьер, президенты Латвии и стран СНГ… В общем, проще перечислить, кто отказался. Не приехали лишь лидеры Эстонии, Литвы и Грузии.
И вот с последним как раз наблюдается очень интересная вещь. Пришедший в результате «революции роз» к власти в Грузии американский ставленник Михаил Саакашвили сразу же начал активные попытки вернуть в состав страны отделившиеся абхазские и осетинские территории. Возвращать пробовал как путем ввода войск в Цхинвальский регион, так и обещаниями широкого автономного статуса в составе Грузии, что поддерживал и президент США Джордж Буш. Россия же, чьи миротворцы присутствовали в конфликтной зоне, последовательно призывала грузинские власти не обострять ситуацию, из-за чего отношения между нашими странами стремительно портились.
Конечно, до 2008 года, когда дело дошло до вооруженного конфликта, было еще далеко, но тенденции к напряженности между Россией и Грузией были заметны уже тогда. Об этом свидетельствуют тогдашние опросы Фонда общественного мнения, по которым большинство россиян замечали существенные российско-грузинские разногласия.
До боли напоминает сегодняшнюю ситуацию, не правда ли? Внутриукраинский конфликт, за мирное разрешение которого ратует Россия, сейчас и грузино-осетинский десять лет назад. Это объясняет то, что Михаил Саакашвили не поехал на Парад Победы, однако мировая общественность тогда игнорировать мероприятие не стала. Даже активно поддерживающий грузинского лидера президент США Джордж Буш приехал. Что же изменилось с тех пор, и почему сегодня схожие обстоятельства приводят к иным последствиям. Чтобы понять это, мысленно перенесемся в 2010 год.
Очередной юбилейный Парад Победы пятилетней давности. И снова Россия приглашает мировых лидеров принять в нем участие. И опять находятся те, кто заговорил об отделившихся территориях и их поддержке со стороны российской власти. «Это парад, есть приглашённые. Кто хочет — участвует, не хочет — не участвует… Меня ничего не связывает с Москвой. Туда едут лишь победители, что делать там побеждённым… Я согласен с тем, что исполняется 65 лет со дня окончания Второй мировой войны, но я не могу забыть несчастья, депортации, голод, через которые прошли граждане Молдовы во время Советского Союза… Как я могу участвовать в параде рядом с армией, которая принесла коммунизм, организовала голод и депортации в Сибирь? Эта армия стояла и в основе образования Приднестровья… Интересно, а присутствие российской армии на трети национальной территории Молдовы, неконтролируемой конституционными властями — это значит, что у нас хорошие отношения?» - заявил тогда отказавшийся приезжать и.о. президента Молдавии Михай Гимпу.
Удивительно вот что. Если украинский кризис – дело вовсю продолжающееся, а в далеком 2005 году грузино-осетинский конфликт разгорелся с новой силой, то на их фоне доводы Михая Гимпу выглядят несколько притянутыми за уши. Ничего из ряда вон выходящего между Москвой и Кишиневом тогда не происходило, и исполняющий обязанности президента Молдавии приплел обиду за дела давнишние.
Однако, удивительное совпадение, один за другим, стали отказываться от участия в Параде Победы лидеры западных стран. Про Приднестровье помимо молдавских представителей никто, конечно, не говорил, причины находились нейтральные. Например, президент США Барак Обама должен был получать в это время диплом, итальянский и французский лидеры сослались на финансовый кризис, последствия которого необходимо было разгребать. Зато посетила торжества Ангела Меркель.
Что получается? Грузино-осетинский конфликт, который пытается разрешить Россия, ни для кого преградой не становится, молдавские обиды – тоже, однако в 2010 году мы видим, что западные лидеры уже находят повод не ехать в Москву, а сегодня повод и искать не нужно – вали все на Украину, демонстративно отворачиваясь от российских приглашений. Очень похоже, что все это – отговорки, и истинная причина такого поведения в чем-то другом.
Скорее всего тенденция к похолоданию отношений России и Запада не столько связана с какими-то конкретными политическими событиями, происходившими в 2005, 2010 и 2015 годах, а с теми переменами, которые наблюдались в нашей стране на протяжении последних лет пятнадцати. Экономически и политически слабая Россия Западу нравилась. К 2005 году мы еще не успели как следует окрепнуть, и, возможно, США с Европой не думали, что сможем вовсе. А потому они взахлеб нас любили, ездили в гости и возлагали цветы.
Но чем самостоятельнее становилась Россия, чем тверже она вставала на ноги и чем настойчивее претендовала на равноправное участие в решении мировых проблем, тем сильнее напрягался Запад. США восприняли это как покушение на столь милый им однополярный мир. И именно на это последовали ответные реакции, порой по-детски мелочные, вроде отказа приезжать на наши праздники. И украинский конфликт – лишь очередной повод для демонстративного демарша. Не было бы его – нашелся бы другой.
И очень символично, что демарши эти мы наблюдаем в связи с Днем Победы, окончанием Второй мировой войны. Ведь именно вскоре после ее завершения Запад отчетливо дал понять, что сильная держава под боком ему ни к чему, начав войну холодную. И, похоже, с тех пор ровным счетом ничего не изменилось. Источник: http://politrussia.com/.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментария 432
Рейтинг поста: