Меркель считает, что бывшим республикам СССР не стоит надеяться на интеграцию с ЕС.
Программа «Восточное партнерство», в которой участвуют Украина, Армения, Азербайджан, Молдавия, Грузия и Белоруссия, не нацелена против России и не ставит целью интеграцию стран в ЕС и НАТО. Об этом в преддверии саммита Евросоюза, во время выступления в Бундестаге, заявила канцлер ФРГ Ангела Меркель.
«Цель этих соглашений – европейская поддержка формирования функционирующего правового государства и успешной экономики, чтобы обеспечить людям в этих странах лучшее будущее. Вступление в ЕС или НАТО целью не является. «Восточное партнерство» – и это неизменно – не направлено против кого-либо», – сказала Меркель. Мол, постсоветским государствам совершенно не обязательно выбирать между Россией и Европой. «Речь не идет о постановке вопроса «или-или». Речь идет и о том, и о другом, о решении, от которого выгоду получили бы все», – резюмировала канцлер.
Ее слова можно считать в некотором смысле сенсацией. Ведь ранее официальные лица ЕС говорили, что участие в «Восточном партнерстве» – важный шаг на пути к «единому европейскому дому». Небогатым соседям России обещали счастливое и свободное будущее, если они будут ориентировать свою внешнюю политику на Запад и меньше думать о выстраивании отношений с Москвой. Поверив таким посылам, согласились быть в одном проекте даже Армения и Азербайджан. Теперь, оказывается, все надежды были тщетны.
С другой стороны, многие эксперты склонны думать, что «Восточное партнерство» уже итак приказало «долго жить». Слишком незавидной оказалась судьба тех государств, что поверили Западу и стали рушить свои отношения с Россией.
Можно привести аналогию из астрономии. Когда небесное тело, находящееся на орбите одной планеты, уходит на орбиту другой крупной планеты, оно в результате оказывается разорванным на части. Такова, предположительно, была судьба планеты Фаэтон, находившейся между Марсом и Юпитером и разорванной на отдельные астероиды гравитационными полями массивных соседей. Именно это произошло с Грузией, когда она окончательно взяла курс на интеграцию в западные структуры и рассорилась с Россией. От этой страны отошли Абхазия и Южная Осетия. Та же история случилась с Украиной, когда после госпереворота новые власти заявили о желании встроиться в западный мир: от страны ушел Крым, почти ушел Донбасс, близко к выходу Закарпатье. На грани распада балансирует Молдавия с пророссийски настроенными Приднестровьем и Гагаузией.
Наглядный пример неудачливых постсоветских государств заставил уменьшить контакты с Западом и развивать более тесные отношения с Россией руководство Азербайджана. Тут же стали поступать угрозы чуть ли не «майдана» в Баку со стороны американских и европейских дипломатов, но на сегодня Азербайджан остается стабильным и динамично развивающимся государством. Армения и Белоруссия сделали свой выбор, подписав соглашение о вхождении в Евразийский экономический союз.
Сейчас на повестке дня стоит вопрос, способны ли после отрезвляющих слов Меркель руководители Грузии, Молдавии и Украины окончательно расстаться с иллюзиями о евроинтеграции и начать нормальный диалог с Москвой?
Ведущий научный сотрудник РИСИ Аждар Куртов полагает, что элиты постсоветских государств будут пытаться и дальше получать блага за счет антироссийской политики:
– Во-первых, слова Меркель о том, что «Восточное партнерство» не представляет угроз для России, очень легко опровергнуть. Можно прочитать документы этого объединения, тогда станет ясно, что слова канцлера ФРГ не выдерживают никакой критики. В число партнеров программы входит ряд государств, но России в этом списке нет. Зато в состав партнеров включили отдельно Калининградскую область! Разве это не выражение желания развалить нашу страну? По идее, Германия должна была бы молчать, как проигравшая сторона во Второй мировой войне и лишившаяся в результате поражения территории Калининградской области.
Что касается современного состояния программы, то очевидно она буксует. Она не достигла своих целей. В свое время Украину усиленно втягивали в «Восточное партнерство». Но отказ Януковича поставить свою подпись под соглашением о евроинтеграции в ноябре 2013 года стал спусковым крючком для наших геополитических соперников, прежде всего США. Они дали отмашку на совершение государственного переворота в Киеве.
Но что получилось? Разве добилась Украина целей? Оказались фикцией декларации, что откроются европейские рынки, а граждане смогут спокойно перемещаться по Европе. Более того, для украинцев сократили возможности для пересечения границы. И, как и предупреждали российские эксперты, Украина только потеряла от своего стремления разорвать связи с нашей страной.
А ведь у украинских политиков перед глазами был пример похожего поведения бывших стран соцлагеря в Восточной Европе. Даже оказавшись в ЕС, Польша, Венгрия, Болгария, Латвия, Литва, Эстония многое потеряли.
Стоит вспомнить, что все страны, прежде чем вступали в ЕС, становились членами НАТО. От элит требовалось согласие на вхождение в военно-политический союз антироссийской направленности. И только тем, кто проходил такую проверку, дозволялось вступить в Евросоюз.
«Восточное партнерство» на сегодняшний день обанкротилось, программа объективно рассыпается.
— То есть, Европа откажется от своих планов относительно постсоветского пространства?
– Скорее всего, Запад придумает что-то новое, но от стратегических целей не откажется. Может, они нальют новое вино в старые меха, то есть попытаются переформатировать «Восточное партнерство». Этого можно ждать в самое ближайшее время.
— Но после заявления Меркель привлекательность европейских проектов снижается.
– Есть такие страны как Молдавия. Она уже потеряла почти весь свой промышленный потенциал, теперь страна готова на всё. Намеренно раздуваются различные скандалы. И относительно Приднестровской Молдавской Республики, и относительно Гагаузии. Политики в Кишиневе стараются показать, что готовы выполнять «черную» работу за Вашингтон и Брюссель, чтобы получать хоть какие-то поблажки. В принципе, этих поблажек хватает для элит. Но гражданам Молдавии мало что перепадает.
Конечно, мы не увидим масштабных проектов по возрождению экономик государств, входящих в «Восточное партнерство». Есть отдельные весьма удачные проекты, но они не идут ни в какое сравнение с теми проектами, которые реализовывались во времена Советского Союза. Тогда создавалась мощная индустрия. Все европейские программы существенно проигрывают тому, что было в нашей совместной истории.
Масштабные проекты есть и у Евразийского экономического союза. На Западе увидели в нашем объединении реальную альтернативу ЕС. Она может окончательно похоронить «Восточное партнерство». В этом кроется причина усиления конфронтации между ЕС и Россией.
С моей точки зрения, мы не проиграли экономическое соревнование, а потому должны жестко отстаивать свои интересы в сфере экономики и геополитики.
— Насколько «Восточное партнерство» остается привлекательным для ее членов?
– Необходимо различать привлекательность для народов и привлекательность для элит. Для простых людей привлекательность очень низкая. На европейские рынки никого не собираются пускать, дополнительной конкуренции там никто не хочет. Тем более, в еврозоне продолжается кризис, евро по отношению к доллару обесценился за два года почти на четверть.
Чтобы преодолеть кризис, странам ЕС надо создавать рабочие места у себя, возрождать свою промышленность. Тут уж не до выделения средств для создания производств у участников «Восточного партнерства». Два этих направления напрямую противоречат друг другу. Брюссель по этой же причине не идет на принятие в Евросоюз Турции.
Но от продолжения программы «Восточного партнерства» могут получать выгоду немногочисленные элиты. Управленческие кадры, экспертное сообщество, журналисты, которые прикормлены ЕС. Вот они будут продолжать доказывать, что «Восточное партнерство» очень выгодно.
– Заявление Меркель соответствует сегодняшней ситуации, канцлер ищет пути смягчения отношений с Россией, – говорит вице-президент Академии геополитических проблем Константин Соколов. – Но политическое заявление Меркель не обеспечено реальными делами, мы знаем, что «Восточное партнерство» изначально было направлено на интеграционные процессы. Но сейчас эту программу надо рассматривать в контексте взаимоотношений Европы и Соединенных Штатов. США активно втягивают Европу в войну на территории Украины и России, западная пропаганда уже имеет предвоенный характер, такой безапелляционный, допускающий искажение и придумывание фактов. В этой ситуации Меркель пытается немного отыграть назад, прекрасно понимая, в какую ужасное положение Соединенные Штаты хотят поставить Европу.
— Фактически Молдавии, Грузии, Украине, которые много сделали, чтобы испортить отношения с Россией, говорят, что обещания принять их в «европейскую семью» оказались лживыми.
– Когда руководители этих стран выстраивали свою внешнюю политику, они должны были изучить хотя бы опыт Турции. Эта страна, начиная со времен Ататюрка, пыталась стать европейской державой, но так и не стала ей. Происходящее сегодня – вполне естественный процесс. Постсоветские государства отрывают от России, разрывают сложившиеся ранее экономические связи, но при этом ничего не дают взамен. Собственно, эти государства и нужны Западу как некая «зона тревоги» для России.
Недавно президент Армении сделал довольно странное заявление в отношении России. Серж Саргсян сказал: «Стоящий на границе наш солдат понимает, что его пытаются уничтожить из российского оружия». То есть, он выступил против продажи российского оружия Азербайджану и сказал, что это стало угрозой для Армении. Это заявление было сделано после визитов Саргсяна на Запад. Не исключено, что западные страны и потребовали от главы Армении произнести такие слова.
Страны «Восточного партнерства» должны понять, что они стали мелкой разменной монетой в западной политике. Они рассчитывали, что им говорят правду про принципы взаимного уважения, торжество демократии и так далее. Но они просчитались. Запад ведет свою линию так, как ему надо, не думая о чужих интересах.
Думаю, что эти страны должны понять контраст между нынешним положением и теми хорошими отношениями, которые были с Россией у Азербайджана, Армении, Молдавии, Грузии, Украины в течение многих поколений. Государства должны понять, что они утратили.
— Получается, что Меркель сама толкает постсоветские страны к более тесным отношениям с Москвой. Мол, вы стараетесь проводить прозападную политику, но в Европе вас не ждут.
– В политике очень часто выбирают не между «хорошим» и «плохим», а между «плохим» и «очень плохим». Сейчас самая главная опасность для Европы – процесс развязывания войны на Украине.
Конечно, из Брюсселя странам «Восточного партнерства» обещали лояльное отношение, всяческую поддержку. Сегодня по этим отношениям нанесен удар. Но это для ЕС гораздо меньшая потеря, чем если начнется крупная война на территории Европы.
— А поймут ли в Армении, Азербайджане, Молдавии и Грузии, что в Европе их не ждут?
– Межгосударственные отношения всегда отражают маневры руководителей государств. Жители этих стран, насколько я знаю, хранят память о едином государстве, сохраняют экономические и личностные связи с Россией. Народы рассчитывали получить от Запада какие-то преференции в виде деловых связей, открытии рынков. Не получив обещанного, люди будут давить на своих руководителей. Встает вопрос об альтернативе прозападной политике.
Так что давление на политические элиты «снизу» будет усилено. Хотя Европа будет требовать продолжать заявленную политику лояльности к ней.
— Может ли Запад придумать какой-нибудь новый проект для постсоветских государств, видя, что «Восточное партнерство» практически не работает?
– Кризис на Украине получился из-за политики Запада. Он был организован ставленниками Запада и на западные деньги. Чтобы сохранить лицо и выйти на приемлемый уровень отношений с другими постсоветскими государствами, Европе придется придумывать новые проекты.
И пока очень сложно предугадать, будут ли они направлены на отрыв постсоветских стран от России или, наоборот, на выстраивание дружеских отношений в Евразии. Всё будет зависеть от того, насколько успешно Запад разрешит проблему Украины. Если замысел Запада на Украине окончательно провалится, то Европа будет вынуждена выстраивать более лояльные отношения с Россией.