«Почему бы Москве совместно с Египтом не отправить 2-3 эскадрильи российских штурмовиков на борьбу против ИГ?» Такими словами аналитики комментируют пока гипотетическую возможность участия России в вооруженной борьбе против экстремистов так называемого Исламского государства. Нужно ли России вступать в этот конфликт и чем он может угрожать и нам, и Европе?
По данным директора ФСБ Александра Бортникова, в рядах боевиков, воюющих на стороне террористической группировки «Исламское государство», находится около 1700 российских граждан. Эти сведения приводят в пятницу российские СМИ, со ссылкой на выступление Бортникова в Вашингтоне, где глава ФСБ участвовал в саммите по противодействию насильственному экстремизму. Около года назад россиян в рядах ИГ было вдвое меньше.
Руководитель ФСБ, также возглавляющий Национальный антитеррористический комитет (НАК), в своем выступлении упомянул Ирак как основную зону действия ИГ, но в последующей дискуссии был упомянут и «второй фронт» исламистов в Ливии. Для стран ЕС, особенно для государств Южной Европы усиление ИГ в Ливии становится «прямой и явной угрозой». Как сообщает в пятницу французская Le Figaro, лидеры «Исламского государства» в Ливии пригрозили итальянским властям: «Если вы направите вооруженные силы в Ливию, в ответ мы вышлем к вам 500 тысяч мигрантов».
В обращении, размещенном на одном из сайтов ИГ, экстремисты заявляют о намерении «создать хаос» в Средиземном море с помощью сотен лодок с мигрантами, которым понадобится пересечь всего 350 километров по морю, чтобы добраться до Италии.
Глава МИД Италии Паоло Дженилони заявил, что власти страны опасаются наплыва ливийских беженцев. Ранее на заседании Совета Безопасности ООН глава МИД Ливии Мухаммед ад-Дейри призвал международное сообщество оказать стране военную помощь в борьбе с террористами. Это потребует отмены введенного в 2011 году эмбарго на поставки оружия в страну, которая после уничтожения режима Каддафи превратилась в очаг хаоса и нестабильности.
На этом фоне прозвучало сообщение о том, что Россия не исключает своего участия в международной коалиции против боевиков ИГ. Об этом заявил накануне российский постпред в ООН Виталий Чуркин, выступая на заседании Совета Безопасности по ситуации в Ливии.
Помощь «не на бумаге»
«С политической точки зрения я бы не исключал. Но это уже не мое решение. Если Россия могла участвовать в операции у побережья Сомали, почему Россия не может в Средиземном море участвовать?», - уточнил Чуркин в комментарии агентству ТАСС.
Говоря о ситуации в регионе, дипломат обратил внимание, что удары по террористам ИГ в Ливии нанес Египет, с которым у РФ сложились дружественные отношения.
Постпред добавил, что Москва ранее не принимала участия в международной коалиции против ИГ в Сирии, так как эта операция не была санкционирована СБ и не имела официального разрешения со стороны Дамаска. «Вы знаете, к сожалению, американцы и их коалиция решили пойти в обход Совета Безопасности и правительства Сирии. Эти два фактора не позволяют нам стать частью (их) коалиции», отметил Чуркин.
Напомним, что США, Великобритания, Франция и ряд арабских государств Персидского залива участвуют в коалиции против ИГ. В основном, деятельность этого объединения ограничивается авиаударами по территории Ирака и Сирии. Мандата на операцию со стороны СБ ООН США и их партнеры не имеют.
От Северного Кавказа до Северной Африки
Судя по заявлению Чуркина, Россия может участвовать в коалиции против ИГ в Ливии, отметил
политолог, президент Института религии и политики Александр Игнатенко. Эксперт подчеркнул, что ИГ угрожает и России - напомним, что эта исламистская группировка признана в России террористической организацией. Учитывая данные, приведенные Бортниковым, ИГ угрожает не только странам Европы, Магриба и Ближнего Востока, но и России.
«Некоторые террористические группировки, действующие на российской территории и входившие раньше в так называемый «Имарат Кавказ» принесли клятву верности ИГ и тем самым стали филиалами ИГ и эксклавами халифата. России нужно уже осуществлять очистку территорий от ИГ», - подчеркнул эксперт.
Отметим, что как сообщило в декабре прошлого года издание «Кавказская политика» со ссылкой на эксперта Центра проблем Кавказа и региональной безопасности ИМИ МГИМО Ахмета Ярлыкапова, на сегодня как минимум 2 тыс. выходцев с Северного Кавказа имеют опыт боевых действий на стороне ИГ в Ираке и Сирии.
В ноябре 2014 года глава Чечни Рамзан Кадыров сообщил о ликвидации командира группировки радикальных исламистов ИГ Тархана Батирашвили, в своих заявлениях угрожавшего России. Ранее Батирашвили по прозвищу Омар аль-Шишани (с арабского «Чеченец») заявил о намерении «отомстить России». Группа Батирашвили обнародовала видео, в котором один из исламистов обратился к президенту Российской Федерации, заявив о намерении «освободить» Чечню и Кавказ и создать там «исламский халифат».
«России нужно создать свою коалицию»
Что же касается нынешней Ливии, которая после «экспорта демократии» превратилась в очаг хаоса и нестабильности, то, как пояснил Игнатенко, вилайеты («провинции») «Исламского государства» появились в Ливии несколько месяцев назад, оттуда теперь идет множество пропагандистских материалов, в частности, здесь печатаются карты ИГ. Нынешняя ситуация угрожает, прежде всего, самой Ливии, «потому что она превращается во вторую Сирию – территорию, где властвует террористическая группировка, и из этого ничего хорошего не выйдет.
Боевики ИГ уже заявляли, что имеют проект наступления на противоположный берег Средиземного моря, то есть «они ставят перед собой задачу захвата территорий европейских государств. Есть угроза, что будет и дальше осуществляться экспансия ИГ, и в направлении Ливии, Нигерии, Нигера, Камеруна, Чада и других африканских стран, а также Европы», - отметил политолог.
По мнению Игнатенко, России не следует вступать в международную коалицию по борьбе с ИГ. «Мы должны вести политику против террористов, наподобие той, которую ведет Иран. Иранцы тоже воюют против радикалов, и в тоже время не согласовывают свои действия с американцами. У России с Египтом прекрасные отношения. Почему бы Москве совместно с Египтом не отправить 2-3 эскадрильи российских штурмовиков на борьбу против ИГ? Почему бы России не поучаствовать опять-таки вместе с Египтом в спасательных операциях?», - спрашивает собеседник.
Перекрыть нефтяные поставки ИГ
«Участие Москвы в антитеррористической коалиции может быть ограничено только путем поставок вооружения для правительственных сил Ливии. Вдобавок, у России есть военно-морская группировка в Средиземном море. Боевые корабли могли бы участвовать в мероприятиях, связанных с пресечением незаконной торговли нефтью, которую практикует ИГ», - пояснил
главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.
Отметим, что как сообщило на прошлой неделе агентство РИА «Новости», состав постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море пополнился тремя боевыми кораблями Черноморского флота: сторожевой корабль «Ладный» и десантные корабли «Саратов» и «Ямал». Сейчас в составе оперативного соединения несут службу около десяти боевых кораблей и судов обеспечения. Оперативное командование соединением осуществляется с борта большого противолодочного корабля Северного флота «Североморск».
По мнению Коротченко, Москва могла бы участвовать в обмене разведывательными данными с правительствами Ливии и Ирака. «С целью более точного понимания возможностей и угроз ИГ, Россия могла бы помогать властям Ливии путем предоставления данных спутниковой и электронной разведки», добавил собеседник.
«Что касается непосредственного участия российских военнослужащих в операциях в Ливии или Ираке – это исключено. Также маловероятно применения российской авиации для ударов по территориям террористов в Ливии. Это не нужно нашей стране», - уверен Коротченко.
Напомним, что ранее президент России Владимир Путин высказывался о несбалансированнности действий международной коалиции по борьбе с ИГ. «С сожалением вынуждены констатировать, что действия, которые сегодня предпринимаются участниками антитеррористической коалиции, их стратегия и тактика не соответствуют масштабу и характеру существующей угрозы», — заявил Путин.
Египет вступился за христиан
России нужно создавать свою коалицию совместно с Египтом, пояснил
директор Центра изучения стран Центральной Азии и Ближнего Востока, полковник запаса Семен Багдасаров. Далее к ней могут присоединиться другие государства - Например, Италия, которая крайне заинтересована в уничтожении угрозы со стороны ИГ. Багдасаров напомнил, что Италия находится очень близко от Ливии, а боевики в видеозаписи с казнью египтян-коптов напомнили, что «позади них Рим».
Речь идет об инциденте, произошедшем 15 февраля: боевики «Исламского государства» казнили в Ливии 20 египетских христиан-коптов и одного африканца. На видео, размещенном в интернете, показано как боевики ведут своих пленных по берегу Ливии, ставят на колени и отрезают им головы. Один из террористов перед убийством пленных произносит угрозы в адрес христиан, а на видео появляется титр «люди креста, последователи враждебной египетской церкви».
В ответ 16 февраля египетская авиация нанесла удары по позициям ИГ на востоке Ливии. Военные пилоты Египта совместно с армией Ливии уничтожили до 50 исламистских боевиков. 18 февраля египетский спецназ высадился на севере Ливии и уничтожил более 140 и захватил в плен еще около полусотни исламистов, о чем сообщили ливийские СМИ.
Более того, египетские власти предложили еще один способ борьбы против террористов в Ливии – ввод военно-морской блокады.
«Никакой Ливии уже нет»
Ливия, богатая нефтью страна на севере Африки, по мнению экспертов, находится в критическом положении. После свержения режима Муаммара Каддафи, в стране началась кровопролитная гражданская война, в которую вовлечены помимо прочего террористические структуры, поддерживаемые различными игроками. Эксперты считают, что в этой стране тотальный хаос. Данной точки зрения придерживаются авторы американской The Washington Post. По мнению газеты, «Ливия – это еще одна богатая нефтью страна, которая в скором времени может распасться».
«Ливия развалилась. Ливии никакой уже нет, там будет долгая и кровопролитная война. Никто туда не полезет. Скоро и добыча нефти там прекратиться. Все уже давно наплевали на эту несчастную страну», - считает
главный научный сотрудник ИМЭМО РАН Георгий Мирский.
«После свержения Каддафи в Ливии возникло сразу несколько террористических группировок, - в свою очередь напомнил Багдасаров. - Крупнейшая из этих группировок ориентируется на ИГ и контролирует большую часть столицы Ливии – Триполи. Действия данной группировки очень агрессивны. Другая организация более пассивная, но более многочисленна и поддерживается панарабской организацией «Братья-мусульмане». Ливийская власть, признанная международным сообществом, контролирует лишь маленькие анклавы страны».