Накануне глава МИД Казахстана Ерлан Идрисов подтвердил ранее озвученную информацию, что в 2016 году в Казахстане пройдет саммит прикаспийских государств. Все предыдущие встречи лидеров хоть и сближали позиции пяти стран, претендующих на свою долю на Каспии, но прийти к консенсусу так и не удалось. Сможет ли тонкая восточная дипломатия Астаны дать результат и вопрос о разделении акватории Каспия будет закрыт? Эксперты, опрошенные Kursiv.kz считают, что пока никаких предпосылок для прорыва в ходе каспийского саммита в Астане нет.
Благие намерения
«По Каспию очень важная работа. Нам нужно завершать вопрос по Каспию, выходя на Конвенцию по правовому статусу Каспия. Последний Астраханский саммит был очень важным, он завершился подписанием заявления глав государств, в котором заложены важные принципы, которые мы будем закладывать в конвенцию. Поставлена задача, и нам потребуется ваша поддержка, в 2016 году следующий саммит по Каспию будет проходить в Астане, и главы государств поставили задачу выйти на подписание конвенции. Это колоссально трудная задача, потому что есть еще ряд принципиальных зон, по которым нет соглашения, согласия, единого мнения между странами прикаспийскими. Я обратился с соответствующими посланиями к своим коллегам прикаспийских государств, и мы надеемся, что астанинский саммит принесет хорошие вести. И в этом плане нам нужна будет и ваша поддержка", - сообщил накануне в ходе правительственного часа Ерлан Идрисов.
С идеей провести каспийский саммит в 2016 году в Астане в ходе встречи 5 лидеров прикаспийских государств выступил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
«Наша задача заключается не только в том, чтобы поделить море, но и в том, чтобы защитить его уникальную экосистему. Это наша ответственность перед будущими поколениями. На сегодня сформирована серьезная договорно-правовая база в сфере обеспечения экологической безопасности. Заключен ряд протоколов к Рамочной конвенции по защите морской среды Каспия. В развитие этого процесса необходимо разработать механизм контроля за соблюдением запрета на вылов осетровых пород рыб. Особое значение мы придаем выработке «каспийской пятёркой» совместных мер по борьбе с браконьерством», - сказал тогда Нурсултан Назарбаев.
Ранее Ерлан Идрисов отмечал, что Казахстан рассчитывает, что к саммиту в Астане удастся договориться, найти компромисс по оставшимся вопросам и выйти на принятие политического решения и подписание конвенции о правовом статусе Каспия, что он назвал «крайне амбициозной задачей».
Скептический настрой
Директор исследовательского аналитического центра Caspian BridgeДархан Уалиханов заметил, что определение правового статуса Каспийского моря – это вялотекущий процесс, который никак не разрешится вот уже более 20 лет. Причиной тому является различный подход прикаспийских государств относительно разделения моря и освоения его ресурсов. В отдельных случаях наблюдается довольно жесткое противостояние из-за разногласий по поводу принадлежности нефтяных месторождений в море. Эти, и другие сопутствующие вопросы экономического, экологического, военно-политического характера, призван решать саммит глав государств каспийской пятерки.
«О том, что следующую встречу будет принимать Астана, было решено на последнем саммите в Астрахани. Там же стороны договорились активизировать переговорный процесс и проводить встречи уже раз в два года. Поэтому я не могу сказать, что Казахстан по какой-то причине резко активизировался в этом вопросе. Мы действуем в соответствии с договоренностями от 2003 года между Азербайджаном, Казахстаном и Россией о разделе северной части моря по срединной линии. Пока изменений позиций не наблюдалось. Другое дело, что Иран не признает это и остается на позициях советско-иранских договоренностей. Туркменистан занимает промежуточную позицию, не соглашаясь на секторальный раздел дна из-за спора о пограничном с Азербайджаном месторождении. Если Казахстану удастся достичь прогресса по этим сложным вопросам на саммите 2016 года, можно будет говорить о его модерирующей роли на Каспии. Хотя лично я скептически отношусь к этому, поскольку сохраняются и другие проблемы, касающиеся экологии, энергетической безопасности, милитаризации моря. Кроме того, каспийский регион все больше становится центром переплетения геополитических интересов мировых игроков. А в таких случаях, как известно разногласиям не просто не дают разрешаться, их будут множить», - заметил Дархан Уалиханов.
Напомним, что в 2003 году Казахстан, Россия и Азербайджан подписали трехстороннее соглашение по делению морского дна Каспия, по которому Казахстану отошло 27%, России – 19%, Азербайджану – 18%. Однако еще один игрок – Иран выступает против такой формы деления и настаивает на принципе отдать каждой из пяти стран по 20% территории. Это явно не радует Астану, которая в таком случае потеряет свои 7%. Баку, несмотря на то что он может получить дополнительные 2% акватории, также против варианта секторального деления, на котором настаивает Тегеран. Это невыгодно Азербайджану, так как в таком случае Ирану отойдут наиболее лакомые куски, которые сейчас закреплены за Баку.
Роль Казахстана на Каспии возрастает
Специалист по каспийской проблематике, руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде заметил, что решение о проведении очередного каспийского саммита в 2016 году является важным, поскольку ранее планировалось провести это топовое мероприятие в текущем году. По-видимому, на решение казахстанской стороны повлияли как внутриполитическая, так и внешнеполитическая повестки.
«В Казахстане сегодня активно заняты вопросом подготовки к внеочередным президентским выборам, что потребует мобилизации как политических, так и материальных ресурсов. Да и внешнеполитические условия не вполне подходящие. Развитие украинского кризиса, неопределенность в отношении иранской ядерной программы, отодвигают проведение саммита до более подходящих времен. Что касается выбора Казахстана в качестве места для очередного саммита каспийской пятерки, то это выбор был вполне логичным и объяснялся тем, что предыдущие четыре саммита поочередно проходили в каждой из прибрежных стран и лишь Казахстан еще не удостаивался такой возможности принимать у себя лидеров пятерки. Кроме того символизм в выборе места присутствует и в том, что именно в Астане планируется подписать соглашение, которое должно стать рубежным в определении политико-правового статуса Каспия. Именно Казахстан является страной с самой протяженной береговой линией Каспийского моря и стороной, у которой до сих пор не возникало сколько-нибудь значительного противоречия с другими государствами по проблемам разграничения дна моря и освоения его природных богатств. Что касается инициатив, то вполне логично ждать от Казахстана согласования основного вопроса повестки саммита, нивелирующей позиции сторон. Таким образом, в свете решения этих задач роль и значение Астаны в решении текущих проблем Каспийского моря, несомненно, возрастает», - заметил г-н Велизаде.
Милитаризация Каспия никому не нужна
По словам заведующего отделом аналитики по внешней политике центра стратегических исследований при президенте Азербайджанской республики Ровшана Ибрагимова милитаризация в регионе Каспийского моря никак не связана с возможными встречными угрозами прибрежных стран. Ни одна из стран в долгосрочном плане не воспринимает своего соседа по Каспию как потенциального противника. Более того, Азербайджан, Казахстан и Туркменистан сделали все, чтобы свести к минимуму беспокойство основных акторов региона — России и Ирана, по вопросам присутствия третьих сил. Поэтому можно констатировать факт того, что милитаризация региона имеет автоматический и рефлексивный характер, формирующийся в соответствии с ростом экономических возможностей стран. При этом, несмотря на рост военно-морского потенциала всех стран, между ними сохраняется некий паритет, сформировавшийся в начале 90-ых годов после распада СССР. Как следствие, укрепление военного потенциала прибрежных стран не является основой для возможных конфликтов между странами Каспийского моря.
Председатель Экспертного совета Фонда поддержки научных исследований "Мастерская евразийских идей" Григорий Трофимчуксчитает, что у пяти прикаспийских государств – масса точек соприкосновения, кроме главной, политической. Они вполне могли бы организовать, пока не поздно, «Крепость Каспий», чтобы в превентивном порядке защитить здесь свои интересы, включая окружную железную дорогу, и прочую инфраструктуру. Однако пойти на это на деле они, каждый в отдельности, побоятся. Поэтому США и НАТО будет достаточно выдернуть одну страну из пяти, чтобы спокойно выйти на Каспий и установить здесь свой, новый порядок, убежден он.
Первый саммит прикаспийских государств прошел в 2002 году в Ашхабаде, второй в 2007 году в Тегеране, третий прошел в ноябре 2010 года в Баку, а четвертый в 2014 году в Астрахани. Источник: kursiv.kz.
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 416
Рейтинг поста:
Кашаган позорно провален. Каких то доходов судя по СРП Казахстану никогда там не дождаться.
А Каспийский статус в таких обстоятельствах в первую очередь нужен Западу, чтобы трубу кинуть по дну в сторону Кавказа.