Переменчивая геометрия любовного треугольника: Индия, Россия и США
Россия – страна, стратегическим отношениям Индии с которой уже десятки лет. Америка представляет собой место, куда индийцы уезжают за лучшей жизнью. Таков взгляд индийцев на две ведущие мировые державы. Только и всего. Недавний визит Барака Обамы в Индию не изменит эту реальность, а те, кто строят догадки насчёт разительных перемен в индийской внешней политике, – либо дураки, либо любители, либо и то, и другое.
«Хорошие отношения с США отражают желания, а связи с Россией – это жёсткая действительность», – говорит профессор исследований в области национальной безопасности Центра изучения политики Бхарат Карнад. «Ни о каком существенном сдвиге в политике речи не идёт, и уж точно ни о чём таком, что бы происходило за счёт отношений Индии с Москвой, особенно потому, что, в отличие от США, Россия выступала и продолжает выступать партнёром Индии в стратегически чувствительных технических проектах, начиная с ракет, подводных аппаратов, ракетоносных, атомных подлодок, и заканчивая истребителем пятого поколения», – сказал он в интервью Defense News.
В течение десятилетий Индию посетило множество американских президентов. Аналогично, индийские премьер-министры бывали в Америке. Но динамика индийско-американских отношений особых изменений не претерпела. Да и с чего? США – лидер западного мира, благосостояние которого в значительной мере построено на доминировании над остальным миром. Индия, с другой стороны, является членом группы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка), цель которой заключается в том, чтобы положить конец господству возглавляемого Америкой блока.
Модиев operandi
Поэтому возникает вопрос: зачем премьер-министр Нарендра Моди и Обама в спешке устроили этот роман на День Республики? Позиция США читается легко. Запретив Моди въезд в страну на десять лет (к указанному решению американцы пришли по причине активного лоббирования со стороны индийских левых, индийских христиан, американских евангелических групп и организаций индийских мусульман), США хотели войти в расположение новоизбранного и очень популярного лидера. Нельзя оставаться в плохих отношениях с лидером второй по населению страны в мире в момент, когда между собой сближаются самая населённая страна (Китай) и страна, у которой больше всех атомных бомб (Россия).
Имеющиеся у Моди причины простить и забыть оскорбительное к себе отношение, мучительно неприятное для каждого патриотичного индийца, не могут быть отнесены на счёт индуистской философии «мой гость – мой бог». Моди слишком прагматичен для такого дешёвого пиара. Дело здесь в том, что если отношения Моди с США быстро не оттаяли бы после того, как он стал премьер-министром, то остальной мир тоже продолжал бы относиться к нему как к неприкасаемому, беря пример с США.
Индийские СМИ с готовностью пошли бы на поводу у своих хозяев и набросились бы на Моди. Аналитические центры ЦРУ в очередной раз насобирали бы фальшивых историй о причастности Моди к погромам мусульман 2002 года. То, что индийские суды его оправдали, не имеет для этих антигосударственных элементов никакого значения. Поэтому пригласить Обаму на парад нового премьер-министра вынудили соображения именно внутренней политики.
Есть ещё одно важное объяснение тому, почему индийско-американский роман напоминает весну в тундре – американцы вмешиваются во внутренние дела Индии, а русские – нет. Или, как говаривал заведующий нашей кафедрой профессор Анис Байректаревич: «В биологии и геополитике действует одно и то же базовое правило: соответствуй требованиям или умри».
27 января, за несколько часов до того, как взойти на свой борт своего самолёта, вылетающего в Саудовскую Аравию, Обама зашёл на территорию, до которой ему не должно было быть дела. «У каждого есть право исповедовать свою веру, как ему угодно, или вообще не придерживаться какой-либо веры, и делать это, не подвергаясь гонениям и не испытывая чувство страха», – наставлял он внимавших ему молодых индийцев.
Обама, конечно же, имел в виду программу правящей БДП (Бхаратия джаната парти Индийская народная партия; прим.) по возвращению индийских мусульман и христиан в лоно индуизма. Это без сомнения спорный пункт, но у США нет абсолютно никаких прав предъявлять что-либо по данному вопросу. За США, почти истребившими коренных жителей американского континента и загнавшими в гетто своё чернокожее население, не осталось какой-либо нравственной легитимности. В сущности, что мешало Обаме с тем же успехом заговорить о религиозной терпимости в Саудовской Аравии? Но ни один американский президент никогда этого не сделает. Понятно, что подобное резонёрство рассчитано на слабые государства, к коим относится и Индия.
Кроме того, выступать с таким прощальным словом после всего индийского гостеприимства и низкопоклонства было со стороны главы государства крайней неблагодарностью. Российский президент Владимир Путин неоднократно посещал Индию, но когда он в последний раз ставил своих хозяев в такое неловкое положение, как американцы?
Прощальное выступление Обамы – не какой-то там пустяк. Вот что поведал редактор Newsinsight Н.В. Субраманян: «Следы ведут к новому американскому послу в Индии Ричарду Верме, который подсказал свою вставку в президентскую речь, скорее всего, по наущению штатных сотрудников американского посольства, которые ранее участвовали в кампании против премьер-министра Нарендры Моди. Правительство приняло такое отступление от протокола как должное».
При этом то, что Обама поднял эту крайне деликатную тему во время поездки, призванной навести мосты в отношениях, говорит о давлении, которое испытывает американское руководство со стороны американских церквей, добивающихся ускорения процесса массового обращения индийцев в особо заразную форму евангелического христианства. Угроза для Индии в том, что церкви эти напрямую связаны с индийскими христианскими группами.
Порочный круг
Всякий раз, когда американский лидер посещает Индию, СМИ входят в раж в предположениях о том, как визит изменит индийско-американские отношения. При этом склонны забывать, что подобные визиты в прошлом ни к чему особому не приводили. Помните Джимми Картера? Когда в 1978 году ставший хромой уткой американский президент посетил Индию, правительство переименовало в его честь деревню в штате Харьяна. Существует ли ещё Картерпури или она опять стала Даулатпур-Насирабадом, значения не имеет, но после того как на место Картера пришёл Рональд Рейган, отношения Индии с США вошли в пике.
На этот раз индийское руководство не стало лезть из кожи вон. Но бестолковые индийские СМИ не перестают спекулировать о том, приобретут ли отношения Нью-Дели с Вашингтоном стратегическую остроту. Вот новость для тех, кто в предвкушении ожидал наплыва американских военных технологий в индийский производственный сектор: всё, что предлагают США – это технологии разработки беспилотника средней дальности. Да, они швыряют Индии безделушку.
Редактор одного индийского журнала сказал автору этих строк, что из «источников в верхах» ему стало известно, что администрация Обамы предложит Индии малозаметный истребитель F-35, а может даже сверхсекретный F-22. Ему было вежливо сказано, что Индии нет никакого прока от неудачного F-35, а американское законодательство запрещает экспорт стелс-перехватчика F-22 или использованных в нём технологий. Кроме этого, Россия и Индия совместно разрабатывают истребитель пятого поколения, который, возможно, будет превосходить два указанных американских истребителя.
Реальность индийской военной техники сохранит преимущественную ориентацию на Россию. Кроме малозаметных истребителей, Индия и Россия ведут совместную работу над проектами таких мощных вооружений как атомная подводная лодка «Арихант» и сверхзвуковая крылатая ракета «БраМос». Есть ещё грозная ударная атомная подлодка класса «Акула», которую Москва предоставила в аренду индийским ВМС. Скоро ожидается сдача в аренду второй АПЛ. Как говорит российский посол Александр Кадакин, ни одна страна кроме России атомную подлодку Индии не предложит.
И, наконец, почему каждый приехавший в Индию американский президент говорит, что он, его жена, семья, друзья, учитель, дворецкий, да и фактически все Соединённые Штаты вдохновлены Ганди? А возвратившись домой, они вдохновлены такими военными деятелями как Александр Великий, Джордж Патон и Джордж Вашингтон. Что бы там ни было, это большая ложь. Ибо если США на самом деле вдохновлял Ганди, они бы не воевали сутки напролёт.
К сожалению, ни одного индийца не обижает, когда представители Запада постоянно связывают дефисом Индию и Ганди, словно у страны за 5 тысяч лет её летописной истории не было ни одного великого вождя. Именно это Западу и нужно – запереть Индию в рамках миролюбивого менталитета и выхолостить из неё боевой дух. Потому что если индийцы останутся пацифистами, то Западу будет легче в очередной раз проникнуть в их страну. Этого старого затасканного сценария и придерживается Обама.4
Источник перевод для MixedNews — josser Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|