То, что по итогам визитов канцлера Германии Ангелы Меркель и президента Франции Франсуа Олланда сначала 5 февраля в Киев для встречи с президентом Украины Порошенко, а затем 6 января в Москву для встречи с президентом России Владимиром Путиным, нет никакой информации, говорит о том, что договоренности достигнуты по общим параметрам урегулирования, в отношении же деталей, которые и определят – кто на самом деле выиграл от их заключения, можно сказать, что работа по ним продолжается.
Пока в отношении реальных предложений по выходу из украинского кризиса нет достоверной информации, попробуем проанализировать переговорные позиции сторон.
Можно предположить, что Новороссия и Россия будут говорить о новом «минском формате» с учетом достигнутых ВСН успехов. Т.е. либо граница на той линии, которая сейчас достигнута ВСН, либо выход на границы ЛНР и ДНР. Сильная сторона России на переговорах – Дебальцевский котел. Если предложения России не принимаются, то котел захлопывается и 5-8-тысячная группировка хунты перемалывается, после чего ни о каком дальнейшем осмысленном сопротивлении войск хунты говорить не приходится. При этом размен дебальцевской группировки ВСУ может идти и по линии отвода артиллерии ВСУ от Донецка, Горловки и других городов на 50-70 км. Это минимальные требования, без достижения которых России и садиться за стол переговоров и не следовало.
Это военная часть переговоров. Есть еще и политическая. Федерализация Украины, прописанная в Конституции Украины, и полная автономия ЛНР и ДНР в составе Украины. Кто-то, возможно, воспримет, автономию ЛНР и ДНР в составе Украины как поражение Москвы и Новороссии. Однако это только на первый взгляд. Т.к., во-первых, автономизация рано или поздно все равно добьет нынешнюю Украины, и при принятии таких требований она все равно с учетом ее нынешнего экономического положения больше года (двух, трех – в данной ситуации не важно) не продержится и распадется. Через новую гражданскую войну или мирно – совсем другой вопрос, который сейчас абсолютно вторичен.
Россия же при этом, как и Европа, решат свои главные задачи – снятие режима санкций и переход к диалогу о формировании единой зоны безопасности в Европе и евразийской торговой зоны в новом режиме. И одна сторона при этом, и вторая будут прекрасно понимать, что данное решение украинского вопроса – временное. Но пока так. А дальше по мере выдавливания США из европейской проблематики, эта проблема будет решаться уже другими путями.
Устраивают ли подходы России США, Европу и Украину? Тут сложный вопрос. Европу, в принципе, да, тем, что решение, даже временное, украинского вопроса даст Европе так необходимую автономию от тупого следования в фарватере американской политики в отношении конфликта на Украине. Порошенко эти договоренности также устраивают, но только в том случае, если его не будут свергать за их достижение, что большой вопрос. Группировку Обама-Керри эти договоренности также устроят, т.к. гарантируют США от еще большего провала на Украине.
Кого эти договоренности не устроят точно – это «партию войны» в США (Клинтон-Маккейн, силовики) и на Украине (Яценюк-Турчинов). И т.к. американцы не были привлечены к этим договоренностям, как и в феврале прошлого года, когда после предыдущих переговоров министров иностранных дел в «нормандском формате» с бывшим президентом Украины Януковичем, США просто «положили» на достигнутые без их участия договоренности, то что им мешает в этом году сделать то же самое? Ничего. Поэтому можно предположить, что как запасной, в случае полного неприятия достигнутых на переговорах лидеров государств «нормандской четверки» договоренностей по урегулированию гражданской войны на Украине, американцы с помощью своей пятой колонны на Украине могут преподнести уже сюрприз и Порошенко, как не справившемуся с возложенной на него миссией.
Если Европу такой вариант не устроит, то Россию – вполне, т.к. новая линия разграничения между хунтой и Новороссией будет зафиксирована по факту, а вот новый переворот в Киеве доведет остатки Украины до полного коллапса в течении двух-трех месяцев. Об этом говорит и уменьшение ЗВР Украины более чем в два раза за последние четыре месяца. После чего не за горами будет новый этап переговоров. Но уже не о линии разграничения между Новороссией и хунтой, а о принципах формирования нового государства на территории нынешней Украины. И не факт, что США и Европа будут вообще привлечены к этим переговорам.