Боевикам Майдана поручили охранять ядерные объекты Украины.
Украинские радикальные националисты получили официальный доступ на все ядерные объекты страны. Соответствующее положение содержится в поправках к закону «О национальной гвардии Украины», одобренному Верховной Радой большинством голосов во вторник, 3 февраля.
Документ в обновленной редакции призван усовершенствовать организационную структуру и порядок деятельности этого силового подразделения, созданного в марте 2014 года на базе внутренних войск Украины с участием бойцов «Самообороны Майдана» и так называемых «добровольческих батальонов».
Однако самое примечательное - в новом варианте, как отмечает Федеральное агентство новостей со ссылкой на пресс-службу украинского парламента, «закон устанавливает порядок реализации функции по охране ядерных установок, ядерных материалов, радиоактивных отходов, других источников ионизирующего излучения государственной собственности, важных государственных объектов и специальных грузов».
На первый взгляд, вроде бы, все логично – у нас охраной подобных объектов тоже занимаются Внутренние войска. Проблема – в кадрах. Конкретно, в той части нынешней нацгвардии, которая формировалась из радикальных украинских националистов, исповедующих неонацистские идеи.
Те из них, кто успел поучаствовать в так называемой «АТО» в Донбассе, уже снискали себе «славу» садистов и мародёров. Сегодня даже эти «отморозки» получили право доступа на все ядерные объекты на территории Украины. Насколько надежна такая стража? И не решится ли она, пробравшись к реактору, в определенных политических обстоятельствах прибегнуть к ядерному шантажу?
- Ситуация малоприятная, - рассуждает
член Общественного совета при Минобороны РФ директор Центра анализа мировой торговли оружием Игорь Коротченко. – Эти добровольческие батальоны сегодня однозначно заявили, что они отказываются участвовать в боевых действиях. Было заявление на уровне советника президента Порошенко, который сказал, что в ходе боев за Донецкий аэропорт ряд батальонов отказался выполнять приказы Киева. На штурм в тот день пошла только регулярная армия.
Поэтому ожидание новой волны эскалации конфликта на Украине весной этого года однозначно подразумевает, что на добровольческие батальоны, в том числе, входящие в состав нацгвардии, ставка, как на силу, способную что-либо решать на поле боя, делаться не будет. В этой связи охрана ядерных объектов Украины автоматически может перейти от тех, кто раньше этим занимался профессионально, к тем, кто останется в тылу - к «радикалам» из добровольческих батальонов.
— Какая в этом опасность?
- Учитывая, что в батальонах царит абсолютная «махновщина», нельзя, к сожалению, исключить, что допуск к ядерным объектам может быть использован для элементарного хищения радиоактивных материалов и переправки их на «черный рынок». Либо даже для ядерного шантажа правительственных структур Украины или России. Это вполне вероятный вариант развития событий.
Потому что боевики, набранные на Майдане - это ударное националистическое ядро. Они пытаются извлечь максимум выгоды из того положения, которое сегодня занимают. А здесь набор очень ограниченный. Грабеж населения Донбасса? Этот процесс сопряжен с реальной опасностью получить пулю в лоб от ополченцев. Остается где-то в тылах «отжимать» бизнес и грабить то, что тебе поручили охранять.
В данном случае доступ этих людей к ядерным материалам может привести к масштабным чрезвычайным ситуациям, связанным с тем, что они будут просто по привычке тащить то, что плохо лежит. Потому что объективно есть «черный рынок» радиоактивных материалов. Есть возможность для ядерного шантажа. Есть покупатели на так называемую «грязную» атомную бомбу. То есть на высокоактивные радиоактивные отходы, которые могут быть использованы в качестве «грязного» ядерного заряда для загрязнение местности путем распыления или подрыва высокоактивных радиоактивных материалов.
Директор Российского института стратегических исследований Леонид Решетников считает, что закон о нацгвардии отредактирован под Порошенко:
- Этот закон - отчаянная попытка укрепить президентскую вертикаль. Порошенко остро нужна сила, на которую он мог бы опираться. Сейчас такой силы у президента фактически нет. Поскольку армия – не очень надежный элемент из-за своего нынешнего состояния. А все эти территориальные батальоны из националистов и уголовников вообще представляют собой анархическую неподконтрольную массу. Нужна какая-то стержневая сила, чтобы не произошло сползания к полной анархии.
Что касается факта передачи под охрану этой национальной гвардии атомных объектов, то, на мой взгляд, прежде всего, это говорит о том, что Порошенко сам хочет контролировать одну из важнейших составляющих экономики. И возможно, не только контролировать, но и шантажировать своих противников как внутри страны, так и за ее пределами.
Насколько это будет гарантировать безопасность ядерных объектов – большой вопрос. Хочется надеяться, что самых «бесноватых» он из охраны атомных станций уберет, а остальная масса подчинится.
Но риск, конечно, есть. Поскольку эти люди способны на неконтролируемые и самые радикальные поступки. А ядерные материалы в таких руках – это уже реальная угроза не только для России, но и для всей Европы.
Завкафедрой политологии и социологии РЭУ им. Плеханова Андрей Кошкин тоже опасается, что решение украинских депутатов может иметь трагические и тотальные последствия.
- Об аварии на Чернобыльской АЭС говорят, что она не должна была произойти ни теоретически, ни практически. Но произошла – потому что фатальное стечение обстоятельств. Здесь все тоже может закончиться большой катастрофой. Ведь что собой представляют бойцы национальной гвардии нам хорошо известно по тем вопиющим преступлениям, которые они творили и продолжают творить на Востоке и Юго-Востоке Украины, на так называемых «освобожденных» территориях.
И в погоне за какой-то материальной выгодой или некими политическими дивидендами, просто в «патриотическом» угаре они могут создать прецедент чрезвычайно опасный не только для своей страны, но и для всего Европейского региона. Тем более, если станут охранять ядерные объекты с оружием в руках. Появятся, естественно, все возможности этот объект захватить.