География этносов любит подкидывать удивительные сюрпризы. Более того, ученые, которые занимаются археологией и исследованием народностей, признают, что невозможно постичь эту науку на максимальном уровне, всегда найдутся нестыковки, из которых можно развить прямо противоположные теории.
Один из самых удивительных народов — лужицкие сербы, славяне, самосознание которых оказалось на высочайшем уровне, а готовность противостоять культурной и языковой оккупации высока даже в наши дни, когда призрак глобализации отмеривает длинные шаги по всей планете.
По вехам историиЛужицкие племенные союзы берут свое начало с 6-7 века. Продвигаясь в ходе Великого переселения народов, славяне торновской культуры обосновались у Эльбы, компактно заселив считающиеся «исконно немецкими» территории. Племена лужичан создавали мощные военные союзы с мильчанами, далеминцами и другими западнославянскими народностями. До 10 века военный союз лужицких сербов распространил свое влияние на обширные земли между Эльбой и Одером. К 9 веку относится один из главных исторических героев лужицких сербов — князь Милидух, который «твердой рукой правил сорбскими племенами».
Закат самобытного лужицкого государства приходится на конец 10 века нашей эры. К этому времени германские племена закрепились на севере Центральной Европы, огнем и мечом выжигая коренное население. Большинство славян в регионе уже подверглись истреблению либо в лучшем случае были ассимилированы захватчиками. В ходе германизации и христианизации сохранившие самобытность лужичане разделились на две небольших области, расположенные на востоке Германии.
Сложно сказать, каким именно образом лужицкие сербы смогли пронести свою славянскую культуру через ужасы и мрак европейских войн. Ведь, как известно, остальные славянские племена Центральной Европы исчезли с ее карты позднее всего в 13-14 веках, равно как и славяне Балтики — поглощенные немецкой экспансией. Тем не менее, лужичане буквально спасли практически все свои национальные особенности. До сих пор в использовании остались верхнелужицкий и нижнелужицкий языки, сохранившие почти первобытную архаичность и за это почитаемые языковедами. Большинство лужичан перешло в католичество или протестантизм, но, тем не менее, их уровень самосознания как нации существует и сейчас.
Ассимилянты и коренные жители: долгая борьба за право на жизньНемцы никогда не относились к лужичанам как к самостоятельному этносу, обладавшему возможностью развивать свою культуру и язык. Как уже говорилось, насильственная христианизация этих племен, преимущественно языческих, прошла успешно, а вот попытка уничтожить любое обособление лужицких сербов от немецкого народа обернулось полным провалом.
На протяжении существования Священной Римской империи, Второго Рейха и даже гитлеровской Германии лужичане рассматривались как этнос, который вот-вот падет в небытие, исчезнет вместе со своей самобытностью. Религиозный реформатор 16 века Мартин Лютер отказался переводить церковную литературу на серболужицкие языки, сказав, что «…через сто лет о нем (языке) не будет и помину…» А один из теоретиков классического коммунизма Фридрих Энгельс, даже при учете его толерантного отношения к другим национальностям и народам, говорил о лужичанах только в прошедшем времени и отмечал: "Эти славянские области полностью германизированы, дело это уже сделано и не может быть исправлено, разве только панслависты разыщут исчезнувшие сорбский, вендский и ободритский языки и навяжут их жителям Лейпцига, Берлина и Штеттина".
Ироничное предсказание Энгельса, ко всеобщему удивлению, отчасти сбылось. Сегодня Штеттин — это Щецин, и каким бы высоким не был уровень русофобии в Польше, там говорят и будут говорить на славянском языке. То же самое касается и центральноевропейских земель, отошедших к Польше и Чехии — западным форпостам славянства. А лужицкие анклавы в Восточной Германии реструктуризировали свою общность и сумели сохранить ограниченную автономию как в начале 20 века, так и к его концу.
Лужичане в современной общественно-политической жизниПотомки лужицких сербов проживают в исторической области под названием Лужица. Верхняя Лужица относится к немецкой земле Брандебург, нижняя — к Саксонии. И там, и там лужичане имеют ограниченную культурно-территориальную автономию, действуют законы, содействующие сохранению их языка и культуры. Сами по себе лужицкие сербы официально признаются как одно из нескольких национальных меньшинств на территории ФРГ со всеми вытекающими правовыми особенностями.
В Германии насчитывается около 60 тысяч лужичан. Безусловно, это гораздо меньше, чем было 150-200 лет назад, но их борьба за самосохранение заслуживает уважения. Лужицкие сербы не разобщены — их основным языком стал немецкий, но почти все на хорошем уровне знают коренное наречие. Лужичане гармонично встроены в немецкую общественную деятельность, их права защищает объединение Домовина, работающее уже более ста лет. Под эгидой Домовины объединены десятки лужицких культурных организаций, она участвует в книгопечатании на местных языках. Ко мнению деятелей Домовины прислушиваются все ведущие политики Брандебурга и Саксонии.
Лужичане являют собой удивительный пример славянского духа, который они сохранили даже в чуждых культурно и этнически немецких землях. Они существуют здесь полторы тысячи лет, сохраняя присущие только им особенности. Лужичане выстояли перед мощнейшим напором оккупантов и отстояли свое право жить на своей земле. И это образец действительного единения народа, на который нужно равняться всем нам, потомкам древних русских витязей.