Начиная с июля прошлого года цены на нефть начали безостановочно снижаться. В общей сложности цены снизились почти на 50%, что стало причиной серьезных изменений в экономической ситуации многих стран.
Аналитики делали прогнозы относительно дальнейшего развития ситуации на рынке. Кто-то строил теории заговора, нефтяные компании подсчитывали убытки и планировали сокращение расходов, чтобы выжить на рынке в сложившейся ситуации.
Несомненно, многие аналитики строят свои предположения относительно того, как ситуация на нефтяном рынке повлияет на геополитическую ситуацию в мире.
Россия и мир: санкции и нефть
Россия — одна из крупнейших нефтедобывающих стран в мире. Сейчас экономика страны оказалась в тяжелом положении, однако дело не только в ситуации на нефтяном рынке. Свою роль сыграли также и западные санкции, введенные странами Евросоюза и США после референдума в Крыму.
Эти два фактора привели к непростому положению, в котором оказалась российская экономика: замедление экономического роста, снижение курса рубля против доллара и евро, стремительная инфляция.
Так как на экспорт нефти приходится значительная доля доходов экономики страны, то сейчас, при снижении цен на нефть на мировом рынке, власти стремятся к сокращению расходов с целью сбалансировать бюджет.
Именно поэтому изменения внутри России, которая является крупным игроком на мировом рынке, не могли не повлечь за собой последствий и для других стран.
Во-первых, ситуация с "Южным потоком". Изначально Россия была намерена построить газопровод в Европу не через территорию Украины, которая показала себя как ненадежный транзитер. Такой газопровод должен был увеличить надежность поставок в Европу.
Однако Третий энергопакет, принятый странами ЕС, и санкции против российских компаний, в том числе и против "Газпрома", привели к тому, что Россия отказалась от строительства трубопровода.
В настоящий момент готовится проект нового газопровода — уже через территорию Турции. Согласно предварительным оценкам Россия будет транспортировать до 63 млрд куб. м газа по газопроводу, который пройдет по дну Черного моря на территорию Турции.
Таким образом, "Газпром" фактически ставит странам ЕС ультиматум: стройте газопроводы на территории ЕС, иначе мы будем поставлять газ другим покупателям.
К каким последствиям это может привести?
Во-первых, страны ЕС уже сейчас подсчитывают убытки от нереализованного проекта. Во-вторых, ситуация с Турцией становится очень интересной. Турция годами ждала одобрения на вступление в ЕС, ее интересы игнорировали. А теперь, заручившись поддержкой такого крупного партнера, как Россия, Турция начала взвешивать все "за" и "против", ведь строительство так называемого "Турецкого потока" сделает Европу зависимой уже от Турции как от транзитера газа, а это весьма выгодная ситуация для страны.
Китай и Россия: курс на сближение
И еще один момент, связанный не только с ценами на нефть, но и с западными санкциями, — укрепление сотрудничества России с Китаем. В первую очередь это сотрудничество касается вопросов энергетики.
Не так давно две страны заключили ряд договоров в области энергетики.
21 мая 2014 г. в Шанхае российский "Газпром" и китайская CNPC подписали долгосрочный договор о поставках природного газа. Данный контракт назвали сделкой века. Общая стоимость газа по заключенному контракту составит $400 млрд. В течение 30 лет планируются поставки в размере 38 млрд куб. м газа в год с возможным увеличением до 60 млрд куб. м в год. Кроме того, большой контракт был также подписан между "Ямал-СПГ" и CNPC.
Многие как в России, так и на Западе отметили, что укрепление сотрудничества с Китаем, в том числе в сфере энергетики, является одним из ключевых стратегических направлений для России – особенно в условиях обострения отношений с Европой и санкционного давления западных стран.
Китайские эксперты заявили, что экономическое сотрудничество с Россией для Китая – это естественный и закономерный процесс.
Кроме того, Китай все больше покупает нефти из России и все меньше из Саудовской Аравии, крупнейшего производителя нефти в мире. Смерть короля страны добавляет неопределенности в будущее саудитов на нефтерынке Китая, на котором они еще пока доминируют.
Столкнувшись с падением цен и снижением спроса со стороны США, живущие за счет экспорта нефти страны ОПЕК, теряющие сотни миллиардов долларов из-за собственного демпинга, теперь вынуждены переживать крушение своих надежд на поставки нефти в Китай.
Саудовская Аравия и ее партнеры по картелю, даже такие как Венесуэла, теряют рынок Поднебесной из-за растущего сотрудничества между Россией и Китаем.
Китайские таможенные данные показывают, что китайский импорт нефти из крупных стран ОПЕК упал, в то время как покупка Китаем нефти из России выросла на 36% в 2014 г. В частности, Китай снизил покупку нефти из Саудовской Аравии на 8%, из Венесуэлы - на 11%.
Новые данные показывают, что доля Саудовской Аравии на нефтерынке Китая сократилась по сравнению с прошлым годом с 19% до 16%, а доля России выросла с 9% до 11%.
Рост китайского импорта российской нефти будет продолжаться. Поток российской нефти в Китай вырастет с 30 млн тонн в 2014 г. и и превзойдет 50 млн тонн в год к 2020 г. (это уровень поставок Саудовской Аравии в 2014 г.), прогнозирует Сухант Гупта из энергетической консалтинговой компании Wood Mackenzie.
Тут есть еще один любопытный момент — валюта. Китай и Россия расширяют расчеты в национальных валютах, избегая доллар, а также реализуют миллиардные проекты, китайские компании получают доли в российских крупнейших нефтеместорождениях.
А это, несомненно, ослабляет позиции доллара в мире.
Иран: сближение с Западом и терроризм
В СМИ высказывались теории заговора о том, что падение цен на нефть было спровоцировано Саудовской Аравией, вероятно, совместно с США и другими странами Персидского залива. Целью такого заговора кто-то называл ослабление экономики России, однако были варианты, что страны стремятся подорвать экономику Ирана — основного политического и религиозного конкурента Саудовской Аравии на Ближнем Востоке.
Правда это или нет, но ни у кого не возникает сомнений в том, что такая ситуация негативно отразилась на экономике Ирана.
Иран уже сейчас терпит убытки в размере сотен миллиардов долларов из-за западных санкций и долгих лет неумелого правления Махмуда Ахмадинежада, бывшего президента страны, пишет издание Bloomberg. Как и Россия, Иран стремится сократить расходы в бюджете на текущий год, который составлен исходя из крайне оптимистического прогноза цен на нефть в $72 за баррель.
Однако, в отличие от России, которая нацелена на сближение с азиатскими странами, снижение цен на нефть может привести к сближению Ирана со странами Запада. В своей речи от 4 января президент страны Хасан Роухани заявил, что иранская экономика "не может развиваться в изоляции от остального мира". При этом министр иностранных дел страны ведет переговоры с западными странами по ядерной программе - соглашение, которое может привести к ослаблению или даже полной отмене западных санкций, отмечает Washington Post.
Помимо прочего, Иран ведет переговоры с Западом относительно деятельности террористической организации ИГИЛ. Иран направил значительную часть своих вооруженных сил на борьбу с террористической организацией вместе с такими западными союзниками, как США, Великобритания, Франция и Канада. Все это происходит, несмотря на поддержку Ираном организации "Хезболла" и сирийского президента Асада.
Многие аналитики отмечают, что в отношениях между Ираном и Западом происходит потепление. Конечно, экономика Ирана серьезно пострадала от западных санкций и еще больше — от снижения цен на нефть. При этом, если санкции будут сняты, иранские банки смогут компенсировать ущерб от падения цен на нефть, отмечают аналитики.
Венесуэла готовится к худшему
Еще одна проигравшая сторона — Венесуэла. Однако для нее ситуация еще более непростая, чем для вышеперечисленных стран. Еще при Уго Чавесе у страны образовался огромный долг, когда к власти пришел новый президент Николас Мадуро.
Сейчас инфляция в стране достигает почти 60%, а у магазинов выстраиваются огромные очереди, так как в стране наблюдается дефицит практически всех товаров первой необходимости. Мадуро сталкивается с перспективой серьезных беспорядков в стране, если ситуация не улучшится.
В стране одни из самых низких цен на бензин в мире, однако Мадуро отказался от отмены топливных субсидий, опасаясь масштабных протестов, как было в 1989 г., когда сотни человек были убиты, после того как правительство подняло цены на бензин.
Венесуэла еще более зависима от цен на нефть, чем Россия, так как на экспорт нефти приходится до 96% доходов страны. Сложившаяся ситуация на нефтяном рынке ставит перед президентом Мадуро непростую дилемму: либо занимать еще больше денег, несмотря на непогашенные старые займы, либо сокращать расходы.
Резервы страны составляют всего около $20 млрд, при этом долг только Китаю достигает $50 млрд. Таким образом, Венесуэле придется делать выбор: либо объявить дефолт по долгам, либо заморить народ голодом, что неизбежно приведет к беспорядкам, отмечает издание Washington Post. Источник: vestifinance.ru.
Рейтинг публикации:
|