Заигравшись в вершителя судеб мира, канцлер ФРГ Ангела Меркель сгоряча чуть не спровоцировала распад ЕС, заявив о возможности выхода Греции из ЕС. Правда затем это опровергла. Но проблемы, нависшие над Европой нельзя исправить на словах. Нужно было ими заниматься вместо соучастия в преступном свержении украинской власти и геноциде жителей Донбасса.
Между тем, ситуация в экономике Евросоюза стремительно ухудшается. Так, по итогам 2014 года рост ВВП Евросоюза должен составить всего каких-то 0,8%, что даже не компенсирует спад 2013 и 2012 годов. Причина столь неутешительных результатов - перегрев экономики и серьезный дисбаланс между реальным сектором и финансовым в пользу последнего.
О том, что ЕС исчерпал возможности экономического роста также свидетельствует дефляция, которая в прошлом году составила 0,2%. Причина - слишком высокая стоимость евро, которая для европейцев оборачивается паденим покупательной способности, а в целом для ЕС замедлением роста объемов экспорта. Кроме того, у Брюсселя остается и другая проблема, угрожающая судьбе Евросоюза - долговой кризис, начавшийся еще в 2008 году и не разрешенный до сих пор. Для того, чтобы не позволить этим проблемам поставить крест на евроэкономике, Центральный банк ЕС почти весь прошлый год согласовывал политику так называемого «количественного смягчения» (Quantitative easing).
В результате одних только устных заявлений о возможном использовании инструмента QE с целью оживить «старушку-Европу», европейская валюта, начиная с мая 2014 года стремительно дешевела к доллару. А на торгах 16 января курс евро к доллару опускался ниже отметки 2003 года, до 1,15 доллара за евро. Таким образом, евро за 9 месяцев потерял больше 15% стоимости.
И как недавно стало известно, программе количественного смягчения, похоже, дадут зеленый свет, о чем на днях заявлял президент европейского центробанка Марио Драги. ЕЦБ намерен принять в ближайшие дни решение о прямом выкупе долгов стран ЕС на общую сумму €550 млрд (или даже 1 трлн. евро) через приобретение низколиквидных еврооблигаций и банковских активов.
Чем это теоритически должно помочь? Еврофинансисты рассчитывают за счет дополнительных денежных вливаний девальвировать евро. Эксперты говорят о вероятности курса евро/доллар один к одному или даже 0,9 евро за «бакс». Тем самым планируется решить сразу три проблемы. Во-первых, конечно же, это даст шанс без пяти минут «мусорным» облигациям некоторых евростран. Во-вторых, девальвация должна дать стимул реальному сектору экономики, увеличив конкурентоспособность продукции. В-третьих, удешевить долги европейских стран, в первую очередь таких критических должников, как Греция.
Лебедь, рак и щука
Однако не все так просто. В ЕС существуют серьезные разногласия относительно дальнейших действий. Прежде всего это касается Германии, которая является ярым противников количественного смягчения. В частности, против этой меры традиционно выступал президент Бундесбанка Германии Йенс Вайдман. Еще бы, ведь политика вливания денежных средств касается не только стран, которые находятся в критической ситуации и которым с целью спасения европейского проекта нужно помочь с погашением долгов, но и всех развитых стран.
То есть Брюссель вольет свеженапечатанные евро в том числе и в экономики благополучных соседей, которые не побрезгуют поправить свое положение. А это совсем невыгодно Германии - крупнейшей экономике ЕС, которой, по сути, придется тянуть последствия QE «на своем горбу». При условии, что последствия могут быть совершенно инными, нежели предполагают евробюрократы. QE может привести к чрезмерной инфляции и неуправляемой девальвации, так как эти вливания не адресованы реальному сектору, который испытывает трудности. «Шальные» евро могут попасть в руки европейских банков, которые попытаются на этом заработать.
Нежелание Германии девальвировать евро вполне закономерно. Берлин не хочет потерять доминирующее положение в Евросоюзе. Согласно данным Федерального статистического агентства ФРГ, рост ВВП страны в 2014 году составил 1,5%. Частное потребление в 2014 году увеличилось на 1,1% по сравнению с 2013 годом, капитальные инвестиции выросли на 3,7%. Объем экспорта из Германии увеличился на 3,7%, объем импорта - на 3,3%, а внутренний спрос на 1,2%.
По сравнению с куда более печальными итогами года во Франции и Италии, немцы демонстрируют образец стабильности. Дорогой евро дает Германии дорогой внутренний спрос, а немецкие компании имеют прочные позиции на европейском рынке и за его пределами и без девальвации. Берлин вполне устраивает такой расклад. Но сохранять старое положение вещей не выйдет - кричащие долговые проблемы и отсутствие экономических успехов у большей части стран ЕС требуют серьезных перемен.
Вопрос тут, конечно, заключается в том, как эти перемены осуществлять. То, каким образом Евросоюз ведет к переменам немецкий канцлер Ангела Меркель, больше напоминает хождение по тонкому льду. Например, в первых числах января немецкое издание Spiegel опубликовало материал о том, что Меркель и министр финансов Германии Вольфганг Шойбле считают, что в случае выхода Греции из еврозоны, ничего плохого не случится.
Однако уже вскоре громкое заявление было опровергнуто. По слова Юрки Катайнен, вице-президента Европейской Комиссии, сообщения о выходе Греции из еврозоны являются слухами и такой шаг невозможен. И это понятно. Еще в 2011 году Германия в лице той же Меркель взяла на себя гарантии по долгам Греции в объеме 211 миллиардов евро. Однако ее выход из еврозоны отнюдь не означает, что Берлин сбросит с себя долговую ношу - эти долги состоят в том числе из денег европейских инвесторов.
В то же время греческий вопрос остается открытым. Греция не желает проводить политику жесткой экономии, которую от нее требует Брюссель. Потому что это бьет по интересам населения. Именно поэтому в последнее время популярность на греческом политическом поле набирала Коалиция Радикальных Левых (СИРИЗА), выступающая за списание долгов перед ЕС и отказ от мер жесткой экономии. 25 января в Греции должны пройти парламентские выборы, на которых представитель левой коалиции Алексис Ципрас имеет большие шансы к победе. Тогда-то вопрос дальнейшей судьбы Греции в составе ЕС будет поставлен ребром.
Совершенно не ясно, каким образом Европарламент будет решать назревшие проблемы сохранения единства Европы. В действиях евробюрократии во главе с Ангелой Меркель на сегодняшний день нет главного - слаженности и компромисса. Это хорошо видно на примере подоплеки вокруг политики по спасению евро и долгового вопроса. Германия под руководством Меркель пытается сохранить наиболее благоприятное для себя положение, при этом не допуская реконфигурации Евросоюза. Но это невозможно. В результате мы видим нарастающие противоречия.
Однако, как показал прошлый год, внутренние проблемы ЕС для Берлина - это не самое худшее, что могло случиться. Одним из главных противоречий в политике Германии, безусловно, является ситуация вокруг Украины. Иницитиатива Брюсселя, проявленная в ходе госпереворота в Киеве и последующее ухудшение торгово-экономических отношений с Россией - могут стать решающим фактором в дальнейшей судьбе Европы. Или, скажем так, «добивающим» фактором.
Похоже Меркель не понимает, что попытка сохранить влияние Германии в ЕС и выправить общую ситуацию с экономикой будет многократно осложняться военным конфликтом на Донбассе и экономическими санкциями в адрес пятого по величине торгового партнера - России. Последствия недальновидной внешней политики уже легли тяжелым бременем на без того дефицитный бюджет ЕС: Брюссель вынужден изыскивать средства для поддержки Украины, которая фактически является банкротом. А политика санкций в отношении РФ обойдется в десятки миллиардов евро, терять которые в столь сложный час для Европы - неприемлемо.
Кстати, падение экономики России, которого последовательно добиваются европейцы, уже потащило за собой страны Восточной Европы - на фоне российского кризиса начинаются проблемы у Польши, Венгрии и стран Прибалтики. Внезапный отказ Европы от «Южного потока» добавляет проблем в виде упущенной выгоды для стран-транзитеров вроде Болгарии, Венгрии, а также ломает энергетическую картину, которую сами же европейцы выстраивали более 20 лет.
Разумеется, Брюсселю каким-то образом придется компенсировать все потери такой политики. Возникает вопрос, где взять деньги на перекройку европейской экономики с учетом украинского кризиса, издержек антироссийской политики и долгового кризиса? Судя по дешевеющему евро и включенному печатному станку, деньги планируется изъять из кошельков немцев и более-менее работающих экономик Европы. Меркель, которой такой расклад ее граждане могут не простить, ничего с этим поделать не может. Она стала заложником целой серии ошибок, которую значительно «украсила» бестолковая политика в отношении Украины и России. Мораль такова: нужно было думать своей головой, а не слепо исполнять волю «старшего брата», которого текущее положение Евросоюза вполне устраивает.
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 313
Рейтинг поста: