Страсти, кипящие на внутриполитической арене Израиля, кажется, не вызывают никакого беспокойства у Биньямина Нетаньяху – премьер-министра этой ближневосточной страны. И его можно понять, как говорится, не первый раз замужем – в прошлом году началось его третье премьерство. А в начале декабря он в третий раз распустил Кнессет. Станет ли четвертая попытка для него судьбоносной?
Как делили апельсин
23 ноября после бурного обсуждения, члены израильского Кнессета одобрили проект закона «О национальном государстве», который гласит, что Израиль – это демократическое государство еврейского народа. Единственным народом, имеющим право на национальное самоопределение в пределах Израиля, признаются евреи.
2 декабря Биньямин Нетаньяху уволил министра финансов Яира Лапида и министра юстиции Ципи Ливни. Причем обвинив последнюю в заговоре с целью свержения действующей власти. Стоит отметить, что отношения премьер-министра с коллегами по кабинету никогда не были безоблачными. Уволенные министры имели точку зрения, противоположную премьеру, на целый ряд вопросов. Ливни была последовательным сторонником мирного урегулирования палестинской проблемы и образования независимой Палестины, что вызывало протест со стороны Ликуда. Что касается Лапида, то с ним у Нетаньяху были разногласия по вопросам экономической политики в целом и по принятию государственного бюджета в частности. Кстати, если снова вспоминать о законопроекте «национального государства», то его категорически не принимали также оба отлученных министра. Помимо этого оба они возглавляли центристские партии.
Учитывая все вышеозначенные обстоятельства, сложно воспринимать заявления Нетаньяху о заговоре всерьез.
Откуда есть пошла избирательная система Израиля
Удивляться, а уж тем более горевать о том, что все в очередной раз пошло не так, не стоит. Развал хрупкой правительственной коалиции был весьма предсказуем. Чтобы лучше разобраться в столь странных закономерностях обратимся к истории вопроса.
В 1890-х годах была создана Всемирная сионистская организация. Именно по образу и подобию процедур отбора в данную организацию и была создана выборная система сначала в органы на территории еврейских поселений в подмандатной Палестине, а потом и в самом государстве Израиль.
$adv
Суть проста. Партии избираются в 120-местный парламент на основе одной из самых чистых форм пропорционального представительства в мире. Для того, чтобы рассчитывать на место в парламенте партии достаточно преодолеть порог в 3,25 процента (с этого года, раньше порог был и того меньше – 2 процента). Избиратели выбирают между партийными списками (партии также могут выходить на выборы единым блоком, как, например, поступили в 2013 Ликуд и Наш дом - Израиль). Списки эти закрыты, то есть избиратели не могут изменить имена, указанные в них, так как представленные люди отбираются через внутренние партийные процедуры.
Избирательная система Израиля характеризуется наличием в ней огромного количества мнений, зачастую противоположных. Обычно в выборах принимает участие более 30 партий и как минимум 10 из них проходят в Кнессет. В таком случае формирование большинства (61 голос) становится задачей практически невыполнимой. Крупным партиям приходится искать союза с партиями меньшинства, а те в свою очередь пытаются получить максимум выгод и преференций за свою лояльность.
Так случилось и в 2013 году – 120 мест парламента заняли представители 12 партий: блок Ликуд – Наш дом – Израиль, Еш атид, Авода, Еврейский дом, ШАС и остальные партии, представители каждой из которых заняли менее 10 кресел.
Таким образом, мы видим, что проблема не в том, что Нетаньяху не смог договориться с Ливни или Лапидом, она намного глубже – в самих электоральных основах Израиля.
Система, предполагающая наличие максимальной вариативности представителей различных политических сил и плюрализма мнений в ней, была хороша в реалиях 90-х годов девятнадцатого века. Но будучи эффективной для организации (группы лиц), которая бьется за свои права и ведет активную борьбу за право быть услышанной и признанной мировым сообществом, система не может быть настолько же полезна и в государстве, существующем более 60 лет и уже прошедшим этапы своего становления и взросления.
Сионистский проект в опасности
Некоторые представители либеральной прессы Израиля всерьез опасаются возможного прихода к власти в результате выборов 2015 года все более «правеющего» Ликуда. А перспективы его объединения с лидерами религиозных партий, представляющих евреев-ортодоксов, и вовсе вызывает у них священный трепет.
Рисуются апокалиптические сценарии, по которым опасность грозит не только израильской демократии, но и сионистскому проекту в целом.
Вероятность того, что Нетаньяху включит в новое правительство лидеров евреев-ортодоксов и правда велика, но не стоит забывать о том, что для Ликуда этот альянс все равно будет вынужденным, хоть и не таким идеологически трудным, как с Еш Атид и партией Ципи Ливни. Между лидером Еврейского дома Нафтали Бенетом, Авигдором Либерманом (Наш дом – Израиль) и ультра-ортодоксами существуют серьезные политические разногласия. В основном они касаются вовлеченности ортодоксов в вопросы государственной религиозной деятельности и правовой системы. Бенет и Либерман были бы не прочь снизить их влияние на эти процессы. Именно в этом заложена причина нестабильности будущего возможного правительства.
К чему он клонит?
В трудные времена люди предпочитают сильную власть, готовую держать руку на пульсе и давать отпор потенциальным опасностям. Израильтяне не исключение. Во времена волнений и напряженности их также тянет вправо. В Сирии продолжает пылать гражданская война, что позволяет ЦАХАЛу наносить точечные удары по предполагаемым местам дислокации террористов, а заодно и дополнительно закрепляться на стратегически важных для Израиля Голанских высотах. В Ливане не утихает Хезболла, а значит можно продолжать проводить военные операции, направленные на недопущение передачи современных средств вооружения ливанской группировке. ИГИЛ пытается захватить все новые территории.
Для Ликуда самое время взять бразды правления в свои руки. Может быть, сейчас, во времена полного хаоса (по крайней мере, так кажется со стороны), Нетаньяху именно тот, кто четко видит путь для народа Израиля через поднявшуюся в пустыне песчаную бурю.
В качестве заключения
А что же большой брат? Государственный секретарь США Джон Керри заявил о поддержке Израиля, но вместе с тем отметил, что Америка надеется на то, что будущее правительство предпримет шаги для урегулирования конфликтной ситуации с Палестиной. Видимо, Бараку Обаме, чьи полномочия истекают в 2017 году, не дают покоя лавры его однопартийца Билла Клинтона, который, занимая пост президента США, способствовал подписанию Израилем и ООП (Организация освобождения Палестины) совместной Декларации о принципах. Согласитесь, вклад в урегулирование арабо-израильского конфликта, заслуга куда более весомая, чем Нобелевская премия мира.
Слабые страны не выживают, тем более в таком взрывоопасном регионе, как Ближний Восток. В США прекрасно понимают, что Израиль может быть только сильным, а упоминание палестинского урегулирования используют в качестве мантры или скорее жеста доброй воли, знака хороших манер: входя в дом – снимай обувь, говоря о поддержке политики Израиля – жури за Палестину.
США не только примут правительство, которое придет к власти в результате мартовских выборов, но и поддержат его, каким бы оно ни было (центристским, что менее вероятно или правым, что больше похоже на правду). А вот приведет ли это к агрессивной реакции «арабской улицы» покажет время. Источник: cont.ws.
Рейтинг публикации:
|