Западные аналитики объявили конфликт на востоке Украины «замороженным». Речь не о зиме, а о параллелях, которые иные обозреватели и эксперты проводят с тлеющими конфликтами в Нагорном Карабахе или, к примеру, в Кашмире. Наряду с признанием того, что украинский кризис — это надолго, передовые европейские умы почти консолидировались в вопросе частичной отмены санкций против России. Похоже, Евросоюз решил постепенно нормализовать отношения с Москвой, а уж затем плотно заняться украинским вопросом.
Украинский солдат ведёт наблюдение за пророссийскими сепаратистами («pro-Russia separatists») в районе Донецкого аэропорта. Фото: Mstyslav Chernov / «Associated Press»
За последние недели линия фронта в Восточной Украине практически не сдвинулась, пишет в
«Лос-Анджелес Таймс»репортёр Кэрол Уильямс. «Поддерживаемые Россией сепаратисты», указывает автор, и «правительственные силы» пережидают зиму, фактически находясь в тупике, похожем на соответствующие эпизоды Первой мировой войны.
Украина — «замороженный конфликт» новейшего времени. «Заморозка» случилась потому, считает журналистка, что, хоть территориальная агрессия и была «громко осуждена международным сообществом», желающих вмешаться в конфликт не нашлось.
«Владение — девять десятых закона»: подобный менталитет характерен для Кремля после распада Советского Союза. Российские войска с 1992 года находятся в Приднестровье и «подпирают там марионеточные правительства». В течение последних шести лет Россия влезла и в «районы Грузии» — Абхазию и Южную Осетию, считает обозревательница.
Впрочем, завоевания для достижения геополитических целей — политика не только бывшего СССР. Замороженные конфликты разбросаны там и сям по всему миру, и в некоторых из них противостояние длится более 60 лет. Пример — Кашмир: это регион стал катализатором для убийственных конфликтов, продолжающихся по сей день, и решения до сих пор не найдено.
«Инциденты-стрелялки» в демилитаризованной зоне между Северной и Южной Кореей — ещё один пример.
Раздор между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха продолжается с 1988 года.
В случае с Украиной мы имеем дело с возвращением времён холодной войны — с её традиционными противниками Москвой и Вашингтоном. Эксперты считают, что замороженные конфликты в значительной степени представляют собой поле для реализации «великодержавной политики». И там, где сталкиваются интересы сверхдержав, прочая «часть мира» решающего голоса не имеет. Европейский союз предложил Украине путь к членству, и это стало искрой, которая зажгла восточный украинский конфликт. С «яростной решимостью» президент России Владимир Путин противостоит уходу Украины в сторону ЕС и НАТО, поскольку Киев всегда был «традиционной сферой влияния» Москвы. И такую ситуацию эксперты находят «колоссально опасной».
Похоже, что опасность погружения евромира в геополитическую и экономическую катастрофу оценили и в ЕС.
Об этом в репортаже из Брюсселя рассказал американец Лоренс Норман, корреспондент
«Уолл-Стрит Джорнэл».
Европа встретилась с Азией. Милан, 2014 год. Фото: «France-Presse» / «Getty Images»
Европейский союз мог бы значительно ослабить санкции в отношении России и возобновить переговоры с этой страной по всем вопросам, начиная с обсуждавшегося ранее безвизового режима и оканчивая кризисами в Ливии, Сирии и Ираке. Разумеется, при условии, если президент России Владимир Путин положит конец кризису в Восточной Украине. Об этом говорится в документе Евросоюза, представленном для обсуждения, пишет журналист «Уолл-Стрит Джорнэл».
Документ указывает, что ЕС всё же не может вести себя с нынешней Россией как ни в чём ни бывало. Тем не менее, Брюссель считает, что пришло время рассмотреть вопрос «постепенной нормализации» многих аспектов связей с Россией. Речь идёт даже о «значительном сдвиге» в отношениях.
Как указывают авторы евродокумента, политика изменений будет зависеть от Москвы. На повестке дня стоят вопросы установления мира и полного прекращения огня. Также России следует соблюдать соглашение о газоснабжении, подписанное с Украиной. Наконец, Кремлю не стоит предпринимать попытки по созданию препятствий на пути развития торговли Украины с ЕС, а также на пути продвижения Киева и Брюсселя к политическим соглашениям.
Документ этот совсем свежий; текст его ещё даже не разослан государствам-членам ЕС, отмечает журналист. Он подготовлен внешнеполитическим ведомством ЕС накануне встречи министров иностранных дел союза в Брюсселе (состоялась в понедельник).
Корреспондент сообщает, что этот документ всего лишь призван «создать тему для обсуждения». И всё же он представляет собой самую настоящую и «серьёзную» попытку чиновников ЕС «ослабить напряжённость» и «показать кролику морковку». Данный документ во многом отражает мнения тех стран в ЕС, которые считают, что пришло время «вести диалог», а не «оказывать дополнительное давление».
Журналист полагает, что никакого «немедленного решения» в ходе обсуждения документа принято не будет. Перспективу изменения подхода ЕС к России автор статьи считает «среднесрочной».
Также Лоренс Норман напоминает, что из-за кризиса на Украине связи ЕС с Россией стали разрушаться. После того как Москва увела Крым, Брюссель «отрезал» контакты с Россией по целому ряду вопросов в сферах торговли, энергетики и безопасности. Несмотря на возражения «оппозиции» внутри союза, Брюссель ввёл в прошлом году индивидуальные и общие экономические санкции в отношении России. Последние автор находит «одной из причин финансового и экономического кризиса, с которым столкнулась России».
Между тем имеются «некоторые признаки» стабилизации ситуации на востоке Украины. Оттуда поступают «сигналы» о поисках «путей выхода из тупика».
И неспроста глава внешнеполитического ведомства ЕС Федерика Могерини заявила недавно, что она прибудет Москву в начале 2015 года. Она настаивает на сохранении диалога.
Возвращаясь к документу, автор указывает, что в тексте заострён вопрос о том, нужен ли ЕС «более активный подход», включающий в том числе ряд возможных компромиссов, способных привести к изменению политики России.
«Такой процесс необходимо вести избирательно и постепенно, соизмеряя его со степенью положительных ответов России», — несколько расплывчато говорится в тексте.
Одной из ключевых идей надо считать мысль о том, что санкции ЕС в отношении России следует перераспределить: одна группа санкций будет направлена на тех людей, кто непосредственно связан с присоединением к России полуострова Крыма, вторая же часть могла быть снята в случае нормализации обстановки на востоке Украины.
Первая группа санкций сохранит своё действие до тех пор, пока Москва не вернёт Крым. Однако здесь, отмечается в документе, «никаких изменений в краткосрочной перспективе не ожидается».
Что до санкций второй группы, то их «ЕС должен быть готов свернуть» после того как Москва реализует Минские соглашения.
Кстати, никакого упоминания о том, что санкции могут быть ужесточены, если не появится никаких улучшений в ситуации на востоке Украине, в документе нет.
Зато в тексте сказано, что неплохо бы расширить сотрудничество с Россией в трёх основных областях: внешняя политика, торговля и отраслевое сотрудничество. Евросоюз желал бы «более тесного налаживания сотрудничества» Брюсселя и Москвы в вопросах борьбы против «Исламского государства» в Сирии и Ираке, в координации политики в отношении Ливии, Ирана и по ближневосточному мирному процессу.
В документе говорится даже о том, что если Россия не начнёт ставить палки в колёса «реализации торгового соглашения между Украиной и ЕС» и примет меры по урегулированию нерешённых торговых споров, ЕС «мог бы рассмотреть» вопрос об установлении «официальных отношений» с Евразийским экономическим союзом, в котором «доминирует Россия».
Авторы документа также настроены на «постепенное возобновление дискуссии по вопросам энергетики, окружающей среды и изменения климата».
Наконец, будет обсуждаться и возможность возобновления переговоров по безвизовому доступу для россиян в страны ЕС.
Совершенно очевидно, добавим в заключение, что голоса противников санкций из Германии, Испании, Италии и некоторых других стран ЕС были услышаны. Документ появился сейчас не случайно: в марте 2015 г. «первый пакет» санкций против России заканчивает своё действие; придёт пора решить вопрос о продлении санкций или их отмене. Продление оказалось бы решением крайне болезненным для экономик многих стран Евросоюза, торгующих с Россией. И речь не о Венгрии, которую считают enfant terrible Евросоюза, а об упомянутых развитых экономиках: в Германии 80% компаний, работающих с Россией, выступают против продления санкций, а испанское и итальянское сельское хозяйство, а также туристические и торговые компании несут огромные убытки. В Барселоне скоро «русские» магазины начнут закрываться.
Для продления санкций необходимы голоса всех 28 государств ЕС. Поэтому можно смело прогнозировать, что с марта санкции будут постепенно сниматься. Нет, полностью их не отменят (из-за Крыма), но послабление Москве дадут.