25 декабря в Иране начались крупномасштабные межвидовые учения вооруженных сил под кодовым названием «Мухаммед, посланник Аллаха», которые продлятся шесть дней. Главная задача, которая отрабатывается войсками на этих учениях, заключается в отражении нападения противника со стороны Оманского залива. Район учений общей площадью 2,2 млн. кв. км охватывает территорию от восточной части Ормузского пролива до пакистанской границы и десятой параллели северной широты в Индийском океане, а также ряд восточных и южных провинций сухопутной территории Ирана.
Командующий военно-морским флотом Ирана контр-адмирал Хабибула Саяри заявил в связи с проводящимися учениями, что военная мощь Ирана не направлена ни против кого-либо из соседних стран, а ее укрепление имеет единственной целью защиту национальных интересов и границ страны. Он также подчеркнул, что Иран готов взять на себя ответственность за обеспечение безопасности в северной части Индийского океана к востоку от Ормузского пролива, и предложил соседям в дальнейшем проводить такого рода учения вместе. Это заявление лежит в русле официальной позиции Тегерана, считающего, что государства Ближнего Востока способны самостоятельно решать проблемы обеспечения безопасности и не нуждаются для этого в военном присутствии внерегиональных держав.
Активность Ирана в регионе не ограничивается проведением крупномасштабных учений. Тегеран также увеличивает военную и иную поддержку правительству Ирака в его борьбе с террористической группировкой «Исламское государство» (ИГ). По словам специального помощника президента Ирана по делам религиозных меньшинств Али Юнеси, Иран рассматривает безопасность Ирака как свою собственную, и иранская политика по отношению к соседу определяется именно этим. В условиях, когда иракская армия потерпела летом ряд чувствительных поражений от боевиков ИГ, а курдские военизированные подразделения пешмерга в своем противостоянии с ИГ зачастую преследуют собственные цели, малосовместимые с сохранением территориальной целостности Ирака, единственной опорой нового иракского премьер-министра Хайдара аль-Абади являются шиитские вооружённые формирования. Последние неудачи ИГ в Ираке во многом вызваны именно их действиями.
В Йемене шиитская повстанческая группировка «Аль-Хуси» в последнее время одержала ряд побед над правительственными войсками и в дополнение к граничащим с Саудовской Аравией мухафазам Саада, Эль-Джауф и Хадджа взяла под контроль значительную часть столицы страны Саны, в том числе правительственные здания, вынудив премьер-министра Мухаммеда Басиндву уйти в отставку. И хотя представители «Аль-Хуси» и не вошли в новое правительство, тем не менее они оказывают существенное влияние на его работу и на положение дел в стране. Главным зарубежным спонсором этой группировки тоже является Иран.
Политика Тегерана в настоящее время во многом определяется обстановкой, которая складывается вокруг ядерной программы Исламской Республики. На протяжении последнего года мировая пресса полнилась слухами о том, что всеобъемлющее соглашение между Ираном и США вот-вот будет достигнуто, санкции с Ирана будут сняты, а Вашингтон и Тегеран из противников превратятся чуть ли не в партнеров. Считалось, что появление общего врага в лице ИГ должно еще больше сблизить позиции сторон и вернуть их отношения если не к тому уровню, который был в шахские времена, то к чему-то очень близкому. Эти слухи сильно нервировали многих участников ближневосточной политики, в том числе такие разные во всех смыслах государства, как Саудовская Аравия и Израиль. Однако чем ближе была контрольная дата 24 ноября, тем настойчивее эти слухи становились.
И всё же разногласия стран P5+1 и Ирана оказались слишком значительными, а отведенного срока для их преодоления не хватило. Теперь решено продлить переговоры по иранской ядерной программе до 1 июля 2015 года. Американские санкции остались в силе, и иранцы не скрывают своего разочарования. Кроме того, в Иране сильно убеждение, что происходящее падение цен на нефть при всей его антироссийской направленности нацелено также и на ослабление иранских переговорных позиций. Возможно, в расчеты Вашингтона входит и то, что провал переговорного процесса в сочетании с падением цен на нефть приведёт к ослаблению внутреннего единства иранского руководства, возникновению трений между президентом Роухани и министром иностранных дел Зарифом, имеющими репутацию умеренных, с одной стороны, и духовным лидером Хаменеи и его опорой в лице Корпуса стражей исламской революции (КСИР) - с другой. Слухи о таких разногласиях упорно ходили в западной прессе, но так и остались слухами. Больше того, командующий КСИР Мухаммед Али Джафари недвусмысленно опроверг любые спекуляции на данную тему, назвав их «психологическими операциями противника». Он заявил, что Корпус стражей пользуется полным доверием со стороны президента Роухани. Естественно, позиция командующего КСИР отражает и позицию духовного вождя Ирана аятоллы Хаменеи.
Судя по всему, Иран намерен показать и Соединённым Штатам, и другим государствам, что в его колоде имеется достаточно козырей. События в Йемене должны были напомнить американцам, что по другую сторону саудовско-йеменской границы, в восточных провинциях Саудовской Аравии, где как раз и добывается основная саудовская нефть, тоже проживают шииты, и это открывает простор для самых разных геополитических комбинаций. Как сказал директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семён Багдасаров, Саудовская Аравия без восточных провинций – это пустыня без нефти. Да и в Ираке собственно суннитские территории, являющиеся базой операций «Исламского государства», своей нефтью почти не обладают, и даже простая локализация новоявленного «халифата» в этих территориальных пределах резко ограничивает экономические возможности ИГ, не позволяя сделать дорогостоящий процесс дестабилизации Ближнего Востока самоокупаемым.
Иран готов самым серьезным образом наносить прицельные удары в болевые точки выстраиваемой Америкой схемы международных отношений, подразумевающей, что терроризм под флагом ислама делается главным источником мирового хаоса, а сами американцы одной рукой сбрасывают на боевиков «Исламского государства» бомбы, другой - заботливо убирают все препятствия с их дороги. Взаимопонимание между Ираном, Россией и Китаем уже позволило остановить натиск США на Сирию в 2013 году. И теперь отказ Тегерана разменять свою ядерную программу на американские посулы говорит о том, что из судьбы Милошевича, Саддама Хусейна и Каддафи иранцы сделали правильные выводы.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+