Associated Press получило доступ к документам, проливающим свет на крупнейший провал Агентства США по международному развитию (USAID) на Кубе. Из полученных документов видно, как вместо поставленной цели по разжиганию протеста против кубинских властей в молодежной среде, был достигнут обратный результат – дискредитация кубинской оппозиции связями с Америкой.
В начале 2009 года компания «Международное творческое партнерство», работающая с USAID, отправила сербского музыкального промоутера Божича на Кубу с тайным поручением: завербовать и оказать финансовую поддержку одному из самых известных рэперов Гаваны, а также усилить протест молодежной субкультуры против правительства.
В коммунистической Кубе за такой «проект» промоутер Райко Божич мог отправиться в тюрьму. Поэтому, когда он связался со звездой хип-хопа Альдо Родригезом, Божич утаил свои реальные планы, а также свою работу на USAID.
Альдо был героем местного хип-хоп андеграунда, известным из-за своего творчества, направленного против власти Кастро. Рэпер и его группа «Лос Альдеанос», были вне своей воли втянуты в конфликт между Гаваной и Вашингтоном, что подтверждается множеством документов, полученных Associated Press.
Секретный кубинский проект USAID был призван «распространить демократию» на Кубе, однако, как иные подобные операции США на Кубе, был доверен любителям-неудачникам.
Документы свидетельствуют, что USAID неоднократно подвергал угрозе ничего не подозревавших кубинцев, а также собственных агентов. Кубинские власти задерживали и допрашивали их как минимум шесть раз, конфисковали носители информации, на которых содержалась информация, подтверждающая их связи с USAID.
Таким образом, вместо разжигания демократической революции, была скомпрометирована реальная оппозиция, представлявшая массовый народный протест на Кубе еще со времен прихода к власти Кастро.
В своем письменном заявлении, USAID признал факт проведения проекта на Кубе, однако отрицал его подпольный характер. Чиновники USAID назвали ложными любые утверждения о тайном характере операции и заявили, что их программы «направлены на укрепление гражданского общества в местах, где гражданская активность подавляется властями».
Однако, как следует из документов, планировалась тонкая манипуляция общественным мнением: заполучить хип-хоп сцену, чтобы с помощью нее «помочь кубинской молодежи прорвать информационную блокаду» и «объединить молодежь для социальных перемен». Под видом данных инициатив Альдо и множество кубинских музыкантов должны были повышать свою узнаваемость и разжигать своих фанатов для борьбы с правительством.
Если кому-то кажется странным, что США использовали музыку в целях борьбы с правительством Кастро, то следует заметить - подобный прецедент уже был. Проект серба Божича был навеян протестными концертами студенческого движения, которые помогли свергнуть бывшего президента Сербии Милошевича в 2000 году.
В результате ряда ошибок работников USAID, вся группа была разоблачена и задержана кубинскими властями, которые получили доступ к совершенно секретной информации. Организаторы проекта бежали с Кубы, а задержанные американские агенты подверглись репрессиям. Так, один из сотрудников USAID был осужден к 15-летнему сроку лишения свободы.
Кубинские музыканты были шокированы, когда узнали, с кем они имели дело. Основатель крупнейшего хип-хоп фестиваля «Рутилла» Михель Матос заявил, что он «никогда бы не взял деньги от американского правительства, поскольку это означало бы, что он борется не только с кубинским правительством, но и кубинским народом в целом. Это огромный позор».
Сейчас проведение данного фестиваля взято под контроль кубинским правительством. Таким образом, своими действиями USAID дало повод кубинскому правительству закрыть то самое культурное, независимое от правительства народное протестное движение, в котором нуждалась Америка.
Что касается участников данной операции со стороны USAID, то они теперь официально работают на американское правительство. Божич занимается американскими проектами на Украине и Тунисе и Ливии. Другой участник операции перешел на работу напрямую в USAID.
http://ruposters.ru/archives/10596