Новый «Южный поток»: почему Турция хорошо умеет считать
Нынешняя история с поворотом «Южного потока» в Турцию весьма показательна и поучительна. Для очень многих «групп лиц». Для российских, точнее антироссийских, либералов, пребывающих в убеждении, что Россия своими действиями ополчила против себя буквально весь мир. Для европейцев, пока остающихся в заблуждении относительно истинных размеров своей международной значимости. И особенно для некоторых «славянских братьев», эту свою «братскость» проявляющих крайне специфически. Суть урока заключается в том, что сочетание здравого смысла и реального адекватного подхода к экономике всегда ведет к обоюдной выгоде.
При чем тут Россия и Турция? А вот при чем. История российско-турецких отношений куда продолжительнее и сложнее, чем, скажем, российско-украинских. На протяжении веков мы в основном воевали. Так что оснований «зачитывать длинный список застарелых обид» у Турции намного больше, чем у Украины. Но, в отличие от Киева, Анкара очень хорошо умеет считать и не отрицает всеобщность таблицы умножения.
Расчеты показывают следующее. Нынешнее население Турции составляет 76,4 млн человек (данные за 2013 год). В 2010-м оно насчитывало 73,7 млн человек. Т.е. среднегодовой рост на уровне примерно 1,83%. При сохранении нынешних темпов роста населения, согласно прогнозу ООН, к 2038 году в Турции будет проживать от 83 до 100 млн человек. Институт статистики самой Турции полагает наиболее вероятным показатель в 90 млн.
Примерно треть турок сегодня проживает в деревнях. Но их количество уменьшается за счет роста доли городского населения. К примеру, в 2011 году в городах проживало 76,8% граждан страны, а в 2012-м уже 77,3%. Эта цифра важна в том смысле, что городской житель потребляет электроэнергии значительно больше деревенского. Хотя эта разница сглаживается за счет активного проникновения в деревню «благ цивилизации» (телевизор, спутниковая тарелка, стиральная машина, холодильник, кондиционер, прочая бытовая техника). Однако это все равно означает рост общего потребления электроэнергии в стране даже за счет экстенсивных процессов.
В 2011 году среднегодовое потребление электричества на человека в Турции составило 2709 кВт.ч. По сравнению с 2000-м этот показатель вырос на 73,1%. Вырос как по причине общего увеличения численности населения страны, так и по причине роста потребления по мере приближения среднего уровня жизни «к европейскому». Для справки: средний норвежец в год потребляет 25 175 кВт.ч; швед — около 14 939 кВт.ч; американец — 13 393 кВт.ч; финн — 16 482 кВт.ч; француз — 7728 кВт.ч; немец — по 7215 кВт.ч; россиянин — 6430 кВт.ч. Разница обусловлена размером доли электричества, расходуемого на обогрев, и уровнем внедрения энергосберегающих технологий. Впрочем, климатические различия тоже играют важную роль.
Это значит, что, кроме простого экстенсивного роста суммарной потребности в электричестве, в Турции еще будет происходить рост среднедушевого расхода за счет повышения общего уровня жизни. Чтобы выйти хотя бы на уровень потребления «как в Чехии или Дании», Турции потребуется минимум удвоить свою энергогенерацию в ближайшие 5-10 лет и увеличить в четыре раза к 2040 году. Однако на пути к цели у страны находится ряд принципиальных проблем.
Первая заключается в отсутствии на ее территории сколько-нибудь значительных запасов энергоносителей. Так уж сложилось географически. Поэтому к настоящему времени Турция импортирует 90% используемого каменного угля, 94% потребляемой нефти и почти 100% природного газа. Это при том, что 50% электричества в стране производится из газа (в подавляющем большинстве — импортного) и еще 25% — из аналогичного по происхождению угля.
Анкара на протяжении вот уже более 10 лет активно пытается диверсифицировать свою энергогенерацию. Например, путем развития ГЭС, вклад которых в 2011 году в общий объем получения электричества составил 23%. Но тут страна уже уперлась в предел возможности своей речной сети. Вода Тигра и Евфрата чрезвычайно необходима не только самой Турции, но и расположенным ниже по течению Ираку и Сирии. Еще в 1990 году Анкара была вынуждена договориться с соседями о квотировании водного дебета. Подписав Соглашение фактически уже после принятия у себя Проекта Юго-Восточной Анатолии (ЮВА), Анкара попала в непростую ситуацию. С одной стороны, реализация ЮВА создавала в стране 22 плотины, 19 крупных ГЭС, расширяла площадь орошаемых земель на 1,7 млн гектаров и обеспечивала генерацию 27 млрд кВт.ч. электроэнергии в год. Примерно половину от объема 1990 года. Но по ходу строительства проект привел к уменьшению объема стока Евфрата в Сирию на 50%. С начала реализации ЮВА объем стока реки снизился с 30 до 16 кубических километров воды в год. Был момент, когда дело всерьез запахло реальной войной. Это вторая принципиальная проблема турецкой энергетики. Водную генерацию дальше развивать просто некуда.
Третьей проблемой является использование разнообразных восполняемых источников вроде ветряных или солнечных электростанций. В целом Турция этот сегмент развивает, но ничего не может поделать с экономической составляющей «зеленых технологий». На текущем мировом уровне научно-технических знаний себестоимость одного кВт.ч. электроэнергии выглядит следующим образом (в евроцентах): газ — 4,6; уголь — 4,9; ГЭС — 7; ветер (суша) — 8; ветер (морские) — 12; геотермальная — 9; солнечная (светофильтрация) — 20 (25 во вторые 10 лет эксплуатации); солнечная (тепловая) — 18 (20); биомасса — 14. Это еще раз подтверждает печальный факт. Что бы там ни говорили «зеленые» про защиту экологии, но восполняемые источники пока сильно дороже традиционных. Турция не может себе позволить делать на них основную ставку. Несмотря ни на прямые инвестиции от МВД (более 2 млрд долл. за 10 лет), ни на жесткое давление Евросоюза. Анкара обозначила свою позицию четко и придерживается ее неукоснительно. Альтернативная генерация не будет включаться в единую энергосеть, и ее объем не будет доводиться до требований ЕС в 25-30% от общей. На мой взгляд, это весьма взвешенная и обоснованная позиция.
Все опять упирается в экономику. Нынешний рост ВВП Турции основан на сбалансированном подходе к формированию рыночной цены электричества. На сегодняшний день розничная цена на электричество для конечного потребителя в стране составляет 11,5 евроцента для населения и 7,6 евроцента для промышленности за кВт.ч. Обеспечить такие цены Анкара может только потому, что 3/4 генерации дает газ и уголь (средняя себестоимость 4,7 евроцента за кВт.ч.) и еще 15% дают ГЭС. Взятые вместе они позволяют покрывать прямой убыток от всех прочих вариантов.
Отсюда напрашивается простой и очевидный вывод. Турция жизненно заинтересована в получении больших объемов дешевых энергоносителей. Подчеркиваю, жизненно. Да, сейчас Анкара активно развивает атомную энергетику. В будущем, лет через 20-25 АЭС начнут давать значительный, а может быть, и основной вклад. Но на ближайшие 20 лет альтернативы дешевому газу у Турции нет совсем. Вообще совсем. Причем, даже если какой-нибудь Катар за свои деньги, т.е. для турок даром, построит в Турции терминал по приему СПГ, то цены на сам СПГ все равно останутся минимум на треть выше российских. Для страны, половина генерации которой зависит от газа, это абсолютно непозволительная роскошь. И Турция сей момент прекрасно понимает. Потому что она очень хорошо умеет считать.
Кого-то еще удивляет та радость и энтузиазм, с которыми Турция схватилась за предложение «Газпрома» перевести трубу «Южного потока» вместо Восточной Европы в Турцию? Турки с русскими не братья? Да туркам на это как-то глубоко фиолетово. Турки с русскими в прошлом много воевали? Да мало ли кто, где, с кем, когда воевал?! Это было другое время и другие люди. И вообще, доля России во внешней торговле Турции составляет 10%, Китая — 9,8%, а США — лишь 5%. Да, тут Германия может возразить, что она третья, целых 9%. Но она все равно лишь третья. И самое главное, никто из европейских стран не в состоянии поставить Анкаре столько газа по такой низкой цене. Да еще и дать ну просто шоколадный карт-бланш на его дальнейшую перепродажу уже в саму Европу.
Так что переполошившиеся европейские переговорщики могут обивать пороги Анкары сколь угодно настырно. Их, безусловно, выслушают. С ними поговорят. Вежливо поулыбаются. И, вероятнее всего, напомнят старые обиды. Например, тот факт, что Турция просилась в Евросоюз аж с первых лет его учреждения. Более того, ЕС вообще возник при весьма активной политической международной поддержке Турции. Но с тех пор Брюсселю все что-то мешало принять Анкару в дружную семью европейских народов. То одно, то другое. То проблема курдов. То проблема с демократическими свободами. То еще что-нибудь.
Теперь все. Поезд ушел. Россия сделала Турции такое предложение, перебить которое не в состоянии никакие козыри. Вообще. По одной простой причине. В отличие от европейцев, турки очень хорошо умеют считать. И не противопоставлять политику экономике. Именно российский газ обеспечивает Анкаре решение всех ее энергетических проблем, а также стабильность успешного поступательного развития ее экономики на ближайшие четверть века минимум.
Так что российско-турецкому газовому проекту точно быть. Он одинаково выгоден обеим сторонам. А для Турции так вообще является чем-то вроде такого огромного и желанного спасательного круга для всей ее национальной экономики. По примеру украинцев угробить свою экономику, лишь бы «не торговать с русскими»? Уверен, в Анкаре вообще не поймут, про что это вы.
Турция в очередной раз сыграла на противоречии мировых центров
Визит президента России в Турцию вызвал большой резонанс. Не только в виде заявлений и комментариев, но и в действиях. Оно и понятно, слишком знаковым получился визит Путина в страну, которая не присоединилась к антироссийским санкциям ЕС и США... и сразу же от этого выиграла: Москва решила отказаться от "Южного потока" и перенаправить свои трубы в Турцию.
Визит президента России в Турцию вызвал большой резонанс. Не только в виде заявлений и комментариев, но и в действиях. Оно и понятно, слишком знаковым получился визит Путина в страну, которая не присоединилась к антироссийским санкциям ЕС и США... и сразу же от этого выиграла: Москва решила отказаться от "Южного потока" и перенаправить свои трубы в Турцию.
Для Анкары это хорошая подпитка в плане повышения своей значимости не только для региона, но и для Европы. Не случайно Эрдоган рассыпался в комплиментах Путину и даже похвалил политику российского лидера в Крыму, дескать, крымско-татарский язык получил в новой российской автономии статус государственного, чего раньше не было... Можно представить, как чертыхнулись от таких похвал в Вашингтоне и Брюсселе.
В ИТОГЕ В БОЛГАРИИ, ПРОФУКАВШЕЙ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ БОНУСЫ ОТ транзита российского газа, кусают локти, а Анкара посмеивается, наблюдая, как переполошились евродипломаты. Нельзя не отдать должное тройке Эрдоган - Ахметоглу - Чавушоглу: президент, премьер и глава МИД этой страны сумели в очередной раз сыграть на противоречии мировых центров, получив от этого конкретные дивиденды для развития экономики своей страны. И вот уже потянулись в Анкару западные дипломаты, чтобы убедить Турцию не слишком уж потакать Москве...
Однако вряд ли евробюрократам удастся убедить Анкару отказаться от достигнутых договоренностей. Что может предложить ЕС Турции? Членство в ЕС? Анкара вряд ли поверит на слово. Более того, если такой разговор пойдет, Анкара потребует реальных гарантий.
У Еревана здесь свой интерес. Понятно, что на полях очередных консультаций ЕС - Анкара так или иначе вновь будут затронуты "армянские вопросы": всего несколько месяцев осталось до 100-летней годовщины Геноцида, и в этом контексте нынешний дипломатический успех важен для Анкары. В ответ на очередные европейские реверансы последняя может намекнуть, что еще более усилит пророссийский крен, если лидеры западного сообщества будут слишком активны в мероприятиях, связанных с этой скорбной датой.
Возможно, всплывет и тема открытия армяно-турецкой границы. Даже очень вероятно, что всплывет. Не случайно турецкие лидеры в последнее время вновь затянули старую песню о том, что Анкара протянула Еревану руку, но последний, дескать, отказывается ее замечать. Анкара снова будет напирать на то, что Турция готова открыть армяно-турецкую границу, возобновить работу железнодороджной ветки Карс-Гюмри, если Ереван и союзники будут сдержанны в вопросе Геноцида.
ЕЩЕ ОДИН ЛЮБОПЫТНЫЙ МОМЕНТ В ТОМ, ЧТО ЭТА ОЧЕНЬ ВОЗМОЖНАЯ в ходе евро-турецких консультаций тема будет обсуждаться европейскими и турецкими дипломатами на фоне активизации разговоров о возможности разблокировать железную дорогу, проходящую через Абхазию... Чисто теоретически можно представить, что, если по инициативе ЕС и Москвы будут разблокированы обе железнодорожные ветки, это может резко изменить ситуацию, оказать положительное влияние не только на региональные, но и глобальные геополитические процессы, став на фоне нынешнего общемирового раздрая положительным примером налаживания мостов между Западом и Востоком.
Увы, все это только теоретически. На практике описанный сценарий выглядит зыбко, поскольку цель Анкары вовсе не в налаживании мостов между Брюсселем и Москвой, не в создании новых импульсов для региональной интеграции, решении региональных конфликтов и уж точно вовсе не в деблокаде Армении. Стратегические цели Анкары скорее прямо противоположны, а тактическая задача примитивна: в создавшейся благоприятной для нее ситуации воспользоваться выпавшими шансами на полную катушку, потянуть время в обсуждениях и если уж не добиться новых европейских преференций, то по крайней мере ослабить воздействие на политические процессы мероприятий к вековой годовщине Геноцида. При этом Анкара всегда может рассчитывать на поддержку Баку, которая может вылиться в очередные провокации на границах с Арменией и Арцахом. Ведь любая провокация снижает, если не сводит на нет, вероятность конструктивных решений и усилий в направлении стабильности.
Некоторые эксперты полагают, что одним из инструментов воздействия Запада на Анкару может стать попытка организации в Турции очередной цветной революции. Но выглядит эта версия не очень убедительно даже на фоне волнений, которые перманентно возникают в Турции в последнее время: увязнув по уши на Украине и в ближневосточных проблемах, США и ЕС вряд ли захотят навязать себе на шею расхлебывание последствий еще одного - на этот раз турецкого - майдана. Не приходится сомневаться, что трио Эрдоган –Давутоглу - Чавушоглу постарается с пользой для себя воспользоваться и этим обстоятельством.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Чтобы писать комментарии Вам необходимо зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
» Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации. Зарегистрируйтесь на портале чтобы оставлять комментарии
Материалы предназначены только для ознакомления и обсуждения. Все права на публикации принадлежат их авторам и первоисточникам. Администрация сайта может не разделять мнения авторов и не несет ответственность за авторские материалы и перепечатку с других сайтов. Ресурс может содержать материалы 16+