Альтернатива “западной демократии” есть - уверен китайский инвестор и политолог Эрик Ли, выступивший на конференции американского фонда TED (Technology Entertainment Design; Технологии, развлечения, дизайн). В своем выступлении Ли поставил под сомнение неизбежность превращения каждого общества в капиталистическое, многопартийное и демократическое.
“Сказка о двух политических системах” - так назвал свое выступление Эрик Ли. Из речи китайца ясно, что под “двумя системами” он имеет в виду коммунизм, в неизбежности торжества которого заверяли в прошлом веке, и капитализм, который вроде как должен был тотально победить после распада СССР. Но ни того, ни другого не произошло.
Вместо того, чтобы стремиться к установлению одной из двух названных систем, КНР соединила их элементы, и создала собственный общественный строй. Причем это не только не помешало, но и способствовало вхождению Китая в число ведущих мировых держав.
“Исследовательский Центр Pew провел в Китае общественный опрос. Вот некоторые цифры за последние годы. Уровень удовлетворенных правительством страны - 85 %. Количество тех, кто думает, что стали жить лучше чем 5 лет назад - 70 %, и тех кто думает, что в будущем будет еще лучше - ошеломляющие 82 %. Газета Financial Times провела международный опрос среди молодежи и вот вам свежие цифры, которые пришли всего неделю назад. 93 % китайского Поколения Y считают, что будущее их страны безоблачно. И если это не законность, то тогда я вообще не знаю, что такое законность”, - рассказывает Ли, опровергая западную догму о том, что “правление одной партии” не может быть законным, а затем - приводя в пример “демократические страны”.
“В противовес, большинство демократических стран с системой выборов, страдают от гнетущих действий. Мне даже не надо вдаваться в подробности чтобы объяснить, насколько нефункционально это может быть, Вашингтон ли это или столицы Европы. Несмотря на исключения, огромное количество развивающихся стран, перенявших систему выборов, по-прежнему страдают от нищеты и гражданских конфликтов. Правительство избирается, а через несколько месяцев его популярность падает среди избирателей на 50 % и там и остается, или даже ухудшается аж до следующих выборов.
Демократия превратилась в замкнутый круг выборов и сожалений. С такими темпами, я боюсь, что именно демократические страны, а не китайская однопартийная система, рискуют потерять законность”, - иронизирует китайский политолог.
Конечно, в КНР много проблем - признает Эрик Ли. Однако это вовсе не означает, что проблемы порождены политической системой. Они общечеловеческие и есть во многих странах. И китайские власти прислушиваются к мнению народа ничуть не реже, чем “демократы”, а то и чаще.
“Фрэнк Фукуяма, политолог, назвал китайскую систему “отзывчивым авторитаризмом”. Это не совсем так, но, мне кажется, это близко к правде. Мне известна крупнейшая компания опроса общественного мнения в Китае. И знаете, кто является их крупнейшим клиентом? Китайское правительство. Не только центральное правительство, но и городское, провинциальное, и даже управление небольших районов. Они постоянно проводят опросы. Довольны ли вы уборкой мусора? Довольны ли вы общим направлением страны? Поэтому в Китае существуют разные виды механизмов, с помощью которых выявляются нужды и мышление людей. Я настаиваю на том, что нам следует перестать думать, что возможна лишь одна система - избирательная, избирательная, избирательная - при которой учитывается мнение людей. Я не уверен в том, что выборы все еще формируют где-либо в мире правительство, учитывающее мнения”, - озвучивает сомнения в действенности “демократии” китаец.
Тем не менее, отсутствие многопартийности вовсе не означает, что в стране нет гражданского общества.
“В Китае присутствует активное гражданское общество, которое реагирует на экологические и любые иные проблемы. Но оно другое. Вы бы не опознали его. Потому как по определению Запада, так называемое гражданское общество, должно быть отделено, или даже стоять в оппозиции политической системе. Но эта идея чужда китайской культуре. Гражданское общество существует уже тысячи лет, но оно последовательно и согласованно, и является частью политического порядка, и это, я считаю, огромное культурное различие”, - говорит Эрик Ли.
По мнению политолога из КНР, альтернатива тотальной “демократизации” есть - это построение разнообразных политических систем, отвечающих особенностям ситуации в каждой конкретной стране.
“Политическая модель Китая никогда не вытеснит избирательную демократию, так как в отличие от нее, эта модель не претендует на повсеместность. Ее нельзя экспортировать. И в этом вся суть. Значимость примера Китая состоит в том, что он не предлагает альтернативу, а демонстрирует, что эта альтернатива существует. Давайте подведем итоги эпохи метавысказываний. Коммунизм и демократия - идеалы достойные восхищения, но эра их догматичной универсальности закончена. Давайте прекратим говорить людям и нашим детям, что существует лишь один путь управления народом и единое будущее, к которому должны стремиться все общества. Это неверно. Это безответственно. И хуже всего - это скучно. Пусть универсальность уступит место многообразию. Возможно у нас впереди еще более интересные времена. Достаточно ли мы храбры, чтобы встретить их?” - Подытоживает Эрик Ли.
Собственно, выступление политолога и инвестора из КНР согласуется с позицией руководства Китая, которое стремится вместе с главами России и других стран БРИКС построить “многополярный мир”.
“Западная демократия” - не панацея, и, не будучи зашоренным человеком, легко увидеть, к чему привело бездумное насаждение “демократических порядков” в таких странах, как Ливия или Египет.
http://ruposters.ru/archives/10278