Преодолевая кризис доверия в Европе и России
Недавно я присутствовал на заседании российской Государственной думы, рассматривавшей вопрос, сформулированный как «Пути преодоления кризиса доверия в Европе». Мне показалось, что корректнее было бы говорить о кризисе доверия между Европой и Россией или между Европой и другими культурами, чем о кризисе доверия внутри самой Европы. Я не думаю, что рассуждения о законности и мировых нормах могут быть полезными для поисков реальных путей выхода из этого кризиса.
По моему мнению, Россия, как, к примеру, и Турция, до сих пор не ответила себе на вопрос о том, насколько она ощущает себя европейской страной. В то время как по представлениям европейцев Россия должна принадлежать западному миру, необходимо понимать, что для самой России это выглядит несколько иначе.
Конечно, Россия внесла немалый вклад в формирование общеевропейской культуры, и правда, что в России эпоха Просвещения привела к возникновению нигилизма, на что оказали влияние тесные отношения с Западом. Но известно также, что философия восточного «ориентализма» также проникла в Россию и получила весьма широкое распространение в 19 и 20 веках. Географически Россия — это отчасти азиатская страна, что отразилось и на существующем здесь религиозном и культурном многообразии.
С приходом Промышленной революции центр тяжести мира сместился на Запад. Существующие в сегодняшнем мире юридические, политические и экономические механизмы являются европоцентристскими. Поэтому языки, стандарты и другие образования стремятся к воспроизводству Европы. Европейская демократия появилась в результате экономического развития, за которое на протяжении полутора веков после Промышленной революции расплачивались другие страны.
Невозможно глубоко понять современную Европу и то, как практически функционируют установленные ей стандарты, не принимая во внимание геноцид, устроенный голландцами в отношении экономических интересов Малайзии в 19 веке, кровавую бойню, учинённую британцами в Западной Африке или разрушения, устроенные испанцами в Латинской Америке.
Необходимо принять во внимание, что именно Запад устанавливает мировые стандарты и настаивает на том, чтобы другие культуры им следовали, и «универсальность» служит этой цели. Термин «правовое государство» очень важно в отношении внутренних границ государства. Право связано и с юриспруденцией и с социальной сферой одновременно, так что и от сферы культуры оно недалеко.
Введение правовых стандартов, которые не учитывают специфических социокультурных факторов, может привести к уничтожению национальной культуры и угрожать самому политическому существованию соответствующей страны. Страны, которые попытаются это сделать, могут в результате оказаться ещё дальше от идеи законности и демократии, чем до этого, отчего и возникает кризис доверия.
Кроме того, можно увидеть определённые проблемы и в изучении отношений Совета Европы и ЕС. Реформы, разработанные специально для стран бывшего социалистического лагеря, как правило, не учитывают местного своеобразия и сводятся к обычной имитации. Политическая воля стран отдана монополии экспертов, чьи механизмы являются отражением европейских стандартов. Таким образом, социальная политика становится неэффективной, и государственная практика начинает отдаляться от жизни общества.
Это означает движение властных механизмов к односторонней стандартизации, которая становится главным механизмом Европы в отношениях с другими странами и культурами. Таким образом, право игнорирует самобытность и своеобразие всех стран, кроме тех, что изначально были ориентированы на Европу, и становится инструментом стандартизации. Этим, помимо прочего, утверждается неравенство.
Чувства незащищённости и опасности, вызванные манипуляциями Европы с целью привить свои стандарты, не ограничиваются одной Украиной — нечто похожее происходит и в отношении Ближнего Востока.
Преодолеть кризис доверия возможно только путём построения механизмов, основанных на глобальном плюрализме и равноправном участии всех при определении общих стандартов, но никак не на навязывании всем европоцентристских стандартов.
Автор: Осман Кен — профессор Университета Экономики и Технологии Анкары (Турция), специалист по международному праву.
Источник перевод для MixedNews — Полина Шелест Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|