В условиях санкций, низких цен на энергоносители и растущей конкуренции на рынке СПГ в России задумались об оптимизации регулирования деятельности в Арктике и ускоренном импортозамещении. Предлагается создать министерство по развитию Арктики и объединить северные регионы в единый арктический кластер.
Объединяй и властвуй
Как известно, западные санкции коснулись передачи технологий и оборудования для освоения континентального шельфа. Речь идет о высокотехнологичной продукции, уровень локализации которой в России пока недостаточен. Тем не менее, «ждать у моря погоды» нельзя - если «притормозить» темпы геологоразведки и освоения уже открытых месторождений, Россия через несколько лет вполне может оказаться «у разбитого корыта», а именно истощающихся запасов углеводородов в местах их традиционной добычи и поделенным между другими игроками мировым рынком сжиженного природного газа (СПГ).
Можно сказать, что в России до сих пор отсутствует комплексный подход к освоению арктической зоны, деятельность ведется отдельными компаниями и конкурирующими между собой субъектами Федерации. Чтобы оптимизировать регулирование деятельности по освоению Арктики, спецпредставитель президента РФ по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике, глава Ассоциации полярников и член совета директоров «Роснефти» Артур Чилингаров в ходе III Мурманской международной деловой недели предложил создать министерство по развитию Арктики. При этом в качестве кандидатов на пост главы нового ведомства называются как сам Чилингаров, так и, например, действующий губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин. Отметим, что прецедент создания министерств по территориальному принципу уже есть - так, создано министерство по развитию Дальнего Востока.
Со своей стороны, губернатор Мурманской области Марина Ковтун предложила заключить между северными регионами соглашение, которое предусматривало бы координацию деятельности региональных правительств, дабы исключить проявления нездоровой конкуренции и «перетягивания одеяла». Ведь освоение шельфа возможно лишь совместными усилиями, с привлечением ресурсов всех субъектов Федерации, расположенных в приарктической зоне.
Дары Севера
Как бы то ни было, но освоение арктического шельфа в России - не только пустые слова. Пусть заморожен проект освоения Штокмановского месторождения, на который возлагались большие надежды, но уже имеются результаты по другим проектам. Так, в ходе в ходе 7-й международной конференции «Освоение арктического шельфа: шаг за шагом», состоявшейся на днях в Мурманске, начальник управления по обеспечению производства ООО «Газпромнефть-Сахалин» Алексей Фадеев сообщил, что первую нефть с Долгинского месторождения планируется отгрузить в начале 2020-х годов. По его словам, в настоящее время проводится анализ данных, полученных в ходе бурения 3,5-километровой скважины (бурение завершено в конце августа 2014 года), завершается подготовка соответствующих отчетов. Разработка Долгинского и Приразломного месторождений будет вестись в рамках единого кластера, что позволит оптимизировать логистику доставки необходимых грузов.
Кроме того, «Газпром» уже отгружает нефть с Новопортовского месторождения. Общий объем добытой с начала года на месторождении нефти составляет порядка 150 тыс. тонн. Новый сорт нефти, получивший название Novy Port, по своим качественным характеристикам, в том числе низкому содержанию серы (около 0,1%), превосходит эталонный сорт Brent. Полномасштабная разработка Новопортовского месторождения запланирована на 2016 год.
Компания «Роснефть», со своей стороны, в 2014 году успешно завершила бурение самой северной в мире арктической скважины «Университетская-1», по итогам которого обнаружена нефть на лицензионном участке Восточно-Приновоземельский-1 в Карском море. По словам президента компании Игоря Сечина, предварительная оценка ресурсной базы только по этой первой открытой ловушке составляет 338 млрд куб. м газа и более 100 млн тонн нефти.
Кроме того, «Роснефть» вошла в проект «Печора СПГ» в Ненецком автономном округе. В рамках проекта в районе Индиги планировалось разместить плавучий завод по сжижению газа, к нему должен вести трубопровод с месторождений у Печоры длиной 300 км. Порт Индига заявлен как глубоководный порт с естественными глубинами порядка 17 м.
Полным ходом идет реализация проекта «Ямал СПГ», инвесторами которого выступают компании «НОВАТЭК» (60%), французская Total (20%) и китайская CNPC – (20%). По данным главы «НОВАТЭКА» Леонида Михельсона, на конец 2014 года объем инвестиций в проект составит $8 млрд. По его словам, уже законтрактовано 100% продукции СПГ: 27% – на Китай, в страны АТР – 36%, через «Газпром экспорт» - около 3 млн тонн на индийский рынок.
Заграница не поможет
Освоение арктического шельфа - крайне трудоемкая и инновационная задача, требующая проведения многочисленных НИОКР и внедрения в производство высокотехнологичного оборудования, которое в настоящее время производится лишь в двух-трех странах. В условиях санкций перед Россией стоит задача локализовать технологическую и производственную базу в кратчайшие сроки.
Так, по мнению первого вице-губернатора Мурманской области Алексея Тюкавина, необходимо обратить внимание не существующие отечественные технологии и аналоги, на объемы финансирования НИОКР, которое должно осуществляться в первую очередь за счет бюджета, но также и из внебюджетных источников.
Говоря о том, чего России не хватает в Арктике, выступивший в ходе 7-й международной конференции «Освоение арктического шельфа: шаг за шагом» заместитель директора Геофизической службы РАН Анатолий Виноградов выделил систему мониторинга за движением айсбергов (у России нет полярных спутников) и донные оптико-волоконные технологии по слежению за глубинными процессами, приводящими к неблагоприятным явлениям (например, образованию воронок). По мнению ученого, России необходимо совместно с Норвегией создать интегрированную систему мониторинга за движением айсбергов, а также ускоренными темпами работать над развитием собственных оптико-волоконных технологий.
В целом, по мнению экспертов, технологические проблемы создания техники и оборудования для работы в экстремальных условиях Арктики сравнимы с космическими, а часто и превосходят их по своей сложности. А потому перед Россией поставлены грандиозные научно-технические, инженерные и производственные вызовы.
Тем не менее, несмотря на санкции, сотрудничество России и Норвегии в Арктике будет продолжено. Так, на днях между Мурманской областью и Норвегией был подписан меморандум, действующий до 2016 года, который подтвердил намерения продолжить сотрудничество в сфере образования, культуры, экологии и социальных проектов. Ведь каковы бы ни были политические осложнения, всем ясно одно - освоение Арктики без международного сотрудничества, как и освоение космоса, практически невозможно.
Виталий Чернов. Источник: ИАА "Портньюс".
Рейтинг публикации:
|
Статус: |
Группа: Посетители
публикаций 0
комментариев 439
Рейтинг поста:
Штокман нам так и не запустили, регион тихонько издыхает
Одна надежда на военных - вроде движение пошло-пошло в последние годы