Россия возвращается на Тихий океан
Австралийская пресса много писала о том, что российские военные корабли провели учения с боевой стрельбой в Южно-Китайском море, затем посетили Индонезию и, наконец, конвой их четырех судов появился в международных водах близ австралийского Квинсленда. Три самостоятельных специализированных войсковых группы – это несколько необычная демонстрация мощи российского надводного флота в регионе.
Россия в течение последнего времени «играет своими мускулами» во всем мире, заставляя многих комментаторов задаваться вопросом о возможных реваншистских намерениях России вернуть себе статус сверхдержавы. Имеются и другие, помимо флотилии в Коралловом море, признаки растущей активности России, по крайней мере в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Как сказал на прошлой неделе посол России в Вашингтоне, «вы только переключаетесь на Азию, а мы там уже присутствуем».
Российские военно-морские офицеры на фоне крейсера «Варяг»
Так что же все это значит? Независимо от того, кто прав в споре о реальной военной мощи российского военно-морского флота (хотя это самое значительное присутствие неприглашенного флота у берегов Австралии за последние несколько десятилетий, Россия ведет себя подобным образом впервые после окончания холодной войны. Она настойчиво посылает западу сигналы о том, что возвращается на мировую арену и желает, чтобы ее воспринимали как игрока глобального масштаба. Автор подчеркивает: «Нам необходимо принять во внимание, что Россия стремится также к признанию ее интересов в Тихом океане».
Москва уже возобновила свои инвестиции в военные объекты на Тихом океане в рамках собственной программы, направленной на восстановление равновесия сил. С 2014 года на Тихоокеанском флоте, согласно объявленным планам, должны быть осуществлены крупномасштабные поставки нового военного оборудования и боевых кораблей, впервые с момента распада Советского Союза. Модернизация включает один из двух универсальных десантных кораблей-вертолётоносцев типа «Мистраль» (хотя Франция пока задерживает поставку судов в связи с возникшей напряженностью), несколько новых корветов и как минимум две новых подводных лодки класса «Борей» с ядерными баллистическими ракетами на борту.
По словам командующего военно-морскими операциями ВМС США адмирала Джонатана Гринерта, «Российские военно-воздушные силы сегодня более активны, чем когда-либо за последнее десятилетие». В мае в районе Гуама был обнаружен российский стратегический бомбардировщик, а дальняя авиация курсировала вдоль побережья Калифорнии, утверждает командующий (на тот момент) тихоокеанскими военно-воздушными силами США генерал Герберт Карлайл. Российские военные осуществляют разведывательные полеты по всему Тихому океану. Отмечается также резкое увеличение количества воздушных патрулей вокруг Японских островов и Кореи, тестирование опознавательной зоны ПВО США над Аляской. Гринерт преупреждает, что Россия проявляет активность также в подводном противостоянии. Несмотря на сложность отслеживания положения подводных лодок, он уверен, что субмарины составляют значительную часть российского Тихоокеанского военно-морского флота.
Автор резюмирует: «узость австралийской политики заключается в неспособности осознать факт превращения России в одну из наиболее эффективных военных сил в мире, воспринимающую себя глобальным игроком и возглавляемую человеком, верящим в возвращение России ее истинного положения в мировом порядке».
Эмилия Христофороу продолжает: «Несмотря на то, что экономический подъем Китая является одним из важнейших факторов стабильности и безопасности в нашем регионе, Россия также снова играет важную роль, а политическое сообщество, похоже, не заметило ее возвращения. В опубликованном в 2013 году последнем выпуске «Белой книги по вопросам обороны» имеется только шесть упоминаний о России. При этом три из них – в одном предложении, которое является наиболее содержательной оценкой роли России в нашем стратегическом регионе:
«Продолжая развитие тесных и обширных связей с Индией и Китаем, Россия стремится расширить свое влияние в Индийско-Тихоокеанском регионе за счет установления сотрудничества с новыми партнерами, как политического – путем консолидации и потенциального расширения группы БРИКС, включающей Бразилию, Россию, Индию, Китай и ЮАР, так и экономического, основанного на потенциале России как экспортера нефти и газа, ядерных технологий и обычных вооружений».
По мнению автора, наиболее важным в вышеизложенном является факт, что несерьезное восприятие России привело к недооценке ее стратегического развития и отсутствию у Австралии внятной политики в отношении Москвы. «Наша политика в отношении России не сформирована. Невозможно игнорировать, что Россия является одной из важнейших сил в регионе, и она меньше всех склонна принять существующий порядок глобального управления. В противном случае, взаимоотношения могут быть только антагонистическими и непродуктивными», считает эксперт.
Впрочем, автор видит и позитивные стороны ситуации: «благодаря недавнему морскому посланию от Владимира Путина и новому выпуску «Белой книги по вопросам обороны 2015 года у нас есть возможность уточнить курс. Эти события должны послужить сигналом для наших политиков в сфере обороны и иностранных дел о том, что пора включить отношения с Россией в число долгосрочных приоритетов, а также приложить усилия для выработки адекватной политики».
Источник перевод для MixedNews — molten Источник: mixednews.ru.
Рейтинг публикации:
|